Учителя о школе и не только

Научным центром «Мировоззренческие и социальные проблемы образования и воспитания» Актюбинского регионального государственного университета имени К. Жубанова был опрошен 471 работник школьного образования Актюбинской области на тему реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Профессиональная деятельность, теоретические знания и жизненный опыт опрошенных экспертов позволяют считать нижеприведенные выводы и заключения достаточно авторитетными.

Ценностные ориентации учителей

Ценности образуют внутренний стержень культуры, духовные потребности и интересы индивидов и социальных групп в различных областях жизни. Ответы на вопрос «Что, по вашему мнению, является успехом в жизни?» показали, что учительство дифференцирует ценности на группы: 1) достижение профессионального мастерства; 2) дружеские и личностные ценности; 3) профессия, работа, самореализация; 4) высокая оплата труда.

Специфика педагогического труда связана с передачей культурного опыта, а это требует постоянного творческого роста, развития. Неслучайно поэтому 79,6% экспертов считают, что достижение профессионального мастерства при всех сложностях, особенно для учителей среднего и старшего возрастов, остается ценностью, но не всегда возможной в силу материальных условий.

53% экспертов считают, что «хорошие друзья» являются ценностью для учителей. Причем, под «хорошими друзьями» подразумеваются не просто дружеские отношения, а более широкие понятия: «признание окружающих», «душевная гармония». Учителя также от себя выбрали «счастье в любви, личной жизни», «жилье, нормальный быт».

49,2% экспертов считают, что «интересная работа» для учителей остается ценностью, но под «интересной работой» некоторые учителя понимают не только педагогическую работу, а любой вид профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что в последние годы появилась некоторая надежда на позитивные изменения в материальном положении учителей, с учетом роста цен в стране в абсолютном исчислении их заработная плата остается низкой. Поэтому 48% экспертов-учителей, или почти каждой второй учитель ориентирован на высокую оплату труда: «живем от зар-платы до зарплаты», «занимаем у родственников», «расходы на питание, коммунальные услуги, общественный транспорт поглощают почти всю зарплату». Такими были наиболее частые ответы учителей и экспертов. Нечасто, но были и ответы об удовлетворительном материальном положении.

Таким образом, учительство — это социальная группа с относительно стабильным набором жизненных ценностей. Однако социально-экономические преобразования в обществе, реформы в сфере образования оказывают влияние на динамику их жизненных ценностей.

 

Проблемы, вызывающие наибольшие опасения

При анализе социально-профессионального самочувствия учителей школ важно особо рассмотреть вопрос об их отношении к переживаемым казахстанским обществом негативным явлениям, которые порождают в казахстанской школе массу проблем и опасений.

У 52,3% учителей серьезное беспокойство вызывают невежество, снижение интереса к чтению, а 51,1% озабочены коррупцией в обществе.

Один из вопросов анкеты был рассчитан на самокритичность, самооценку учителями своего профессионального уровня. Как правило, самооценка своего труда у конкретного учителя не совпадает с аналогичной оценкой его со стороны коллег, общественного мнения. Учителя склонны давать более высокую оценку своим профессиональным качествам, усилиям, чем та оценка, которая выражается на обыденном непрофессиональном уровне. Надо отметить, что в общественном мнении утвердилась преимущественно критическая окраска в оценках школ, образования, конкретного учителя, иногда наблюдается ностальгия по советской школе. Часто требования к учителям завышаются, так как это связано с претензиями заинтересованных лиц — родителей учащихся. Тем не менее, по нашим данным, 43,2% экспертов, в том числе и учителей, профессиональный уровень работников образования считают невысоким. Это довольно самокритичная оценка профессионального уровня, которая означает, что учителя признают в качестве одного из основных факторов, тормозящих прогресс школьного образования, консерватизм определенной части коллег, их нежелание или неспособность существенно обновить методы и формы работы. Учителя понимают, что ссылаться на пассивность детей бесперспективно, от самих педагогов, от постановки обучения и воспитания в школе в решающей мере зависит степень заинтересованности воспитанников.

