Урок истории как экспедиция

Более тридцати мартукских школьников с учителями истории провели три полновесных дня в археологической экспедиции. Инициативу учителя истории Родниковской СШ Чингиза Давлеткереева поддержал отдел образования Мартукского района.

Есть идея!
— На протяжении ряда лет на территории Мартукского района и округа города Актобе работает археологическая экспедиция областного музея, выполняющая грантовые проекты совместно с представителями Института археологии имени А. Маргулана КН МОН РК, — рассказывает Чингиз Давлеткереев. — Я очень признателен своим коллегам-историкам за оказание методической помощи в проведении уроков по древней и средневековой истории непосредственно у исторического памятника — на кургане во время раскопок или у охраняемого объекта.
Чаще всего это бывает в каникулярное время, но зато мы не ограничены сорока пятью минутами, и ребята в полной мере и с удовольствием усваивают материал. Старшеклассники занимаются на кургане посильным трудом, выполняя весь цикл исследования — от раскопок до тонкой расчистки и первичной реставрации археологических артефактов.
Для ребят младших классов организуются ознакомительные экскурсии с выездом к памятнику, пребыванием в археологическом лагере, приемом пищи в полевой столовой и подробной лекцией, в ходе которой представляют памятник, расположенный рядом с Родниковкой.
Таким образом я стремлюсь пробудить в школьниках интерес к изучению истории родного края, в том числе к участию в научно-практических конференциях по линии малой академии наук (МАН) и «Дарын».

Первый опыт.
После недавних раскопок на почту «АВ» пришло письмо от восьмиклассника Родниковской школы Рамазана Доскалиева. В нем учащийся поделился впечатлениями от трехдневной экспедиции и новых знакомств:
«Ознакомление с основами практической археологии началось 11 июня, когда учитель истории Чингиз Серикович привез нас к месту раскопок. Первым делом мы установили палатки, после приготовили полдник, а вечером познакомились с командой археологов. Вместе с первокурсниками истфака у костра мы пели песни, рассказывали страшные истории, и каждый делился своими познаниями в истории. Мне это очень понравилось. Первый день, несмотря на дождь, прошел отлично.
На второй день приехали школьники из других сел Мартукского района и все представили свою команду в форме музыкального номера. После по традиции была дискотека. Второй день тоже был дождливым, но начинающие археологи не пали духом.
На третий день после кросс-похода и обеда мы отправились с Нурсултаном Алибаевичем на поиски находок. Мы нашли наконечники стрел, фрагменты керамики, зуб акулы. После вводной лекции и демонстрации работы археологов мы участвовали в самих раскопках. К сожалению, серьезных артефактов мы не нашли, но так много узнали!
Наш маршрут оказался непродолжительным по времени, но всем он очень понравился, ведь каждый открыл для себя что-то новое. Большое спасибо за это Чингизу Сериковичу Давлеткерееву. Я надеюсь, что такие мероприятия станут традицией школ Мартукского района».
Методист Мартукского районо Асылбек Нагымов рассказал, что мероприятие действительно удалось и отдел планирует сделать его традиционным.
— В экспедиции были задействованы педагоги и учащиеся среднего и старшего звеньев десяти школ района. Отклики самые восторженные. Чингизу Сериковичу отделом образования вручено благодарственное письмо за хорошее методическое решение. Безусловно, мы надеемся на последующее участие ребят в научно-исследовательской работе, — сказал он.

Слово профессионалов.
Археологи Виктор Амелин и Нурсултан Баиров дали весьма положительную оценку участию юных мартучан в работе экспедиции.
— Такой опыт у школьников — первый, — подчеркивает младший научный сотрудник отдела этнографии и археологии областного историко-краеведческого музея Нурсултан Баиров. — Я проводил с ними пешую археологическую разведку вдоль русла реки Бутак в приграничной зоне Мартукского и Каргалинского районов. Найденные каменные артефакты поверхностного залегания — фрагменты керамики, скребки и пластины, каменный наконечник — свидетельствуют о том, что здесь была стоянка каменного века.
Подобная работа — через практику донести до ребят теорию учебников истории — часть моей диссертации. Конечно, с таким педагогом всегда хочется сотрудничать.
Виктор Амелин дополнил коллегу, уточнив, что практику, инициированную молодым преподавателем из Родниковки, должны подхватить все учителя истории.
— Кружки юных археологов работают в Уиле и Бадамше, идеей загорелся Иргиз. Если подобную практику — разведка, находки, посещение раскопок, участие в них — начинать с 5 класса (с момента начала изучения истории в школе), это серьезно повлияет на формирование у юных граждан осознанного взгляда на малую родину, — уверен Виктор Амелин. — Краеведение — понятие обширное, предполагающее не только познания в истории, этнографии, географии, но и особенностей родного края в целом.
Я согласен с акимом области в том, что детям интересно и полезно жить в палаточных лагерях, ездить на экскурсии по историческим и заповедным местам области. Вариант мартучан — реальное воплощение этой идеи.
Мнение доцента АРГУ имени
К. Жубанова, кандидата исторических наук Армана Бисембаева весьма важно, когда речь идет о приобщении школьников к выбору краеведения как направления модернизации сознания.
— Памятники бассейна реки Илек, в частности раннего железного века, — богатый материал в целом. Река течет в меридиональном направлении: именно так кочевали древние люди, например, сарматы, на протяжении 700 лет активно контактировавшие с представителями эллинского мира, Персидской и империей Александра Македонского, — напомнил Арман Ауганович.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

2 комментария

  1. Жазира

    Керемет идея! Мұғалімдерінің бұл ісі жалғасын тапсын. Бұл идея балаларға пайдалы, әрі ұнамды деп айтуға болады.

  2. Балаларды еліміздің тарихына, мәдениетіне, тілімізге көп баулу керек. Болашақ ұрпақ ұмытып қалатын түрі бар және бұл ескерілмеген саясат болып тұр.