Гордимся своими земляками

В числе 64 артистов ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, погибших при крушении самолета «Ту-154» в Черном море в прошлом году, был уроженец Актюбинской области полковник Андрей Сонников. Воспоминаниями о заместителе директора ансамбля делится бывшая солистка знаменитого коллектива, наша землячка Наталья Устинович.

Андрей Сонников родился 24.08.1966 в г. Актюбинске Казахской ССР. Окончил Свердловское Высшее военно-политическое танково-артиллерийское училище (1988), Военный университет МО РФ по специальности «психология» (1997), Финансовый университет при Правительстве РФ (2012). В июле 2004 г. был назначен заместителем начальника Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова по воспитательной работе. С января 2010 г. — заместитель директора по организационно-плановой работе. Полковник запаса. Награжден Почетной грамотой Президента РФ, государственной медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II-й степени, многими медалями, грамотами и благодарностями.

«После произошедшей в районе Сочи чудовищной авиакатастрофы один из журналистов обратился ко мне с просьбой дать интервью о случившейся трагедии. Ответы мои были несвязными из-за нахлынувшего горя, я не могла сосредоточиться, меня душили слезы. Последний вопрос был о том, что мне больше всего запомнилось за годы работы солисткой в ансамбле Александрова. Одномоментно шквал воспоминаний хлынул на меня, да такой мощи, что мне только и хватило сил ответить: «Запомнилось все! Жизнь в ансамбле – это счастливое время!»
После того пронзительно-грустного интервью прошло время, а воспоминания не давали мне покоя. Картины прошлого вставали перед глазами. Строчки одна за другой ложились в мыслях ровными рядами, превращаясь в историю о моих коллегах, друзьях-товарищах, трагически ушедших от нас», — пишет Наталья Устинович.
Она вспоминает о том, как познакомилась с заслуженным артистом России, концертмейстером Владимиром Бродским, который при первой встрече сказал ей, что в хоре принципиально солистами поют только мужчины, и женщин-певиц они в штат до сих пор не брали. «А меня возьмете!» — ответила тогда Наталья и не ошиблась, коллектив мужчин единогласно проголосовал за ее прекрасные вокальные данные.
«А пришла я в ансамбль Александрова, который изначально назывался Краснознаменным ансамблем песни Центрального дома Красной Армии, потому что являюсь внучкой дедов-фронтовиков. Один дедушка ушел на фронт добровольцем, несмотря на бронь. Дана она ему была ввиду занимаемой высокой руководящей должности, он был необходим для работы в тылу. Дед геройски погиб 2 октября 1941 года, когда поднимал бойцов в атаку, защищая Ленинград. Другой дед был военным, высококвалифицированным специалистом, обучал летчиков, пилотов-бомбардиров на ускоренных трехмесячных курсах. Закончил войну с тремя орденами Красной Звезды, другими орденами и многочисленными медалями. Военные песни в нашей семье любили, обожали ансамбль Александрова. Моя работа в ансамбле – это дань памяти дедам-героям», — поясняет свой выбор Наталья Устинович.
В своих воспоминаниях она подробно, до мельчайших деталей, рисует портреты бывших коллег: артистов и солистов хора, танцевальной группы, костюмера, начальника отдела кадров. Впервые, со слов Натальи Устинович, мы узнали о том, что среди погибших был уроженец Актюбинска. В своих записях Наталья Николаевна пишет: «Заместитель директора ансамбля Александрова — полковник Андрей Валентинович Сонников. Интеллигентный, строгий, невероятной степени ответственный, выдержанный, немногословный русский офицер, порядочный в самом высоком смысле этого слова.
В коллективе его очень уважали, а многие и побаивались, имею в виду молодых ребят-александровцев. Андрей Валентинович был образцом безупречности во всем, профессионалом и прекрасным семьянином.
Удивительным для меня стало то, что мы с Андреем оказались земляками, родившимися в одном городе, нашем с ним городе детства, прекрасном и любимом казахстанском городе Актюбинске (ныне Актобе). Жили там на соседних улицах: я – на проспекте Победы, он — на улице Кирова, а познакомились, работая в ансамбле. Я знала Андрея Валентиновича как доброго, мягкого, немного сентиментального человека.
