Новости Казахстана

На ЭЦП возлагают надежды чиновники, чтобы снизить коррупционные риски при оказании госуслуг.
Актюбинская область по уровню оказания государственных услуг в электронном формате находится на последних строчках республиканского рейтинга. Показатель по итогам девяти месяцев – 18,1 процента, тогда как в среднем по стране – выше 30 процентов. Среди причин такого отставания — компьютерная безграмотность населения, недостаточная развитость сети интернет в отдаленных районах, а также слабая информированность о госуслугах, предоставляемых в электронном виде.
Всего на сегодня актюбинцы могут получать 362 государственные услуги, из них 215 — в электронном виде, не выходя из дома или же не отходя от рабочего места, но для этого нужно запастись электронной цифровой подписью (ЭЦП).
— Пропаганда и разъяснение такой возможности — одна из первоочередных наших задач. С января эта работа будет продвигаться по двум направлениям. Совместно с местным филиалом госкорпорации «Правительство для граждан» подготовили специалистов, которые научат пользоваться ЭЦП сначала сотрудников сельских акиматов, затем всех специалистов, работающих в районах. С другой стороны преподаватели информатики местных школ займутся с родителями учащихся. К этой работе привлекут и работников бюджетной сферы, большая надежда на библиотекарей и клубных работников, — поделился ближайшими планами руководитель областного департамента государственной службы и противодействию коррупции Кайыржан Токушев.

Нужно продолжить работу по сокращению издержек для предпринимателей и населения при государственном администрировании.
В связи с этим важно ускорить принятие закона, направленного на дальнейшее дерегулирование бизнеса.
Необходимо обеспечить цифровизацию процессов получения бизнесом господдержки с ее оказанием по принципу «одного окна».
Интеграция информационных систем госорганов позволит перейти от оказания отдельных госуслуг к комплексным по принципу «одного заявления».
Из Послания Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»

Реализацию идеи начали с департамента, все 35 его сотрудников имеют ЭЦП. В области же на сегодня насчитывается
4 433 государственных служащих. Все они, а также работники бюджетных организаций 10 января должны были последовать этому примеру.
Актуальная тема была поднята в ходе заседания межведомственной рабочей группы, посвященного улучшению качества оказания государственных услуг. И когда Кайыржан Токушев предложил поднять руку тех, кто оформил нужную подпись, то оказалось, что все присутствующие продвинутые в этом отношении. Теперь им предстоит провести агитацию среди родственников и близкого окружения.
— На повышение компьютерной грамотности направлены и открытые департаментом во всех акиматах сельских округов, отделениях «Казпошты» уголки электронного самообслуживания, обеспечивающие доступность и прозрачность государственной услуги. В таком случае у сельчанина отпадает необходимость выезда в райцентр или в Актобе, — продолжил Токушев.
Сфера госуслуг затрагивает каждого человека с момента рождения и сопровождает его по жизни. Одно из основных направлений госпрограммы «Цифровой Казахстан» — оптимизация и автоматизация госуслуг.
— Мы постоянно проводим эту работу. К примеру, после того, как в областном департаменте государственных доходов сняли барьеры между услугодателем и услугополучателем, сами работники налоговой службы признались, что им стало удобнее работать с населением. Для достижения цели мы буквально устраивали субботники по устранению барьеров, сейчас такая работа идет в районах, — продолжил Кайыржан Токушев.
Выяснилось, к примеру, что сами врачи плохо осведомлены о том, что медицинское обслуживание входит в сферу госуслуг. Некоторые из них до сих пор понятия не имеют о возможности электронной очереди к ним, тем самым снижают общие областные показатели.

