Не сосуд наполнить, а факел зажечь

В современном мире человек за два месяца получает больше информации, чем его предок в XVII веке за всю свою жизнь. Стремительные изменения в век интернета и доступных знаний требуют нового подхода к традиционной системе образования. О грядущих переменах в этой сфере было сказано на встрече министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева с педагогической общественностью области.
Встреча прошла в конференц-зале облфилиала партии «Нұр Отан» с участием заместителя акима области Аскара Шериязданова. Министр обозначил ключевые моменты реформирования системы образования в дошкольных учреждениях, школах, колледжах и вузах. Картина будущего, которую в общих чертах обрисовал Ерлан Сагадиев, внушала оптимизм, несколько раз его речь прерывалась аплодисментами.
В детских садах, по его словам, уменьшатся очереди за счет строительства новых зданий, в том числе по государственно-частному партнерству. Госзаказ в частных садах будет размещаться не на один год, как сейчас, а на три года, чтобы предприниматели могли быть уверены в завтрашнем дне. В перспективе не только поставить ребенка в очередь на детсад, но и получить направление родители смогут через портал электронного правительства, автоматизированно и прозрачно. В нулевой класс отойдет «Букварь», в 1 класс придут дети, умеющие писать и читать, сегодня таковых 75 процентов.
Наибольшее внимание уделяется среднему образованию, в котором планируется поэтапный переход на обновленное содержание. По словам министра, родители первоклассников, которые в пилотном режиме обучаются по-новому, не могут нарадоваться: малыши другими глазами смотрят на мир и ведут себя иначе, чем их сверстники.
— Смысл этой реформы в переходе на функциональную грамотность, дети должны не получать знания, а уметь искать знания, находить и пользоваться ими, — подчеркнул Сагадиев. — Объем информации увеличивается с каждым днем, мы видим, что исчезают профессии с вековой историей, под угрозой целые пласты разных специальностей. Наша задача — подготовить детей к жизни в будущем.
На самом деле, главный принцип образования гласит: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Будущее поколение следует учить креативности и нетрадиционным методам решения проблем. Еще Эйнштейн говорил: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». Думается, что обновление содержания образования, к которому страны ОЭСР пришли еще 20 лет назад, позволит нашим педагогам перестроиться в течение предстоящих четырех лет.
Сегодня, по словам министра, государственным языком владеют 90 процентов детей казахской национальности, в то же время 500 000 детей русских школ так и не заговорили по-казахски, несмотря на увеличение количества часов по этому предмету. Новая коммуникативная методика преподавания со словарным минимумом позволит исправить положение дел. А чтобы дети в будущем в совершенстве владели английским языком, активно ведется переподготовка учителей на 9-месячных курсах.
Еще одна хорошая новость — будет сокращен объем домашних заданий. Кроме того, детям не придется носить в школу вторую обувь и спортивную форму, в школах появятся индивидуальные шкафчики учеников. Учителя встретили аплодисментами сообщение о том, что им не нужно ходить по домам по программе «Всеобуч». И заполнять бумажные журналы тоже нет необходимости, оценки будут выставляться в электронные дневники и журналы прямо в мобильном приложении телефона учителя.
Согласно зарубежным исследованиям человек со средним образованием может заработать за свою жизнь примерно 600 тысяч долларов, а окончивший двухгодичный колледж — около
1 миллиона долларов. Сегодня на уровне государства поддерживаются реформы профессионально-технического образования, молодежь и взрослые уже с этого года могут бесплатно получить рабочую профессию. На встрече министр также подробно осветил вопросы ТиПО.
Увеличено грантовое обеспечение на уровне вузов.
— В прошлом году, после реформирования ЕНТ, 17 тысяч детей дополнительно поступили в вузы. В экономике будущего высшее образование будет основным драйвером. В России, с которой мы находимся в одном экономическом пространстве, людей с высшим образованием больше, чем в Казахстане, на 18 миллионов, это все население нашей страны, — привел пример Ерлан Сагадиев. — Если будут приняты изменения в закон, то по решению областных маслихатов гранты на поступление в вуз будут в том числе выдаваться за счет местных бюджетов.
Закончив выступление, министр ответил на вопросы педагогов. Актюбинцев волновали реформы в части подушевого финансирования, материально-технического обеспечения школ, снижения недельной нагрузки учителей-предметников и другие.

Гульсым НАЗАРБАЕВА