Только без паники

%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%82-1_reswm

Что делать, если ваш ребенок приносит из школы «двойки»? Как укротить собственное чадо и нужно ли это вообще делать? Как относиться к школьным нагрузкам и что можно требовать, а чего требовать от школьника ни в коем случае нельзя. Обо всем этом мы поговорили с профессиональным актюбинским психологом Шолпан КАБДРАХМАНОВОЙ, которая поделились своими ценными рекомендациями и советами с нашими читателями.  С начала учебного года прошло почти два месяца. И для отдохнувших за лето детей и их родителей школьная тема вновь стала актуальной. Кто-то уже  не  справляется с нагрузками, не находит общего языка с учителем или сверстниками, а кого-то и вовсе невозможно заставить идти в школу. Но даже если до таких глобальных проблем не дошло, многие родители  задаются вопросами о том, как помочь своему ребенку грызть гранит науки и сделать так, чтобы в его душе царили мир и  спокойствие. Поэтому на этот раз нашим гостем стал профессиональный психолог.

Не превращайте первоклашку в невротика
Школа начинается с начального звена. Для многих родителей и детей это довольно сложный период, ведь бытует мнение, что от того как «зарекомендует» себя первоклашка, так и пойдет у него учеба до самого выпускного. Поэтому многие пытаются предъявить к своему ребенку повышенные требования,  ругая и наказывая за любые провинности.
— Правильно ли поступают в этом случае родители?
— На самом деле, к первым неудачам детей надо относиться терпимо и спокойно, ведь это только начало. Ребенку понадобится не меньше года,  а для некоторых и два, чтобы понять, что такое вообще учиться. У младших детей есть такая особенность: они все хотят хорошо учиться.  Поэтому в начальном звене, как правило, в классе много хорошистов и отличников. Маленькие дети хотят радовать родителей, они не хотят их разочаровывать, хотят нравиться учительнице. Но не все получается.
Поэтому, когда родители поднимают планку очень высоко, говорят постоянно: «Ты должен учиться, от сегодняшнего дня зависит твое будущее», то происходит невротизация ребенка. От него требуется то, чего он еще не умеет делать. И в этом есть определенная причина.
Дело в том, что по  своей природе  ребенок устроен так, что он может «соображать», полноценно понимать абстрактные вещи только после восьми лет. Эти все уравнения, задачи, таблицы умножения, которые они проходят. На самом деле, он к этому не готов.
Не случайно в начале XX века дети шли в гимназию с девяти лет. До этого они сидели дома, где их потихоньку учили читать, писать. А в такие объекты серьезного образования, как школа и гимназия, их отправляли только в девять лет. То есть раньше девяти лет детей серьезному образованию не подвергали.  Так было и на территории Казахстана, когда была классическая гимназия.
— А что будет, если на школьника давить и требовать результаты?
— Как только в голове ребенка возникают напряжение и тревога, у него сразу «замыкают мозги». Даже у взрослых, при острых переживаниях  мозги, как принято говорить, не работают. То же самое и с детьми.
Я бы посоветовала родителям не жить в позиции ожидания от ребенка. В первом классе это рано, очень рано. В первые два года у него вполне может под влиянием родителей и учителей сложиться о себе очень плохое мнение,  и  тогда дальше он, точно, учиться не захочет.
Он поверит в свою неспособность, поверит, что он плохой, неудачник. Вряд ли он захочет когда-нибудь сделать что-нибудь хорошее. Срыв происходит в том случае, когда у родителей дома очень высокие ожидания в этот период.
— Что важно на этом этапе обучения?
— Важно, какая атмосфера царит в доме. Если ребенок постоянно видит, что родители сами чему-нибудь  постоянно учатся и развиваются, то он тоже стремится к образованию. Ведь процесс обучения чему-либо — это труд. Поэтому важно, как трудятся сами родители дома, важно, чтобы они сами были инициаторами любого труда, чтобы ребенок дома встречался с интеллектуальным занятием родителей.
Если интеллектуальные занятия являются содержанием и смыслом семьи, для него в этом ничего нового нет. Сами родители, которые чему-нибудь учатся, понимают, что такое процесс учебы. Для них привычно интеллектуальное напряжение, и ребенок это видит. То есть он должен жить в этих отношениях, такая жизнь присутствует в его семье.
Например,  родители говорят «учи английский язык», нанимают репетиторов, а дома  в этом отношении вакуум. А почему бы вместе с ребенком не учить язык? Хотя бы полчаса в день на это уделять. Если вся семья будет активно поддерживать и обучаться английским словам вместе с ребенком, то ему и учить не надо будет.