К числу опасностей эксперты-учителя относят снижение качества образования, падение его престижа в обществе в целом. Подобное мнение высказало 38,2% опрошенных. За период независимости менялось идейное содержание обучения в школе и вузе. В первое десятилетие нашей страны патриотизм подменяли национальной ограниченностью, индивидуализмом, нигилизмом, культом денег и наживы. Озабоченность учителей качеством образования все же констатирует, что в обществе сохраняется уважение к знаниям, культуре, квалификации, и учителя стремятся в меру своих возможностей дать детям хорошее образование. Но они же в дополнениях к анкете указали на невысокое качество подготовки молодых учителей, при этом особо отмечается низкий уровень знаний молодых учителей, обучавшихся платно.

Феминизация профессии учителя – одна из горячо обсуждаемых проблем. Оказалось, что подавляющее большинство учителей к этой проблеме относится более или менее спокойно. Наиболее отрицательным фактором ее считают 26,8%. Многие теперь, очевидно, считают, что такой труд школьного учителя при скромной зарплате — неизбежная женская доля. Каждый пятый работающий в стране учитель — в возрасте от 50 лет и старше. А старение учительских кадров вызывает опасения только у 21,2% учителей.

Приоритетные задачи казахстанской школы

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы разработаны приоритетные задачи качественного образования. В анкете были названы три позиции, некоторые из которых в госпрограмме не обозначены. По степени предпочтения мнения экспертов распределились следующим образом. Приоритетной задачей школы должно быть развитие личности, способностей детей. Эту задачу включили в число наиболее важных 64% опрошенных сельских и городских учителей. Они полагают, что должны сосредоточить свои усилия на раскрытии и развитии личностного потенциала ребенка. Действительно, сегодня общество нуждается в личностях с лидерскими качествами, самостоятельных, инициативных, критически мыслящих, в то же время толерантных, умеющих общаться и сопереживать. Далее в порядке предпочтительности следует задача «готовить к жизни в условиях рынка» — это 51% опрошенных. Естественно, сегодня подготовка специалистов, удовлетворяющих потребностям рынка труда, является важнейшей задачей. А 25,6% педагогов-экспертов считают важнейшей задачей казахстанской школы — дать знания для ответа на вопросы ЕНТ. Здесь речь идет не о том, чтобы дать школьникам прочные знания, а задача более чем прагматическая: показать высокие баллы при сдаче ЕНТ. Это отвечает намерениям и ожиданиям как органов образования, так и родителей и школьников. Педагоги вполне адекватно отвечают современным вызовам времени, по-своему реагируют на них. В анкету был дополнительно включен вопрос «Какие еще задачи должна решать современная казахстанская школа?». Он был рассчитан на знание учителями задач реформы образования в связи с принятием государственной программы. К сожалению, приоритетные задачи школы ими не названы. Встречи, беседы с педагогами говорят о том, что они устали от постоянных реформ. Учителя не совсем охотно поддерживают пока переход к 12-летнему обучению в школе. Конечно, никто не против того, чтобы Казахстан занял по уровню образования и науки почетное место в мире. Однако большинство учителей извлекли уроки от прежних реформ, кампанейщины. Всевозможные реорганизации системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, проблемы, связанные с ЕНТ, материальным положением учителей, малокомплектными школами, вызывают у педагогической общественности неодно-значную оценку.

 

Оценка деятельности педагогов

Хотя госпрограмма предлагает аттестацию педагогов проводить на основе комплексной оценки, состоящей из тестирования знаний учителей, отчета о методической деятельности, опроса заинтересованных лиц (родителей, школьников и общественности), проблема оценки деятельности педагогов остается дискуссионной.