Кроме того, государственные органы должны применять современные цифровые технологии для учета замечаний и предложений граждан в режиме реального времени и оперативного реагирования.
Из Послания Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»

Есть три уровня оказания государственных услуг. Оптимален электронный формат. На втором месте услуги, предоставляемые через корпорацию «Правительство для граждан» или Центры обслуживания населения (ЦОН). Ну и самое рискованное в коррупционном отношении и хлопотное для обеих сторон – обслуживание через канцелярию госоргана. Кипы документов с копиями – это вчерашний день бюрократии, от которой многие управления и департаменты никак не могут отказаться. К примеру, управлением предпринимательства к началу декабря прошлого года 265 услуг было оказано в бумажном виде.
– Мы сами заинтересованы в переходе на электронный формат и трижды писали письмо об этом в Министерство нац-
экономики, предлагая внести изменения в постановление правительства о переводе услуг в электронный формат, тем более для этого есть возможности, — парировала на замечание руководитель областного управления Анар Даржанова. – К тому же к нам документы предпринимателей поступают из районных отделов предпринимательства с сопроводительным письмом. Непосредственно встреча с ними происходит на заседании комиссии, где рассматриваются бизнес-проекты. Перевод взаимодействия на электронный формат значительно облегчил бы и нашу работу.
В ходе обсуждения стало известно о том, что ожидаемый проект постановления уже разработан, по нему предприниматели смогут напрямую сдавать свои документы в областное управление, к тому же руководство филиалов банков второго уровня находится в областном центре. На руках и проект постановления о внесении изменений в «Дорожную карту бизнеса-2020».
В отличие от управления предпринимательства, которое, казалось бы, должно идти на шаг впереди других госструктур, управление природных ресурсов и регулирования природопользования смогло наладить работу даже с рыбоводами Иргизского района. Как признался его руководитель Нуржан Аккул, для этого «без конца собирали их и в конце концов научили владеть компьютером, а не только удочками и сетями». Сейчас данное управление оказывает 94 процента услуг в электронном формате. Много было претензий к областному управлению по физической культуре и спорту, где за одиннадцать месяцев оказано 2 944 госуслуги, из них через госкорпорацию — 527, в бумажном виде — 2 417 и ни одной — в электронном виде. При этом зафиксировано шесть фактов запроса лишних документов, в чем как раз заключается коррупционный риск. Но, так как на заседание явился заместитель руководителя управления, занимающий свой пост всего два месяца, рассмотрение данного вопроса повестки дня отложили.
— Межведомственная рабочая группа может вносить рекомендации о привлечении отдельных руководителей к дисциплинарной ответственности — от замечания до увольнения, — напомнил при этом в назидание остальным участникам заседания руководитель департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции.
О многом заставляют задуматься госслужащих итоги соцопроса, проведенного аналитическим центром «САНА». Исследователей на этот раз интересовала степень осведомленности населения о стандартах государственных услуг и регламенте их предоставления, оценка обслуживания в egov.kz – электронного портала правительства, о коррупционных рисках. Самый низкий уровень осведомленности оказался в Темирском районе, также люди признавались в том, что сталкивались с намеками на денежное вознаграждение со стороны чиновников.

Важной является цифровизация процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом.
В частности, граждане должны видеть, как рассматриваются их обращения, и вовремя получать качественные ответы.
Из Послания Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»