Совет психолога

«Сохраняйте спокойствие»
— К теме «Школа» родители  должны относиться с большим спокойствием. Потому что если паникуют рядом папа и мама и остро реагируют, то соответственно и ребенок впадает в панику. Потому что родители в первую очередь должны его защищать. А о какой защите можно вести речь, если они сами беспомощны.

Когда раскрывается «правда жизни»
— У каждого возраста свои трудности, но предподростковый и подростковый периоды считаются особенно трудными. Как пройти этот жизненный этап правильно, не теряя взаимопонимания со своими детьми?
— В среднем звене в процесс обучения включаются другие ценности. Если ребенок в начальном звене желает нравиться,  хочет доставлять родителям радость и не терять их любовь и уважение, что является его внутренней потребностью  (до 10-11 лет они живут в психологическом поле родителей и очень зависимы от их настроения и отношения), то в 12-13 лет происходит обратное.
Ребенок начинает оценивать взрослых и учителей уже по другим критериям. Он уже знает, что умеет учитель, как он умеет разговаривать и как живет. Причем критике подвергаются абсолютно все: и учителя, и собственные родители. Школьники уже имеют точное коллективное мнение о конкретном учителе. И, вы знаете, оно никогда не бывает ошибочным, ведь они его наблюдают каждый день.
Появляются новые критерии оценивания. Он начинает думать, что умнее, чем мама или папа, знает больше или, наоборот, меньше. Это очень важный момент, потому как включаются социальные критерии. «А чего ты сам достиг?» — начинают они спрашивать у родителей или думать об этом. И это самый больной и острый вопрос, который переживают дети предподросткового возраста. Идет первый критический анализ социума, в котором он живет.
— И как быть в этот период? Как не потерять авторитет и уважение своих детей?
— В это время важно, чтобы родители «встрепенулись» и стали союзниками для ребенка. Признавали бы свои неудачи и ошибки и обсуждали бы это в своей семье. Ведь если до 10 лет ребенку неважно, что у мамы получается, он желает слышать только о достижениях родителей, при этом может фантазировать  и верит, что у него родители самые лучшие, то в 12 лет включаются уже другие отделы мозга. И это очень проблематичный возраст, как будто открывается некая правда жизни.
Ребенок к ужасу видит, что есть на самом деле. Детские фантазии уходят, и приходит суровая правда жизни. Он видит, что сами родители  книжек не читают, языки не изучают, спортом не занимаются, все время говорят о том, что работают, как будто это происходит 24 часа в сутки. Поэтому очень важно для воспитания, какая социальная  жизнь происходит у самих родителей. Насколько они следят и ухаживают за собой, чем занимаются.
Это все очень важно, чтобы не потерять свою ценность в глазах ребенка навсегда. Либо родители сами ленятся, неорганизованны, либо имеют ограниченные потребности. И получается, что мы хотим, чтобы ребенок за нас все делал.  Но надо начинать с себя. И если до 10 лет у детей имеется естественное желание хорошо учиться, в 12-13 лет они уже говорят: «А вы мне докажите, зачем это мне нужно?».
— Обычно самый расхожий ответ родителей: учиться нужно, чтобы достигнуть в жизни успеха. Разве это не аргумент?
— А вы мне докажите, что это так. На самом деле, неважно, где ты учился, потому что образование — есть результат самообразования. Тебя никто ничему  нигде не научит, если ты сам не будешь заниматься самообразованием. Если ребенок на примере мамы и папы видит, что их внутреннее образование помогает им справляться с жизнью, они не кричат, не выясняют отношений, достаточно мирно сосуществуют и понимают друг друга, видит, как внутренняя самообразованность меняет человека, то он будет стремиться к этому.
Но этот конфликт существует. Ребенок перед родителями ставит вопросы: «Докажите, зачем мне  это образование? А вы-то сами что умеете делать? Почему я должен верить, что какое-то мифическое образование мне поможет в жизни». Если бы он имел реальный пример перед глазами, то  это бы сомнению даже не подвергалось. Поэтому так важно, что происходит дома.
Зачастую получается, что родители и учителя перекладывают ответственность на ребенка. «Ты должен!» — и все. Как тут не сломаешься? Отсюда проблемы этого возраста.