Однажды, когда мы были на гастролях за рубежом, мне выделили удобный гостиничный номер, но, как выяснилось, достаточно шумный: окна выходили на оживленную проезжую часть. Через пару дней Андрей заметил, что мои глаза несколько опухли и покраснели. Он поинтересовался, не простыла ли я, предложил воспользоваться лекарственными средствами из аптечки ансамбля. Я успокоила его, сказала, что со мной все хорошо, и призналась, что просто немного не высыпаюсь из-за шума. Андрей настоятельно предложил поменяться номерами. Отпираться было бесполезно. На мой вопрос: «А как же ты?», Андрей Валентинович ответил: «Запомни: прежде всего администрация, к которой я отношусь, нужна для организации работы артистов, а не наоборот. Это непреложный закон. К тому же я все-таки мужчина, – улыбнулся он, – и к тому же военный мужчина, а главное – твой земляк! Ну, а если совсем серьезно, по отношению к его Величеству Женщине, к старикам и детям судят о стране в целом, о степени ее развитости и цивилизованности, а значит, речь идет об уважении к стране. Россия этого заслуживает! Да и солистка александровцев – это лицо ансамбля! Краснознаменцы-мужчины должны носить ее на руках!» – рассмеялся он.
Когда мы вернулись, Лида, жена Андрея, оценила поступок мужа и была горда им. После этого случая мы с ней еще больше сблизились.
А в тот день на гастролях в Польше наш разговор продолжился. Признаться, мне было очень приятно слышать подобные рассуждения моего земляка. Он размышлял: «И вообще, очень хорошо, что у нас появилась певица в штате. Это как дуновение ветра, как глоток свежего воздуха для ансамбля. Женский сольный голос заметно разнообразит концертный репертуар александровцев, к тому же, когда солистка такая замечательная, как ты, – улыбнулся он, – да и само присутствие девушки-солистки как-то мобилизует, вдохновляет, держит в тонусе весь строгий мужской коллектив».
Тут и я добавила: «Андрей, да ведь и мир на Руси отстаивали веками не только мужчины, но и женщины. А сколько артисток побывало на передовой с концертами для солдат во время Великой Отечественной войны! Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Любовь Орлова и многие другие певицы. Значит, и в ансамбле должны быть солистки-женщины! – со всей горячностью ответила я тогда. — А почему же до сих пор у краснознаменцев не было своей штатной певицы?». «Значит, пришло время именно сейчас, чтобы у александровцев появилась своя солистка. И именно тебе удалось пробить эту брешь, именно ты — первая солистка», –подытожил беседу замдиректора ансамбля.
Этот разговор я запомнила навсегда… Очень важный, на мой взгляд, разговор. Эта тема важна и для сегодняшнего дня, когда ансамбль Александрова проводит конкурс на замещение вакантных должностей солистов, артистов после той страшной трагедии. Мне как первой солистке в штате ансамбля очень хочется верить, что снова у краснознаменцев появится певица и, может быть, не одна!
…Узнала о том, что Андрей должен был лететь в Сирию первым рейсом, который благополучно долетел до места назначения, но и на этот раз он уступил свое место молодому человеку, у которого был день рождения, и он торопился вернуться домой, в Москву. Андрей полетел вторым рейсом, который оказался роковым…
И в этом был весь Андрей…У него остались взрослые сын и дочь».
Наталья Устинович по семейным обстоятельствам оставила работу в ансамбле Александрова.
— Ухудшилось состояние здоровья мамы. Длительные гастроли были уже не для меня. Это решение далось мне нелегко, но мама — самое дорогое в жизни каждого человека, — говорит Наталья, с которой мы связались в соцсетях. — Я бы хотела, чтобы об Андрее Сонникове, этом достойнейшем Человеке с большой буквы, знали его земляки. Мне очень приятно отметить, что первым, кто выразил соболезнование всему российскому народу в связи с крушением самолета «ТУ-154», был Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев, огромное спасибо ему за сердечные слова.