Образование, в частности, школьное, испытывает на себе влияние всех сфер общественной жизни, являясь в той или иной форме ареной интересов всех социальных общностей. Вместе с тем оно обеспечивает обратную связь со всеми сторонами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой. За последние двадцать лет в Казахстане произошла коренная трансформация образования. Если советская система преследовала, если так можно выразиться, альтруистические, точнее, коммунистические цели, чтобы быть полезным обществу, социализму, то в условиях рыночной экономики преследуются прагматические цели — учиться, чтобы иметь большую зарплату. В рамках одного поколения образовательные цели изменились коренным образом. Молодое поколение настраивается на «быстрое», прикладное образование, дающее в перспективе хорошую работу и заработок. Новая образовательная ситуация в обществе оказывала и оказывает большое давление на учителей, по-своему аттестует и оценивает их деятельность. Хотя 68,3% учителей считают, что наиболее объективной и справедливой оценкой их деятельности является комплексный мониторинг, но все же часть экспертов допускает объективность и других критериев. Так, 29,9% экспертов полагают, что оценка деятельности педагогов детьми может быть справедливой, а 70,1% так или иначе не поддерживают подобный критерий. Конечно, здесь имеет место этическая проблема, возникающая при первых же упоминаниях о возможности оценивания учениками учителей. Учителя почти всегда болезненно воспринимают всякую проверку, инспекцию, критику, а их довольно много. Учителей можно понять, если иметь в виду давление на них со стороны, неуважительное отношение к ним части общества, амбиции родителей относительно своего ребенка. Неодобрение учителями мнений школьников, скорее всего, является проявлением защитной реакции, связанной с социально-психологической атмосферой относительно школы и учителей. Но все же в педагогике и социологии есть немало моментов, по которым оценивается работа учителя: знание учителями своего предмета с точки зрения ученика, дифференцированный подход к отдельным ученикам, разным классам, объективность при выставлении оценок, уровень конфликтности учителя, умение создавать комфортную психологическую атмосферу и т.д.

Отсюда вполне понятно и то, что только 20,6% учителей считают, что мнение родителей о них может быть объективным. В оценке результатов ЕНТ, например, мнения учителей и выпускников школ далеко не совпадают. Учителя считают, что результаты ЕНТ не отражают реальные знания школьников, поэтому критика в адрес школ и учителей по результатам набранных баллов их выпускников не совсем справедлива. В то же время у школьников уровень доверия школьным знаниям так же невысок; они считают, что школьные знания недостаточны, потому прибегают к дополнительным занятиям, отсюда популярность репетиторства. 21,3% учителей считает, что отчет об учебно-воспитательной работе является своеобразным зеркалом их деятельности, а 18,2% экспертов полагают, что тестирование их знаний дает объективную оценку.

 

«Умная экономика»

Государственная программа отмечает огромную роль знаний в жизни Казахстана: «образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила». Понятно, что индустриально-инновационный потенциал страны намного важнее, чем запасы полезных ископаемых. Наука является самым современным инструментом материального и духовного производства. Будущее нашей страны как части мирового сообщества, и это не раз подчеркивал Президент Н. Назарбаев, зависит от состояния и перспектив ее интеллектуальных ресурсов. Традиционные факторы производства — природные ресурсы, рабочая сила и капитал — не исчезают, но постепенно приобретают уже второстепенное значение. Знания в новом их понимании становятся одними из ресурсов экономического развития. Отсюда родилось словосочетание «умная экономика». Конечно, помимо экономических выгод, образование формирует человеческий капитал, гражданские качества, способствует воспитанию социальных и эмоциональных качеств. В государственной программе предлагается новое видение роли образования в общественном развитии, связывающее, в частности, образование с экономическим ростом.

Подавляющее большинство экспертов-работников образования, а именно 56,4%, считают что образование — решающий фактор, стимулирующий рост экономики. Мнения другой части экспертов распределились следующим образом: 37,6% респондентов считают, что «экономикой должны управлять умные личности, интеллектуалы», только 23,9% учителей-экспертов полагают, что учреждения образования должны готовить грамотных экономистов. Что характерно, 9,8% педагогов думают, что «собственность должна быть в руках людей, умеющих зарабатывать деньги». Таким образом, более половины учительских кадров имеют позитивные представления о стратегических задачах образования, понимают значимость роли образования и школы в обновлении страны. Расхождения же в ответах педагогов можно объяснить различным уровнем компетентности, культуры и интеллекта, трудностями, связанными с адаптаций учительства к новым реформам.

Амангелды Айталы, доктор философских наук, профессор.

Амантай Нурмагамбетов, доктор политических наук, профессор