Совет психолога

«Не делайте с ребенком уроки»
— Никогда не надо делать вместе с ребенком уроки. Дело в том, что  как только рядом садится наблюдающий человек, то появляется напряжение и неуверенность, так ли я это делаю.  И не нужно нагонять страху. Иногда складывается впечатление, что родители сами пошли в первый класс и чувствуют себя очень неуверенно. Это родительский страх. Хочется задать родителям вопрос: «Чего вы так боитесь?». И они приносят в жертву своим страхам собственного ребенка.

Если на носу выпуск?
— Не менее важный этап в жизни школьника — старшее звено. Не секрет, что  на этом этапе многие родители и дети испытывают настоящий стресс. Доходит до суицидов. Почему в старших классах многие дети напряжены?
— До суицидов дело доходит тогда, когда ребенок с первого по одиннадцатый классы жил по принципу, что он все время должен, должен, должен. Если вся семья смотрит на него с ожиданием, то в 11 классе он точно полезет в петлю. Но это начинается в первом классе. Это не происходит ни за год, ни за два, ни даже за три. Эти семена надо посеять очень рано. При этом, как правило, родители сами очень тревожны и напряженны. У них самих очень много страхов. А где получает ребенок самый большой страх? Вовсе не на улице, а дома.
— И как с учетом всех психологических особенностей возраста правильно ориентировать ребенка перед выпуском?
— Надо знать, что у подростков идет четкое разделение: одни абсолютно четко ориентированы на образование, их даже подстегивать не нужно, у них у самих есть желание, способности и нужная направленность. На самом деле таких немного в 10-11 классе, тех, которые понимают смысл образования. Другая половина — это те, которым это просто не нужно.
Если бы родители внимательно присматривались к своим детям и осознанно подходили к вопросу, нужно ли им в институт, многих проблем можно было бы избежать. Фактически 70 процентов людей, имеющих дипломы, по своей профессии не работают. Зачем тратить время и деньги? Но многие в образовании видят спасение. Хотя есть дети, которые настолько социально  и идеологически зрелые, что им срочно нужно давать конкретную профессию. Они уже готовы жить взрослой жизнью, поэтому лучше, если он пойдет в колледж  и будет приобретать профессию.

Ребенок приносит «двойки»…
— Когда он получает «двойки» в первом или втором классе, то не нужно агрессии. Если он приходит домой и оправдывается: «Я не виноват», то ему нужно верить. Дело в том, что он пытается себя защитить, а умение себя защищать — это самая важная часть нашей жизни.
Это умение необходимо, чтобы не попасть в невротики. Ребенок должен знать, что он не обязан всегда учиться на пять с плюсом. Поэтому в начальном звене никогда не надо наказывать за «двойки». Очень неприятно, когда ребенок идет домой и ждет наказания. У него мысли: «Лучше домой не идти, лучше обмануть или вырвать лист из дневника». Представляете, какой стресс для ребенка, что у него в душе, когда дома на него кричали и наказали. Он в школу идет весь оплеванный и растерзанный. И не дай Господь еще раз получить «двойку»…
Нельзя наказывать ребенка из-за «двойки», нельзя усиливать в нем чувство вины. Он еще не готов для этого. Подождите два, три месяца. После ряда «двоек» и неудач, когда он поймет, что за это его не наказывают, он сам скажет: «Я сам виноват». Это уже более свободный и сильный ребенок.  В этом случае он не тонет в чувстве вины, оно его не терзает. Это важно.
Алиса МАРИНЕЦ