Фото из личного архива Натальи УСТИНОВИЧ

Я тоже уроженка самого прекрасного города в мире для меня, любимого родного Актобе, малой родины, которая вырастила меня, — не жалеет эпитетов моя собеседница.
Девичья фамилия Натальи Николаевны — Долбня, она окончила школу № 16, музыкальную школу № 2 по классу фортепиано, пела в большом сводном детском хоре при ДК химиков, которым несколько лет руководил завкафедрой дирижерско-хорового отделения музыкального училища Дмитрий Агафонов, училась в школе бальных танцев при ДК АЗФ. Первое высшее образование получила в пединституте, на факультете иностранных языков. Творческая жизнь обладательницы сильного, бархатно-проникновенного меццо-сопрано началась на концертных подмостках Актобе. Выступала в домах культуры химиков, строителей, АЗФ, на сцене театра драмы имени Т. Ахтанова.
Второе высшее образование она получила в Московском государственном университете культуры и искусств, с отличием окончив вокальный факультет. До этого работала в Петропавловске-Камчатском, преподавала в вузе, а также в Камчатском областном музыкальном училище, сотрудничала с филармонией. Имеет награды от правительства Камчатского края, правительства Турции, московского университета МВД России, медали «200 лет МВД России», «Генерал-майор Александр Александров», была отмечена Союзом композиторов России, Союзом писателей России, многими почетными грамотами, благодарностями. Является победителем международного конкурса им. И. Дунаевского в Москве, некоторых Всероссийских вокальных конкурсов.
— С ансамблем Александрова поддерживаю связь, уверена, что еще не раз выйду с ним на сцену. Иногда выступаю в творческих проектах различных коллективов, в том числе зарубежных, получаю приглашения от оперных театров. Репертуар мой состоит из оперных партий, оперных и опереточных арий, романсов отечественных и зарубежных композиторов, пою городские романсы, песни народов мира, песни военных лет. Мне посчастливилось общаться с такими выдающимися личностями, как Галина Павловна Вишневская, Елена Васильевна Образцова, Тамара Ильинична Синявская, Мария Лукьяновна Биешу, Тамара Григорьевна Алешина, Александр Филиппович Ведерников, Зара Александровна Долуханова, Араксия Ашотовна Давтян, Заур Нажидович Тутов, Иосиф Давыдович Кобзон и многими другими. Некоторые из этих великих мастеров искусств стали мне вокальными наставниками, а с некоторыми я пела в одних концертных программах, что очень высоко ценю и чем горжусь. Жаль, что пока так и не удалось познакомиться с Розой Куанышевной Рымбаевой, любимой с детства артисткой, — рассказывает Наталья Устинович.
Она вспоминает, как в школьные годы вместе с подругой Олей Нечаевой, не достав билеты на концерт, слушали выступление Розы Рымбаевой под окнами Дома культуры химиков.
Напоследок Наталья Николаевна передает привет своей малой родине, говорит, что мечтает выступить перед актюбинской публикой, перед земляками, чтобы признаться в своей любви к ним.
— В жизни я сделала еще не так много, надеюсь, что сделаю больше, чтобы мой родной город мог гордиться и мной. Актюбинск для меня — город-мать. У каждого человека на Земле есть такой уголок, где он родился. В соцсетях разглядываю фотографии и вижу, как изменился Актобе, его не узнать! Он стал еще прекраснее! Вижу, как люди любят свой город, как гордятся им! Душа радуется! Воспоминания о Казахстане, полном замечательных людей, остались самые теплые. Как благодарная дочь своей родимой земли низко кланяюсь отчему дому, милой сердцу Актюбинщине.
Гульсым НАЗАРБАЕВА