Потомки батыра Бокенбая

бокенбай (2)_reswm

Корни независимости глубоки. Мечта о ней всегда жила в сердцах казахов. Если обратиться в минувшие столетия, то не было, кажется, в степи безмятежных дней и ночей. О том, что наши предки не слезали с боевых коней своих, защищая родные просторы, свидетельствуют сохранившиеся с тех давних пор названия караульных холмов и затерянных в низинах урочищ.    

Жизнь и бесстрашие Бокенбая Карабатырулы из рода Табын, который, заботясь о целостности отчей земли, высоко пронес знамя казахов,  основательно исследованы.
В 2011 году в  Актобе увидел свет емкий сборник «Бахадур батыр Бокенбай». Нужно и далее популяризировать особенно среди юного поколения образ защитника родины. К сожалению, школьные уроки истории не в состоянии пока подробно останавливаться на этой теме. Поэтому стоит эффективно использовать возможности СМИ, проводить различные научные конференции и другие массовые мероприятия.
Исторические предания повествуют о том, что Карабатыр — отец Бокенбая — сражался с волжскими калмыками. В одной из таких битв он полонил бесстрашно сражавшуюся наравне с мужчинами  калмыкскую девушку-воина. Взял ее в младшие жены — токал. От нее и родился Бокенбай.
Теперь о потомках самого Бокенбая…
Тленши Бокенбайулы. К имени сына Бокенбай батыра Тленши обычно прибавляют звание бия, то есть мудрого, рассудительного третейского судьи, краснобая и предводителя. Он в освободительном движении казахов Младшего жуза стоит в ряду самых известных фигур.
Тленши известен в народе мудрой справедливостью и мужеством. Он ради свободы своих сородичей, оседлав коня, повел за собой бесстрашных казахских джигитов.
О Тленши батыре Бокенбайулы  научный сотрудник Института истории этнологии имени Чокана Валиханова Нуржан Жетписбай дает такую справку: «Тленши батыр — би-управитель союза Жетыру (Семи племен), знаменитый батыр, тархан. Происходит из отдела Жиембет подплемени Таракты. Жил в ХVІІІ веке. Тленши батыр боролся с царским колониализмом, поддерживал в этой борьбе батыра Сырыма Датулы».
Как известно, царское правительство запретило казахам переход на противоположный берег Яика, где были тучные пастбища. Казаки жестоко наказывали грабежами казахов, нарушивших это требование. Это вызвало откровенное возмущение местных животноводов. Одним из предводителей борьбы, порожденной этим недовольством, стал Тленши батыр. Он возглавил дружину из полутора тысяч человек, объединенных гневом и честью. Отряд отважно разрушал русские укрепления вдоль охранной линии.
«В январе 1794 года бии и батыры Младшего жуза направили письмо Екатерине ІІ, где сообщали о проявлении военного насилия Оренбургской администрацией и яицкими казаками на границе. В письме доказано, что  Д. Донсков убил  братьев Мынбая, а Есим схватил батыра и выдал русским. Наряду с этим авторы письма обращались: «Мынбай с двумя товарищами своими находится в Оренбургской тюрьме, от имени всей казахской общественности просим освободить их по объявленной в России амнистии». Под этой просьбой есть подписи Сырым батыра, Тленши тархана, Бодене бия, Каракобек бия, Каип хан улы Абилгазы и других»,  — пишет доктор исторических наук, профессор Мухтар Абилсеит в своем исследовании об одной из главных фигур восстания Сырыма Датулы — Мынбай батыре Кулгараулы.
Изучение архивных документов о тархане Жоламане Тленшиулы  дает возможность без побочных свидетелей и излишних пояснений понять многие давние события.
Например, в 4-м фонде Центрального государственного архива РК есть русский перевод письма Жоламан батыра, написанного военному атаману Яицкого казачьего войска, генерал-майору Д. Бородину в апреле 1822 года. В официальных документах указано, что 29 октября 1822 года Жоламан и группа его верных соратников направили письмо   полковнику Горихвостову. Из еще одного документа узнаем о письме    Жоламана Оренбургскому губернатору Эссену от 29 апреля 1826 года о возвращении Арынгазы (хана) к берегам Илека. Эти факты убедительно доказывают авторитет общественного деятеля той поры Жоламана Тленшиулы.
В другом документе царский офицер И. Бламберг говорит о том, что под предводительством тархана Жоламана собрались почти тысяча всадников, они держат край в страхе. Жоламан Тленшиулы с испытанными дружинами участвовал в национально-освободительном движении на территории Среднего жуза. Вел переговоры с жителями Хивы и Бухары, призывая их, объединив усилия, бороться с произволом Российского царства. В подтексте ощущается поиск родства и близости со всеми  мусульманскими народами.  Во-вторых, видно стремление к независимости.
Едва началась весна 1825 года, карательный отряд из 500 оренбургских казаков вышел в поход на подавление повстанцев под предводительством Жоламана. Вооруженный до зубов отряд жестоко грабил и разрушал все аулы, встречавшиеся на его пути. И все же казахи по возможности оказывали сопротивление. От рук врага погибло 195 человек. Были захвачены в плен 125 человек. Казаки не разбирались, кто им попал в руки — старики, женщины или дети. Многие из взятых в плен умерли в тюрьме. Озлобленные на тархана  Жоламана палачи сослали в Сибирь шестерых его родственников, участвовавших в восстании.
Судя по официальному документу атамана Илекской станицы полковника Донскова, среди повстанцев, кроме Жоламана, были Туктибай Байлыулы, Утеу Урнекулы, Туркебай Байгонысулы, Куттыбас Тулепулы, Жаныл Игибайулы, Басибек Байготанулы, Саттык Тайулы и другие воины.
Кандидат исторических наук, доцент Самат Курманалин в своем исследовании пишет: «Внук одного из основных опор хана Абилхаира, героя казахско-калмыкской войны батыра Бокенбая, сын одного из активных предводителей движения Сырыма Датулы Тленши батыра, би и батыр Жоламан возглавлял восстание казахов Младшего жуза. Он  еще в двадцатые годы ХІХ века, когда у племени Табын царские власти отобрали богатый пастбищами, реками, соляными месторождениями район Нового Илека, поднял свое племя на бунт. Когда началось восстание под предводительством Кенесары хана в Среднем жузе, поспешивший к ним на помощь Жоламан батыр, в свою очередь, объединил подавляющее большинство родов Младшего жуза». Краткий, но конкретный вывод известно ученого говорит нам о многом.
Если говорить о потомках Жоламана, у него было десять сыновей. У его младших братьев Есенамана и Ажибая — девять, от брата Едиге — шестеро сыновей.
* * *
Уже то, что живший в ХVІІІ веке знаменитый полководец, деятельный политик, посвятивший всю жизнь борьбе за независимость своего народа,  Бокенбай Карабатырулы на Каракурумском курултае 1710 года был избран главным командующим всех казахских войск, показывает высоту и значимость его личности. Он бесстрашно возглавлял войска в Булантинском, Булдыртинском, Анракайском,  Калмаккырылганском и многих других знаменитых сражениях.
Нам очень дороги героизм и бесстрашие, передававшиеся от отца к сыну, от сына к другим потомкам. Будет благом, если дети суверенной страны сердцем воспримут благородные традиции предков наших в деле защиты Родины.

Исламгали БИТИК,
историк
Перевод Амантая УТЕГЕНОВА