Берегись автомобиля

%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%bb%d0%b5%d0%b4_reswm_1

С приходом устойчивой холодной погоды у автомобилистов традиционно начинаются трудности. Как бы ни готовили они к зиме свои «сани», снег, мороз и часто сопровождающий их гололед всегда застигают врасплох. Как лучше подготовить автомобиль к неблагоприятному времени года и избежать аварийных ситуаций? В этом мы и попытались разобраться.

Обратимся к официальной статистике. Как сообщает управление дорожной полиции, в период с 30 октября по 6 ноября, то есть в первый гололед, по области было зарегистрировано 459 ДТП. По сравнению с предыдущей неделей наблюдается рост в несколько раз. В такую погоду скользкая дорога становится настоящим испытанием для автовладельцев. И не только новичков, но и для опытных водителей. Сразу перестроиться к иному стилю вождения удается не всем, и в результате малейшая ошибка приводит к дорожно-транспортному происшествию. За отмеченный выше период времени в ДТП на территории области пострадало около 10 актюбинцев. Что же делать в подобной ситуации?

Жизнь без машины
Верным средством избежать подобных происшествий является отказ от вождения. То есть поставить машину на прикол и всю зиму пользоваться общественным транспортом. Но в наш век сумасшедших скоростей и вечного цейтнота этот способ наверняка не устроит многих.
Во-первых, с учетом роста численности населения в Актобе увеличилась и площадь областного центра. Поэтому, чтобы добраться из точки А в точку Б, потребуется значительное количество времени. Плюс ко всему могут возникнуть и проблемы с ожиданием общественного транспорта при минусовой температуре.
А ведь в своем авто тепло и уютно, особенно когда на улице завывает метель или идет дождь со снегом. Машина укроет тебя от осадков, согреет, избавит от ожидания вечно запаздывающего общественного транспорта и склок между пассажирами и кондуктором. Дорога на работу, определенно, займет меньше времени, плюс освободится энное количество часов, которое можно будет провести с большей пользой. Так что сегодня машину на зиму почти никто не ставит. Четырехколесный друг работает круглый год. Поэтому люди применяют разные способы и хитрости, которые, по их мнению, эффективны при гололеде.

Шины нам в помощь
В дни первого гололеда в специализированных магазинах, торгующих шинами, можно было наблюдать небывалый наплыв покупателей. Непогода заставляет автовладельцев прибегнуть к самому действенному способу борьбы с этим природным явлением — «переобуться» в зимние шины. Такая высокая активность, с одной стороны, радует владельцев магазинов, как никак в разы увеличивается прибыль, с другой, имеет и свою негативную сторону. Продавцы и менеджеры попросту не успевают оказать свою консультативную помощь при выборе шин. А ведь их на сегодня великое множество, и каждые из них имеют свои особенности. Зимние шины могут быть как шипованными, так и нешипованными.
Среди нешипованных выделяются европейский и скандинавский виды. Первый разрабатывался для того, чтобы обеспечить наилучшее сцепление с мокрой или покрытой мокрым снегом дорогой. Главная особенность таких шин — это сеть водоотводных каналов на протекторе и мощные грунтозацепы на нем. Они при нашем климате эффективны во время осенней слякоти.
Скандинавский класс зимних покрышек разрабатывался для дорог, которые зима прячет под снегом. Они подходят и для казахстанской климатической зоны. Разреженный рисунок протектора, состоящий из прямоугольников и ромбиков, обеспечивает вполне хорошее сцепление с обледенелой или заснеженной трассой.
Но все же у нас особенной популярностью пользуются шипованные покрышки. Данный вид шин предназначен для езды по обледенелой дороге, так как установленные на ней шипы по своей сути должны вгрызаться в скользкий наст и предохранять автомобиль от заносов.
По словам менеджера магазина «Шинторг-центр» Юрия Сметанина, производители шин далеко продвинулись в поисках оптимальных технологий. Так, сегодня особым спросом пользуются шины, изготовленные по технологии «Умный шип». Их особенность заключается в том, что при соприкосновении с асфальтовым покрытием шипы вдавливаются, «прячутся» внутрь своей шашки протектора. А при контакте с ледяной поверхностью наоборот выдвигаются и цепляются за лед со всей силой.
Какая из всех моделей подходит для вашей машины, продавцы и консультанты магазинов, специализирующиеся на их продаже, подберут индивидуально. Так как на выбор влияют многие факторы: марка авто, объем двигателя, интенсивность движения и многое другое.
Специалисты классифицируют и самих водителей. Новичкам, которым предстоит провести первую зиму за баранкой авто, советуют использовать шипованную резину. Не имея опыта вождения, трудно управлять машиной  на скользкой дороге, и любая ошибка такого новичка может привести к серьезным последствиям. Шипы в этом случае помогут избежать аварии и т.п. Но при этом следует соблюдать элементарные правила дорожного движения. При резком торможении или резком повороте новичку не поможет даже шипованная резина. Также такие шины рекомендуются тем, кто часто выезжает за город.
А для тех, кто имеет большой опыт вождения и чувствует себя уверенно на дороге, а также ездит в городской черте, можно использовать и нешипованную резину.

А как у них?

Германия
На сегодняшний день действует запрет на использование летних шин в зимнее время года. Новые требования к зимней резине на всей территории Германии вступили в силу 4-го декабря 2010 года. Эти поправки касаются всех механизированных транспортных средств, используемых на дорогах, в частности и тех, что зарегистрированы за границей. Немецкое законодательство четко обговаривает, что колеса должны быть соответствующими погодным условиям, то есть зимними или всесезонными, специально предназначенными для эксплуатации в зимнее время.

Австрия
С 15 ноября на территории Австрии все транспортные средства в обязательном порядке должны быть оснащены зимними шинами.
Также в Австрии есть дороги, где действуют дополнительные требования по остаточной высоте протектора на зимних шинах, к примеру, на высокогорных трассах глубина должна составлять минимум 4 мм. Ограничения накладываются и на использование цепей противоскольжения на некоторых дорогах, о чем водителя информируют соответствующие дорожные знаки.

Финляндия
В Финляндии применение зимней резины является обязательным условием в отрезке законодательно установленного срока (с 1 декабря по 1 марта) как для финских граждан, так и для транспорта, въезжающего на территорию страны. Глубина протектора на зимних шинах должна быть не менее 3 мм, при нарушении этих правил полиция имеет право назначить приличный штраф.

Беларусь
С 2014 года в стране введено обязательное использование зимних шин в период с 1 декабря по 1 марта на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 т, легковых и грузопассажирских автомобилях массой свыше 3,5 т, а также автобусах массой до 5 т.
Зимние шины транспортных средств должны быть маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее, либо знаками «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons» и иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 4 мм.

Россия
С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно этому документу в стране запрещается эксплуатация в зимний период (декабрь, январь, февраль) транспортных средств, неукомплектованных зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
За отсутствие зимней резины автовладельцу грозит административная ответственность по статье 12.5 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей.
Шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства.  Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август).
У нас
Так как Казахстан также является членом Таможенного союза, Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» действует и у нас. Но, как известно, первый гололед в наших широтах образовывается на дорогах не 1 декабря, а уже в конце октября (как в этом  году), поэтому в осенний период и случается резкий всплеск ДТП. Для их предупреждения необходимы действенные меры. Так, по словам генерального директора ТОО «Шинторг-центр» Ергазы Успанова, необходимо, чтобы на законодательном уровне были внесены поправки, предусматривающие обязательное применение зимних шин.
— Если принять такой закон, который обязывает, к примеру, с 1 ноября или 15 октября «переобувать» авто на зимние шины, то сразу же произойдет снижение дорожно-транспортных происшествий. Потому что летние шины нельзя использовать уже при среднесуточной температуре ниже +5°С.  При похолодании резина начинает терять свои свойства, а при гололеде она и вовсе становится причиной ДТП.
Такой закон в какой-то мере помог бы снизить резкий наплыв покупателей в специализированные магазины, который наблюдался, к примеру, на прошлой неделе. В пик продаж продавцы и менеджеры физически не успевают обслужить всех и оказать консультативную помощь при выборе покрышек. А ведь это тоже немаловажно, — говорит он.

Если все же занесло
А пока такого закона в нашей стране еще не принято, существует риск попасть в затруднительную ситуацию на скользкой дороге. При ее возникновении существует несколько способов избежать заноса, которые рекомендуют специалисты.
На скользких участках дороги необходимо применять метод торможения двигателем либо комбинировать его с импульсным нажатием на педаль тормоза. Резкие и кратковременные, по 2-3 раза, нажатия педали должны повторяться до необходимого снижения скорости или полной остановки машины. Такой метод весьма эффективен, чтобы избежать блокировки колес. Также существует еще несколько очень важных советов:
— Торможение двигателем необходимо производить на той передаче, которая включена в данный момент. Однако на спуске лучше всего перейти на пониженную, причем на ту, на которой, по вашему мнению, возможен подъем на этот уклон.
— Откажитесь от применения стояночного тормоза. Желание совершить дерзкий маневр или разворот в узком месте может привести к потере контроля, и тогда, точно, не избежать неприятностей.
— Для более резкой остановки применяйте метод пружинящего нажатия на педаль тормоза «нажал — отпустил, нажал — отпустил». При этом до конца педаль тормоза не отпускайте, только ослабляйте усилие. Данный метод необходимо комбинировать с выравниванием траектории рулем. Если этого не делать, занос и разворот вокруг своей оси неизбежен.
— Для снижения скорости необходимо стараться выбирать сухие участки с голым асфальтом. Если такой возможности нет, плавно скатитесь на обочину, удостоверившись, что ее состояние позволяет это сделать, и уже на ней тормозите. Дело в том, что обочина обычно покрывается гравием или имеет земляную основу, и на ней ледяная пленка ломается колесами гораздо проще.
— Помните, что вне населенных пунктов на подъездах к мостам и остановкам общественного транспорта имеются зоны, покрытые гололедом.
Вождение в гололед отличается еще и тем, что дистанция должна быть заметно увеличена, так как тормозной путь по сравнению с летней сухой погодой увеличивается до 8 раз. Например, при скорости движения 40 км/час дистанция должна быть около 80 метров.

Готовь сани летом
Но при всем этом первоочередной является задача правильно подготовить сам автомобиль для осенне-зимнего периода. Проверить техническое состояние и устранить неисправности. В двигателе, коробке передач и заднем мосту летние сорта смазок надо заменить на зимние. В противном случае, кроме повышенного износа, могут произойти поломки агрегатов.
Основное внимание нужно уделить узлам и механизмам, непосредственно влияющим на безопасность движения. Ведь от них зависят тормозные качества автомобиля, его управляемость, возможность непроизвольного изменения направления движения, подача и видимость сигналов маневрирования.
Следует помнить, что самая мелкая неисправность, не играющая существенного влияния на безопасность движения в летних условиях, зимой может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.
Дидар БИРМАНОВ