Острые углы образования

Образование детей было и остается в центре внимания общественности. Особенно пристально взгляд взрослых направлен на школу, призванную обучать и воспитывать детей. Главная тема номера раскрывает проблемные вопросы в сфере образования региона.   

Не только учить, но и воспитывать

отбор_reswm_1

На днях были подведены итоги работы учреждений образования за прошлый год и обсуждены задачи на перспективу. Аким области акцентировал внимание педагогов, руководителей госслужб на проблемных вопросах в воспитании и обучении детей.
Собрание прошло в режиме онлайн-связи с первыми лицами соответствующих ведомств районов. Руководитель управления образования Сауле Умербекова отчиталась об итогах минувшего года, начав доклад с освоения финансовых средств.  По ее словам, сфере образования области в 2016 году было выделено 66,8 миллиарда тенге. Сегодня в 415 школах региона обучаются около 130 тысяч детей, на каждого из которых расходуется более 305 тысяч тенге в год. В дошкольных учреждениях на одного ребенка приходится 189,7 тысячи тенге, на учащихся колледжей  — 442,4 тысячи тенге в год.
— В прошлом году 102 учреждения образования были капитально отремонтированы на общую сумму 3,4 миллиарда тенге. На строительство 13 объектов образования выделялось 4,7 миллиарда тенге, — констатировала Сауле Рахимовна.
В последние годы возросло количество частных садиков: с 25 до 69. Только в прошлом году сдано в эксплуатацию  41 дошкольное учреждение на 4 655 мест. В целом в области функционируют 559 детских садов и мини-центров. Показатель охвата малышей от одного до шести лет — 65,4 процента, в то время как республиканский показатель — 56,4 процента.  92 процента малышей от трех до шести лет охвачены дошкольным воспитанием (по республике — 85,8 процента).
— В нынешнем году планируется построить 29 детсадов на 5 070 мест, 17 из них на 2 900 мест откроется в Актобе, — добавила Умербекова, отметив, что вопрос обеспечения местами в детсадах до сих пор остается острым.
По словам руководителя управления образования, в 2016-2017 учебном году в 16 школах области учебный процесс ведется в три смены.  Для решения этой проблемы было начато строительство 4 школ на 1 840 мест.
— Строительство 11 школ на 5 760 мест будет идти на средства Национального фонда. Ведутся работы по решению проблем трехсменных школ в Байганинском и Иргизском районах. В ближайшие годы планируется исключить трехсменное обучение, — прозвучало в выступлении Умербековой.
Утвержден трехлетний план по укреплению материально-технической базы организаций образования.  Было исследовано состояние 713 школ, определены 111, построенных из самана, камыша, деревянных, на печном отоплении. В минувшем году число отапливаемых печами школ сокращено на  24, в течение предстоящих двух лет решатся проблемы остальных  87 школ. Планируется закрытие 11 начальных школ в отдаленных, малонаселенных сельских пунктах и строительство 31 новой школы.
Руководитель управления напомнила акимам районов, что в 2017-2018 годах подготовку проектно-сметной документации на строительство 14 школ и документов на проведение капитального ремонта 45 школ следует начать как можно раньше. По ее словам, в прошедшем году в этой связи возникло немало трудностей. Оптимизация школ малой комплектации требует открытия интернатов при школах в центрах, в 29 школах они имеются, необходимо открыть еще 11 интернатов.
В прошлом году с 12 до 10 уменьшилось число детей на каждый школьный компьютер. Значительные средства выделили для обеспечения школ компьютерами Иргизский и  Мугалжарский районы.
— В Байганинском районе не были освоены средства, выделенные из местного бюджета на приобретение компьютеров, а также средства  республиканского бюджета на интерактивное оборудование, — сделала замечание Сауле Умербекова. — В 2017 году на приобретение компьютеров за счет республиканского и местного бюджетов будет выделено  27 миллионов тенге. В результате число детей на каждый компьютер уменьшится с 10 до 8.
В области функционирует 41 профессионально-технический колледж, в которых сегодня знания получают 27 697 учащихся. Доля колледжей, работающих по системе дуального образования, составляет 30 процентов.
Из 1 122 детей-сирот и оставшихся без родительской опеки 867 состоят в очереди на жилье. В рамках благотворительной акции «Мейірім» в прошлом году 304 детям оказана помощь на 106 миллионов  тенге.
Аким области прерывал доклад руководителя образования вопросами  порой нелицеприятными, обозначая проблемы, требующие незамедлительного решения. К примеру, дефицит мест в дошкольных учреждениях.
— Почему в прошлом году открыт 41 детский сад, а в этом будет открыто всего 29, то есть меньше почти в два раза? Почему в  Байганинском, Каргалинском, Уилском районах не планируется строительство ни одного частного садика, а в Алгинском, Айтекебийском, Хобдинском, Шалкарском районах откроется лишь по одному частному детсаду? Управлению образования следует работать в партнерстве с акиматами районов, — поручил глава региона делать ставку на государственно-частное партнерство, предоставляя предпринимателям пустующие здания в районах и селах и предлагая им размещение госзаказа.
Аким области отметил, что в некоторых школах компьютеры нерабочие, а кое-где используются лишь во время проверок. Остановился на теме проведения областной предметной олимпиады, ставшей в последние дни наиболее резонансной.
Ранее в социальных сетях появилась информация о том, что призовые места можно купить за определенную сумму. Бердыбек Сапарбаев порекомендовал проводить подобные состязания прозрачно и открыто для общественности, подчеркнув, что за коррупционные проявления подчиненных ответственность несет первый руководитель ведомства.
Глава региона обратил внимание собравшихся на увеличение числа суицидов, случаев беременности среди несовершеннолетних, подростков и детей, вовлеченных в нетрадиционные религиозные течения, фактов преступности среди школьников, в связи с чем поручил усилить воспитательную работу в учреждениях образования.
— Актовый и спортивный залы школ должны работать постоянно, в том числе в выходные дни. Следует как можно чаще проводить спортивные, культурные мероприятия, организовывать дополнительные занятия, чтобы досуг детей был наполнен полезным содержанием, — поручил Бердыбек Сапарбаев.
Подводя итог собрания, аким области сделал акцент на следующем:
— Из года в год финансирование сферы образования увеличивается, и даже в периоды кризиса государством уделяется особое внимание образованию подрастающего поколения.
Еще в прошлом году мы пообещали, что ликвидируем школы, построенные из самана и камыша, школы с печным отоплением, но до сих пор не можем оформить документы на строительство или ремонт таких школ. Откуда в Байганинском и Иргизском районах появились трехсменные школы, если в сведениях двумя годами раньше там их не было? Что выигрывают акимы, скрывая настоящее положение дел?
Аким региона поручил управлению образования повысить показатель трудоустройства выпускников колледжей, обучать студентов новым специальностям по ведению нетрадиционных видов сельского хозяйства, создать комиссию по аттестации каждого учителя, повысившего квалификацию, внедрить во все школы опыт Назарбаев Интеллектуальной школы.

 

Школа, построенная сельчанами

школа в уиле_reswm

Проблема материально-технического обеспечения школ области все еще существует. В 16 школах обучение ведется в три смены, сельские дети продолжают учиться в саманных, камышитовых или деревянных зданиях.

В 2017 году в общей сложности будет построена 21 школа, что отчасти решит проблему несоответствующих принятым стандартам зданий. Одна из новых школ будет возведена на радость 74 ребятам 1-9 классов Жаксыбайкольской основной школы Уилского района.
— Школа была построена из самана в 2000 году силами и на средства жителей аула, — рассказывает ее директор Куаныш Сатыгалиев. – Конечно, это приспособленное здание. У нас всего 5 учебных кабинетов, библиотека, учительская, нет актового, спортивного залов и столовой. Отапливаем школу электропечкой на 24 килоВатт, ежемесячно платим за электричество более 160 тысяч тенге. Из 8 компьютеров только один подключен к интернету, скорость его очень слабая.
Всего в поселке Шубарши Коптогайского сельского округа проживают чуть более 300 человек. В первом классе школы учится 11 детей, в 9-м – 8. Из 23 учителей 2 имеют высшую, 7 – первую категорию. Директор признается, что качество знаний страдает из-за необеспеченности материально-технической базы.
— Весной этого года начнется строительство новой школы на 60 мест стоимостью 250 миллионов тенге, — сообщает Сатыгалиев. –  По нашим подсчетам, в предстоящие 5 лет численность учеников дойдет до 103. Будем учиться в две смены, у нас будет свой спортзал, актовый зал, столовая. Появится возможность организовывать досуг детей, устраивая различные мероприятия. Надеемся, что к сентябрю строительство закончится и новый учебный год начнется в новом здании.

 

Овчинка выделки не стоит, или плата за медаль

инфографика_олимпиады_reswm

Насколько прозрачно проходит ежегодная предметная олимпиада? Время от времени появляются слухи, что призовые места можно купить за определенную плату. Нынешняя олимпиада вызвала наибольший резонанс за последние годы. «АВ» решил дать слово директору центра «Актобе-Дарын» Жание Есенжоловой.
На базе регионального научно-практического центра «Актобе-Дарын» ежегодно проводятся школьные олимпиады и научные соревнования среди учащихся 9,10 и 11 классов по 15 общеобразовательным предметам. Интеллектуальные состязания включают в себя четыре этапа – школьный, районный (городской), областной и республиканский. Из призеров высшего уровня формируется олимпийский резерв РК по предметам естественно-научного цикла. Школьники из этого резерва систематически выезжают в столицу на учебно-тренировочные сборы для подготовки к международным мероприятиям.
— В прошлом учебном году в областном туре олимпиады участвовало 755 учащихся, 353 из них были признаны призерами. 69 учащихся, набравших самые высокие баллы по предметам, были направлены на республиканский этап, 49 из них завоевали призовые места. Из этого числа 8 актюбинцев были включены в школу олимпийского резерва, — приводит статистические сведения Жания Есенжолова.
Актобе может по праву гордиться воспитанниками казахско-турецкого лицея Алтыбаем Назарбеком и Аятом Тасановым, ставшими обладателями золота и бронзы на олимпиадах мирового уровня по информатике и химии, соответственно. Кроме КТЛ, высокие результаты показывают ученики городских школ № 9, 11, 32, 24, физико-математической школы, школы-интерната для одаренных детей имени М. Кусаинова, а также отдельных школ Хромтауского, Мугалжарского, Шалкарского, Темирского районов. В этом году отличились также ребята из Алгинского и Каргалинского районов.
— В нынешней олимпиаде, прошедшей 5-6 января на базе двух школ Актобе, принял участие 801 школьник, 335 стали призерами, — продолжила Жания Жанибековна.
Какое же преимущество получают обладатели золотых, серебряных и бронзовых медалей областного этапа состязаний? Могут ли они претендовать на освобождение от экзаменов, имеют ли приоритетное право при поступлении в вуз? Какую выгоду получат родители, если их ребенок займет заветное место на олимпиаде?
— Вместе с медалью старшекласснику вручаются диплом и цветы. Выпускники школ, ставшие призерами  республиканского и международного туров, поощряются благодарственными письмами от имени акима области на торжественной церемонии «Жас түлек», — отвечает на вопросы директор центра. — Только призеры республиканского и международного этапов имеют преимущественное право на получение гранта при поступлении в высшее учебное заведение.
Выходит, что, задобрив жюри на областном туре, нужно попытаться дать взятку на уровне республики, чтобы твой ребенок уже наверняка смог получить сертификат, позволяющий ему увеличить шансы на учебу в вузе. Может быть, подкупить и руководство вуза, чтобы достижения сына или дочки были приняты во внимание? Или замахнуться на международный уровень олимпиады?
Возникает вопрос: стоит ли овчинка выделки? Оставим правоохранительным органам решение вопроса с теми, кто берет взятки. Подумаем о тех, кто покупает ребенку престижное звание. Таким ли путем следует обеспечивать ему беззаботное, светлое будущее?
— Почему, на ваш взгляд, периодически возникают разговоры о купленных медалях предметной олимпиады? – интересуемся у Жании Есенжоловой.
— На самом деле, задания на областном уровне даются очень сложные, выходящие за рамки школьной программы, бывают даже задания третьего, пятого курсов вузов. Перед ребенком ставятся большие цели, чтобы он смог подтвердить свои знания на республиканском и мировом этапах. С одаренными детьми занимаются индивидуально, формируя школьный резерв. Знаний, полученных на уроках, недостаточно, чтобы проявить себя на олимпиаде, — поясняет она. —  В этом году мы набрали наблюдателей из числа родителей, которые отслеживали процесс проведения олимпиады от начала до конца. Кроме того, ход мероприятия фиксировался видеосъемкой.
Члены жюри проверяют работы детей, не зная их фамилий, на листочках стоит лишь код ученика. В присутствии наблюдателей выставленные баллы вносятся в специальные ведомости.
Кстати, наша область несколько лет подряд имеет высокий рейтинг по стране, мы стабильно занимаем командное первое место по естественно-математическому циклу, вторые, третьи места — по гуманитарному циклу.

 Над Главной темой работала Гульсым НАЗАРБАЕВА

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>