Новый проект «Финансовый альманах»

В середине июня подвели итоги конкурса «Лучший молодой ученый Актюбинской области-2017» в трех номинациях — «Естественные и технические науки», «Общественные и гуманитарные науки» и «Экономические науки и бизнес». Победители, занявшие призовые места, получили грантовое финансирование для полной или частичной реализации своих проектов.

Подобный конкурс проводится уже второй год по инициативе акима области. Организаторы – областное управление по вопросам молодежной политики и общественный фонд «Совет молодых ученых». Цель конкурса — поиск новых решений проблем молодых ученых и соискателей, а также стимулирование массового участия молодежи в научно-исследовательской деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и учет» АРГУ имени К. Жубанова Жумагуль Макашева (на фото) защитила свой научно-исследовательский проект «Финансовый альманах» и заняла II место в номинации «Экономические науки и бизнес».

Практикум
— Вообще, я не преподаватель, экономист-финансист с профильным образованием. Кандидатскую защитила не по теории, а по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит». Но когда работаешь в учебном заведении, необходимо учить студентов по учебникам и методическим пособиям. За 16 лет преподавательской деятельности по крупицам, постепенно собирала свой опыт, чтобы реализовать его в проекте.
Я взяла дисциплины, непосредственно связанные с финансами, соединила их между собой и сделала практикум, — рассказывает молодой ученый.
По ее словам, получился абсолютно не книжный практикум. Педагог-финансист выпроводила своих студентов из аудиторий и заставила ходить практиковаться в банки, инвестиционные и страховые компании, а также в пенсионный фонд.
— С 2016 года Министерство образования и науки внедрило на первом курсе всех вузов такой предмет, как «Введение в специальность». Для того, чтобы студенты знали и выбрали нужную для себя траекторию. Именно на первом курсе, а не только на третьем или четвертом. Еще на первом курсе появился предмет «Институты финансовых рынков», — поясняет кандидат экономических наук.

Новаторские методы и формы
Сам по себе проект является новаторским. Его цель – реализовать и внедрить оптимальную модель преподавания, при которой будет использован опыт субъектов отечественного финансового рынка, применены инструменты финансовых институтов в учебном процессе.
Аналогов внедрения такого научно-исследовательского проекта в других вузах нашей области нет.
Если говорить немного забегая вперед, есть три основных алгоритма: экскурсии, депозиты, ценные бумаги.
Если говорить о задачах проекта на простом языке, это повышение финансовой грамотности учащихся всех учебных заведений; исследование доходности финансовых инструментов, наиболее подходящих для населения. И еще необходимо научить их правильно вкладывать деньги и отслеживать, как они работают.
Все это напрямую перекликается с Посланием Президента РК к народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», в котором Глава государства третьим приоритетом макроэкономической стабильности назвал дальнейшее развитие фондового рынка.
К сожалению, пока этот сегмент ценных бумаг для многих казахстанцев не совсем понятен. Традиционными для большинства являются депозиты.

Все познается в сравнении
— Экскурсия – это неотъемлемый атрибут первой ступени. Для того, чтобы будущие финансисты определились, где в дальнейшем будут работать — в банке или инвестиционной страховой компании, я их просто туда отвела. Нам даже разрешили в АФ Национального банка зайти и посмотреть, как это все работает изнутри. Нам организовали суперэкскурсию.
В два коммерческих банка студентов сводила и в инвестиционную, страховую компанию. До ЕНПФ, правда, мы пока не дошли, — отмечает финансист.
На втором курсе есть дисциплина «Деньги. Кредит. Банки». На самом деле, у нас есть много финансовых инструментов. И вот там уже Жумагуль Макашева предлагает своим студентам открывать депозиты в банках второго уровня и ежемесячно прослеживать капитализацию средств. При возможности – пополнять вклады. Это вторая ступень.
— Знаете, как эта мысль появилась? Как-то захожу я в аудиторию и спрашиваю: «А сколько вы тратите карманных денег в месяц и на что?». Оказалось, в основном на развлечения. Конечно, у всех возможности разные. Как выяснилось, от 20 до 40 тысяч тенге в месяц.
Второй мой вопрос: «Почему вы сейчас не копите?». Ведь можно начинать откладывать уже сейчас, а не тогда, когда возникнет большая необходимость в этом.
Экономить надо не тогда, когда деньги кончаются, а когда они еще есть в целости и сохранности, — убеждена кандидат экономических наук.
Третья ступень – третий и четвертый курсы. Здесь уже рассматриваются другие финансовые инструменты и их практическое использование.
Управление портфелем ценных бумаг. Цель – выбор профессионального участника рынка ценных бумаг, открытие счетов в Центральном депозитарии ценных бумаг. Сравнительный анализ прибыльности депозитов и ценных бумаг, оценка рисков.
На втором курсе многие студенты открывают депозиты и уже отдают предпочтение тому или иному коммерческому банку.
Далее рассматриваются ценные бумаги. Как правило, очень выгодное вложение – покупка акций на первичном IPO. Некоторые акции выходят на торги с потенциалом в 30-35%. Это больше, чем ставка по депозитам.
Можно выходить на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Есть, конечно, риск, что акции потеряют в цене, но депозиты застрахованы. Вот для этого и нужно уметь оценивать риски. Можно ведь использовать и все инструменты сразу.
— Я практикую такую модель, чтобы все деньги, накопленные на втором курсе, студенты третьего курса потратили на покупку ценных бумаг.
Для чего я это делаю? Когда не было практики открытия депозитов, на третьем курсе у студентов не хватало денег, когда проходили различные IPO, чтобы приобрести акции. Некоторые просто локти кусали. Теперь у них есть накопления и опыт.
Результат интересный и заслуживает внимания: 57% студентов третьего курса зашли на Казахстанскую фондовую биржу, 10% — на Нью-Йоркскую фондовую биржу, у 33% — индивидуальные проекты по ЦБ.
У многих прибыль составила 30%! Получили дивиденды и на них еще прикупили акций. Они уже постоянно проводят мониторинг фондовых рынков и делают свои выводы, — подводит итог Жумагуль Макашева.
Кстати, на финансовые средства полученного гранта ученая будет продолжать работу над своим проектом, а также поедет на курсы повышения квалификации в Алматы.
Владимир БУРЬЯНОВ

Фото автора