Вместе с тем департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции беспокоит высокая текучесть кадров в актюбинских госструктурах и акиматах. Если по стране допускается показатель 6,2, то у нас он — 7,5, предстоит выяснить причины резкого роста по сравнению с уровнем предыдущего года. И в этом большая роль возлагается на службы внутреннего контроля. Ей необходимо быть более принципиальной и в выявлении коррупционных рисков.
— Сами не находят, мы же выявляем, — заметил по этому поводу Токушев.
К коррупционным рискам следует отнести и нецелевое использование служебного автотранспорта. Рейды проводятся не только днем, когда нарушителей вылавливают возле школ и детских садов, но и по ночам. В итоге 31 факт нарушений, зарегистрированных, в том числе, в десять вечера и в час ночи. Выяснилось, что казенный транспорт используется не только в личных целях, но даже в качестве такси. Как правило, виновным в этом оказывается недисциплинированный водитель.
— Отныне автомобиль без стикера с указанием его принадлежности госструктуре будет восприниматься как используемый в личных целях. И за это будет спрос. Для искоренения подобных явлений впредь к ответственности намерены привлекать руководителей акиматов и госструктур, а не водителей служебных авто, — предупреждение, к которому следует прислушаться. Как оказалось, в некоторых случаях стикеры игнорируют специально, чтобы автомобиль не привлекал внимание лишний раз в дорожном потоке.
Темы, вынесенные на обсуждение межведомственной рабочей группы, перекликались с содержанием заседания специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки реализации Антикоррупционной стратегии РК. На втором мероприятии акцент был сделан на проекте «Гражданский контроль», реализованный областной ассоциацией неправительственных организаций. Совместная работа позволила снизить количество коррупционных преступлений в два раза по сравнению с 2016 годом.
— С мая по декабрь в нашу общественную приемную обратились 36 человек, все их заявления направили для рассмотрения в соответствующие органы. В них поднимались проблемы, касающиеся поведения госслужащих, начисления пенсий, получения земельных участков, субсидий, организации тендеров, — проинформировала президент ассоциации Айгуль Дюсенова.
Методом «тайного покупателя» провели рейды в управлениях природных ресурсов и регулирования природопользования, экологии, департаментах государственных доходов, государственного имущества и приватизации, регулирования естественных монополий, городских отделах земельных ресурсов, образования и сельского хозяйства и т.д. Все выявленные нарушения стали предметом обсуждения во избежание повторения в будущем. В основном они затрагивали интересы людей с ограниченными возможностями, чаще всего отсутствовали пандусы и кнопки вызова. В городском отделе сельского хозяйства координатор проекта Кошкинбай Ахметов зафиксировал факт грубого обращения с клиентами.
Аудит соблюдения стандартов в госорганах и субъектах квазигосударственного сектора дал свои результаты: не до конца разграничены их действия, выявлено несоответствие предпринимаемых мер поставленным целям, иные действия идут вразрез с госпрограммой. В частности, гражданский контроль выявил 153 стандарта, не изложенных на государственном языке. При этом во многих казахских текстах допущены стилистические и орфографические ошибки. Свои итоги дал и общественный мониторинг тендеров.
Сформировать целостную картину помогло анкетирование. Отвечая на пятнадцать предложенных вопросов, респонденты высказали 49 предложений для улучшения качества оказываемых госуслуг. Многие приветствуют ускорение их перевода в электронный формат.
Руководитель управления профилактики коррупции департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Ербол Толыбаев остановился на недостатках, выявленных в ходе реализации трехлетнего плана антикоррупционных мероприятий. В этом документе, состоявшем из шестидесяти пунктов, в двадцати не были обозначены конкретные сроки исполнения.
— Все еще антикоррупционной работе не придается должного внимания, — отметил Толыбаев.
В подтверждение он сообщил, что в 2017 году департамент провел внешний контроль на 18 объектах и выявил 121 факт коррупционных рисков. Для их ликвидации были внесены рекомендации, и на сегодня почти все они реализованы. Выявлены факты выдачи субсидий на развитие животноводства тем хозяйствам, где объявлен карантин, включения в комиссию по распределению субсидий тех, кто затем их и получает, прикрываясь родственниками. Отсутствие внутреннего контроля сказалось на том, что в 2016 году директор школы № 20 был уличен в предоставлении в аренду школьной столовой, через год этот случай подтвердился уже в школе № 24.
— В госорганах и акиматах проводятся семинары и круглые столы, заседают советы, посвященные антикоррупционной тематике, при этом их организаторы не озабочены расширением круга их участников, не приглашают представителей трудовых коллективов, местного населения, — продолжил руководитель департамента, председатель совета по этике Кайыржан Токушев.
Мобильная группа департамента за отчетный период побывала во всех районах, провела встречи с населением 124 сельских округов, в 554 трудовых коллективах, в том числе и иностранных компаний. В этих мероприятиях были задействованы 47 тысяч человек, еще 160 человек были выслушаны в общественных приемных. Подобные мобильные группы созданы в районах, разработан график их работы.
В завершение в очередной раз было сказано о необходимости шире осваивать интернет-ресурсы, особенно на районном уровне, эта рекомендация остается актуальной и для городских служб. Многие люди предпочитают именно такой путь получения нужной информации, сотрудничества с госорганами, но на сайтах зачастую устаревшее содержание и почти нет сведений об антикоррупционных мерах, на некоторых до сих пор выставлена программа 2011-2015 годов.
— Изменить ситуацию может более активное сотрудничество с предпринимателями, именно им приходится чаще сталкиваться с коррупционными рисками. Нужно поднять уровень разъяснительной работы, — напомнил руководитель департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Кайыржан Токушев.

Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото из архива «АВ»

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *