Гитарных дел пианистка

У художественного руководителя Актюбинского фестиваля авторской песни «Степной аккорд» Ольги Акчуриной юбилей. Многим ценителям этого жанра на постсоветском пространстве ее имя известно как искренней сподвижницы и просто хорошего друга. Благодаря ее организаторским способностям в первом же актюбинском  фестивале участвовали не только казахстанские, но и российские авторы и исполнители, и уже третий «Степной аккорд» получил статус международного. Так что наша героиня является ярким представителем новейшей истории области и знаковым лицом города.

Истоки
Ольгу Акчурину в нашем городе знают:  ее имя ассоциируется с авторской (бардовской) песней. Она, действительно, многое делает для развития этого движения в Актобе, регионе и далеко за его пределами. Работает она в музыкальном колледже имени А. Жубанова, городском Доме культуры и классе авторской песни. При такой нагрузке  умудряется организовывать и проводить концерты городского бард-клуба «Рюкзак». Вместе с членами клуба и воспитанниками класса она ездит на фестивали, слеты и конкурсы авторской песни в самые разные города.
Мне довелось наблюдать, как работник культуры и преподаватель фортепиано колледжа эстетического направления легко перевоплощается в заправского жителя палаточного городка в походных условиях дикой природы и легко готовит блюда любой сложности в костровом котелке на всю команду.
История семьи, в которой выросла Ольга Убайджановна, поразительно отражает историю и географию Советского Союза, казахские и русские уклады и обычаи.
— После окончания Чимбайского педучилища отец в 1942-м ушел на фронт в составе казахского полка.  Довелось не только воевать, но и пережить плен.
После освобождения из лагеря был направлен на границу с Японией. В пути, уже на территории Бурятии, услышали о капитуляции Японии. Разоренной войной стране нужен лес для восстановления городов и деревень, и полк оставили в богатой тайгой Бурятии. Здесь отец и встретил свою любимую — голубоглазую, с длинной косой Катю Михайлову, — здесь родились пять моих старших сестер и братьев. Сложилась удивительная, одна из многих в те времена, интернациональная семья, — рассказывает Ольга Акчурина. — Всегда буду благоговейно помнить, как родителям удавалось все мирно совмещать. Отец любил русский уклад, кухню, детям дал русские имена, а мама носила платок, чтила казахские национальные традиции, шила красивые корпешки из лоскутов, понимала и говорила по-казахски, а бауырсаки и бешбармак как готовила!
В Каракалпакии жил старший брат Убайджана, который напоминал о том, что не пристало казаху жить вне родины. И в 1960-х семья переехала в город Тахиаташ Каракалпакской АССР, где родилась и выросла Ольга.

Назидательный пример
— Родители гордились, что всем детям смогли дать образование, но меня отец видел только музыкантом, — улыбается Ольга. — Большим событием для семьи была покупка пианино. Родители объяснили мне значение этого шага. Взяв обещание, что я буду старательно учиться и не брошу занятий музыкой, они символически скрепили договор. Вручили мне толстую пачку денег, которую я сама должна была отдать соседу, продавцу пианино. Так до сих пор и держу обещание, данное родителям, — не расстаюсь с фортепиано и музыкой.
Мой  первый наставник — Тамара Михайловна Хан, самая строгая и требовательная преподаватель фортепиано детской музыкальной школы имени Чайковского города Тахиаташ. Меня хвалили за успеваемость и музыкальную выразительность, и путь был предопределен. После 8 класса поступила на отделение фортепиано в училище искусств имени Д. Шамуратова в Нукусе. Только закончила первый курс, как родители, которые к тому времени уже вышли на пенсию, купили дом в Актюбинске, и мы переехали на родину отца. Он хотел доживать свой век на казахской земле, но в том городе, где есть музыкальное училище для младшей дочки. Ведь дочь-музыкант —  это светлая и высокая мечта моих родителей. Так свое 17-летие уже отметила здесь, в моем любимом Актюбинске. А с Тамарой Михайловной мы дружим до сих пор, общаемся в «Одноклассниках».
Требования и подготовка отделения фортепиано Актюбинского музыкального училища оказались значительно выше того уровня, который был у меня, поэтому второй и третий курс стали для меня настоящим испытанием.  Земной поклон за музыкальную науку, за мое фортепианное будущее и настоящее педагогам Надежде Тимофеевне Нелюбиной и Нурие Усмановне Гафаровой.
И уже 27 лет Ольга Акчурина передает знания своим учащимся.

Ольга и Роман всегда рядом

Начало
Трудно представить собеседницу в жанре вне ее мужа: наверное, это судьба. Уже после знакомства Ольга случайно выяснила, что парень, с которым она встречается, пишет песни на собственные стихи.
— Когда мы поженились и стали обрастать семейными друзьями, выяснилось, что у Романа есть круг, с которым его связывают музыкальные интересы. Не писать Роман не мог, я это видела. Я вслушивалась и понимала, что у этих песен большое будущее, только нужна поддержка.
В 1993 году в газете «Актюбинский вестник» наткнулась на объявление о конкурсе гитарной песни в Доме народного творчества. Оставалось уговорить Романа спеть свои песни со сцены для широкой аудитории и солидного жюри. Муж тогда работал на Кирпичном заводе, уже был отцом двух дочек и никак не видел себя в роли публичного музыканта. Он не хотел участвовать в конкурсе, но я уговорила.
После первого тура понял: нужны другие песни. Переполненный эмоциями, за ночь он написал новую песню, исполнил ее во втором туре и впервые в жизни стал лауреатом. И на этом все? Ждать какого-нибудь следующего конкурса? А будет ли он? А как же песни? Ведь они же бьются из сердца и пальцев, ищут своего слушателя…
В 2002 году научно-техническая библиотека проводила конференцию по вопросам защиты авторских прав, куда Ольга пошла в надежде познакомиться с пишущими людьми. Конференция надежд не оправдала, но там собеседница познакомилась с талантливым автором и исполнителем Шолпан Тулеуловой. Семья Акчуриных  благодарна ей за то, что девушка привела в их дом интересных людей, единомышленников. Они не просто услышали и поддержали. Некоторые стали друзьями и остаются ими до сих пор. К примеру, Елена Асанова, Владимир Кузин  или Раду Драган, который работал звукооператором  студии звукозаписи «Димаш-Али». Сам талантливый музыкант и художник, он научил работать в студии, записывать партии и в начале 2003 года выпустил первый музыкальный альбом Романа «Это я».
Расширялся не только целевой круг общения, но и началась бурная концертная деятельность по школам, ссузам и вузам города. Стали нарабатываться навыки, умения, опыт выступлений.
— От Федора Соболева и Марата Джумабаева, проводивших в Актобе слеты туристской песни, мы узнали о российском фестивальном движении и рискнули поехать в Кувандык, Переволоцк, Самару, Миасс и другие города — случалось до одиннадцати фестивалей в году, — продолжает Ольга Убайджановна. — Сначала слушали, потом и выступали.  И часто мы с Романом были единственными представителями РК на российских форумах. Нас стали приглашать в другие города с концертом или в качестве членов  жюри.
С тех первых фестивалей сложилась дружба с авторами и исполнителями разных городов Казахстана, России, Кыргызстана, Узбекистана, Башкирии, нынешними постоянными участниками Актюбинского фестиваля «Степной аккорд».

Автограф поклонника авторской песни на песке

Бард-клуб «Рюкзак»
Актюбинский городской клуб бардовской песни имеет свой день рождения.
— Мы хотели не просто петь друг для друга в узком кругу. Хотелось всколыхнуть город, найти новых ребят с гитарой, вместе что-то придумывать и воплощать. Вместе с Федором, Маратом, Леной, Шолпан, Володей Кузиным, Равилем Гафаровым, Ерболом Капановым мы задумали организовать клуб и объявить об этом, — вспоминает Ольга Акчурина о первом выступлении бард-клуба. — Вечером 20 июля 2003 года на пересечении проспектов Алии Молдагуловой и Абилкайыр хана, на площадке перед кафе «Погребок», мы дали концерт. Горожане останавливались, аплодировали, им это нравилось. Во время программы я сказала в микрофон: «Актюбинский городской клуб бардовской песни объявляет о начале своей работы!».
Следующие несколько лет в арт-галерее «Solo» с осени до лета концерты проходили каждую субботу, энтузиазма хватало! Выдумывали темы, жадно разучивали новые песни, отовсюду привозили аудиокассеты и диски с песнями, переписывали друг для друга.
Имя у клуба появилось не сразу. Название одновременно с его логотипом придумал, нарисовал и изготовил первый флаг клуба Роман. Звание народного коллектива бардклуб «Рюкзак» получил весной 2010 года. В июле 2017 клубу исполняется 14 лет. Самой не верится…
Конкурс «Гитар серебряные струны» стал очередным этапом развития бардовской песни в Актобе. Бард-клуб в ноябре 2003 года  выступил с инициативой о проведении городского конкурса авторской песни. Организаторами выступили городской отдел культуры и развития языков, ГДК и бард-клуб «Рюкзак». Они хотели найти новых ребят, которые любят гитару. Авторов-исполнителей в Актобе немного, поэтому проводили конкурс один раз в два года. Он дал нам много новых имен. Кто-то прошел через клуб, не задержавшись, кто-то остался надолго, а некоторые — навсегда. Это Алексей Валеев, Александр Перекоренко, Анатолий Усов и другие. С появлением в городе традиционного ежегодного фестиваля авторской песни «Степной аккорд» идея конкурса устарела. Он перерос в более масштабное событие: одна идея поглотила другую.
С апреля 2009 года Ольга и Роман Акчурины открыли класс авторской песни.
— Почему я, пианистка, занимаюсь самодеятельной песней? Мне близки и понятны ценности и традиции, заложенные в основе жанра. Нравится образ жизни и тип отношений между людьми, пребывающими здесь. После концертов в клубе подходили слушатели и спрашивали, где можно научиться играть на гитаре, и этот вопрос постоянно оставался открытым, — продолжает Ольга Убайджановна. — Удалось договориться с руководством детской школы искусств имени Казангапа об открытии класса на их базе.
Я написала образовательную программу по обучению авторской песне из четырех предметов цикла и защитила ее.  Постепенно мы с Романом разработали и издали пособия, календарно-тематические планы. Но неинтересно преподавать воспитанникам бардовскую песню в стенах кабинета. Обязательно надо дать и важнейшую ее составляющую — походную, костровую, палаточную жизнь. Ребята должны понимать, из чего складываются традиции жанра, острее понимать содержание песен, чувствовать их, чтобы с душой исполнять.
Так из воспитанников класса авторской песни вскоре образовался младший состав клуба «Рюкзачок». Сегодня он активно участвует в концертах и различных фестивалях.

На фестивальной поляне «Степного аккорда» весело всем

Событие
Когда в 2012 году руководитель областного управления туризма Жалгас Балгожин, будучи поклонником жанра,  инициировал проведение в Актобе фестиваля туристской песни, Ольга согласилась работать в оргкомитете.
Сомнений было много, ведь дело для региона новое. «Степной аккорд» (название дал Жалгас Балгожин) сразу получил статус областного традиционного, ежегодного форума песни. Гости первого фестиваля были приятно удивлены и отмечали высокий организаторский уровень мероприятия, его масштабность.
— Вскоре после отъезда Жалгаса Умирзаковича в Астану областное управление туризма пережило реструктуризацию и заниматься фестивалем стало некому.
С 2014 года хлопотным делом организации загородного летнего фестиваля занялся акимат города Актобе, городской отдел культуры и развития языков, ГДК и бард-клуб «Рюкзак». Для лучшей организации фестиваля и осуществления других проектов жанра авторской песни  в городе учрежден и работает фонд поддержки и развития авторской песни «Заповедник».
Что такое «Степной аккорд» для нашего региона? Досуговое событие,  привлекающее внимание и поклонников жанра из соседних регионов, ставшее имиджевым для Актобе. На фестиваль приезжают люди, обогащающие культурную жизнь города, популярные современные авторы-исполнители. Приезжают любители походного быта, просто любопытствующие новички. Здесь не бывает скучно никому.
Залог успеха — грамотно составленная трехдневная культурно-спортивная программа, четкая работа фестивальных служб и тех, кто обеспечивает безопасность участников.
Оргкомитет «Степного аккорда» дорожит доверием гостей и горожан, потому мы будем делать все, чтобы круг ценителей жанра и поклонников нашего фестиваля расширялся.
В этом году приглашаем всех в зеленую зону Саздинского водохранилища с 21 по 23 июля на VI фестиваль «Степной аккорд». Не пропустите главное событие этого песенного лета!

«Степной аккорд-2014»: победители конкурса юных художников

Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото из личного архива Ольги АКЧУРИНОЙ  

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *