Новости Казахстана

Конкурс называет лидеров и обнажает барьеры, мешающие развитию местного бизнеса

Мы уже информировали читателей о победителях регионального конкурса. Сегодня более подробный рассказ о его некоторых участниках.

Жанааим Кельбатырова, заместитель директора палаты предпринимателей Актюбинской области:
— Палата предпринимателей Актюбинской области вот уже третий год является главным организатором конкурса на соискание премии главы государства «Алтын сапа», в рамках которой проходит еще один не менее важный конкурс-выставка «Лучший товар Казахстана».
С момента передачи права проведения этих конкурсов в РПП в 2015 году они претерпели значительные изменения.
К примеру, экспертные комиссии, которые раньше состояли из чиновников и государственных служащих, теперь состоят еще из общественников, журналистов и экспертов бизнес-ассоциаций. Кроме того, было принято решение, что в конкурсе могут принимать участие только частные предприятия, полностью исключив участие предприятий государственного и квазигосударственного сектора. Основная цель конкурсов — поддержать отечественного производителя и способствовать повышению качества казахстанских товаров и услуг. НПП намерена вовлечь в процесс выбора победителей самих потребителей, до этого победителей обоих конкурсов выбирали путем оценки экспертных комиссий. Но все может измениться в ближайшее время. Письмо с предложением определять лучших из лучших путем онлайн-голосования уже отправлено в администрацию Президента и ждет своего вердикта, ответ должен прийти в течение месяца.

По первоначальному замыслу конкурс-выставку «Лучшие товары Казахстана» намечалось провести на площади перед торгово-развлекательным центром «Keruenсity», но порывистый ветер в летний зной внес свои коррективы в планы организаторов мероприятия. И этот момент обнажил одну из проблем местного предпринимательства — Актобе до сих пор не имеет постоянного места для проведения подобных выставок.
С одной стороны, привычная прописка для всего, что выпускается местными производителями и в каких услугах набили руку, была бы удобна для всех желающих ознакомиться с этим ассортиментом. С другой, и предпринимательству не надо каждый раз монтировать свои витрины-экспонаты, им достаточно только обновляться.
Из-за непогоды выставка буквально за несколько часов вынужденно переехала в ресторан «Атамекен». В итоге некоторым участникам пришлось представиться частично, другие, запыхавшись, выставляли свои образцы в том ряду, где уже прошла конкурсная комиссия.
В этом году претендовать на победу на областном уровне решились 37 бизнес-структур. Были среди них как опытные участники, так и новички.
— Производим пластиковые багеты и гарпуны — комплектующие для натяжных потолков. Цех у нас небольшой, но стабильно обеспечиваем Западный Казахстан. Хотим заявить о себе более масштабно, — поделилась с заместителем акима области Кайратом Бекеновым офис-менеджер ИП «Куанышев А.Я.» Арайлым Есетова.
Для багетов предприниматель закупает у местных и российских производителей отходы, получаемые от обрезки оконного профиля, для гарпунов в миксер отправляются брак и обрезки пленок натяжного потолка.
Безотходной можно признать и деятельность ТОО «Сталлит». Из лома и отходов цветных и черных металлов, используя газовое и печное литье, создают качественные стальные и чугунные изделия. Скреперные ножи, люки с крышками, колосники пассажирских вагонов, шестерни, втулки, шкивы, а еще, как оказалось, здесь можно приобрести все необходимое для простой печки. Вся эта продукция уходит в Астану, Атырау, Актау, Караганду.
Предприниматель не упустил возможность поблагодарить региональную палату предпринимателей, в короткие сроки решившую проблему с недобросовестным заказчиком в одной из соседних областей.
На проектную мощность вышло ТОО “Talan Technology”, сейчас оно готово поставить городу 45 тысяч квадратных метров резинового покрытия для спортивных и детских площадок. Предприятие намерено выходить на другие регионы, в чем его готова поддержать местная исполнительная власть.
ТОО «Агран» изготавливает стеклопакеты и профлисты строго по ГОСТу.
— Стекло вы приобретаете, режете, вставляете? — интересовались члены комиссии.
— Нет, стеклопакет — это отдельная герметичная конструкция. В ее составе стекло, специальная рамка, осушитель, герметик. Производится на автоматической линии. Только мы завозим в область и обрабатываем стекла размером 6 метров на 3,20. У нас низкая отходность производства. Работают на линии восемь человек, — информировал комиссию представитель компании.
Короткая остановка возле продукции фабрики «Доммой». Внимательно осмотрев двери из пластиковых и натуральных материалов, заместитель акима области Кайрат Бекенов поделился идеей, которая тут же была поддержана:
— На продукции должна появиться надпись «Сделано в Актобе», чтобы наши товары как-то выделялись в общем ряду.
Следующий эксклюзивный для местного рынка товар предлагает ТОО «Mial.kz», освоившее полимерные технологии.
— Мы — пионеры. Полиуританом заменяем резиновые и пластиковые изделия в любой отрасли промышленности, — объясняли гостям выставки представители предприятия.
— Обратите внимание на динамику производства наших изготовителей. Мы постоянно просим руководство крупных компаний поддержать местное производство. К примеру, «СНПС-Актобемунайгаз» — делать заказы местным производителям фильтров. Для большой компании сумма в полтора миллиона тенге ничего не значит, а для предпринимателя она очень важна. И так шаг за шагом, пусть маленькая, но победа, — прокомментировал увиденное заместитель акима области.
— Зимой шубы шьем, весной куртки. Все материалы привожу из Китая. И мех натуральный оттуда. Шуба у нас получается за 150 тысяч тенге, в бутиках стоит намного дороже. Если бы у нас выделывали мех, было бы очень хорошо. Пока же работаем индивидуально, — говорит Агиля Джангазиева. До лучших времен она решила сделать ставку на пошив школьной формы.
На соседнем столе бытовая химия. И сразу у комиссии возник вопрос к ее изготовителю Асель Жолаевой, не указавшей на этикетке состав шампуни.
— Нам не хватает знаний по маркетингу, что важно в условиях конкуренции. Не менее значима для предпринимателей и информация о грантах, предоставляемых государством, — еще одно замечание комиссии, которая определяла победителей регионального конкурса «Лучший товар Казахстана».
Баян и Нурлан Нуржановы с небольшим опозданием выставили фасадные кирпичи на предоставленной площадке. Не успели показать весь ассортимент «Актобе сапа». Но поделились тем, что в этом году увеличили производство теплоблоков и уже включаются в реализацию государственной программы «Нурлы жер», что позволило полностью загрузить мощности цеха.
— Аким области защитил в Астане региональную программу. Началось финансирование, разворачивается строительство, но оказалось, что изготовители стройматериалов не готовы к большим объемам. Заводам нужно расширяться, — заметил по этому поводу Кайрат Бекенов.
Следующий подробный диалог состоялся с Райхан Саулебаевой, у нее цех по производству колбасных изделий. Основная ее проблема в том, что производит востребованную продукцию по ценам на 300-400 тенге дешевле, чем у конкурентов.
— Из-за этого меня не подпускают к большим прилавкам. Супермаркеты и гипермаркеты отказывают в сотрудничестве. Мне нужна помощь, вот и на рынке предупредили, — поделилась предпринимательница.
С подобной проблемой столкнулась и Гульсара Нурпеисова из Хобдинского района. Она занялась разведением перепелок. Претендовала на грант, но не получила его в этом году. Перепелиными яйцами торгует в селе и предлагает двум частным детским садам. Сейчас у нее 700 птиц, готова увеличить их численность до 3-4 тысяч, гипермаркеты пока не откликаются на ее предложение, не связываются.
— Нужно собрать все заинтересованные стороны, пригласить руководство «Анвара», «Дины», чтобы развязать этот узел, — заметил по этому поводу заместитель акима области.
Далее он призвал журналистов активнее освещать проблемы и достижения предпринимателей. Есть динамика развития и есть необходимость аккумулирования достигнутого опыта с тем, чтобы помогать дальнейшему продвижению малого и среднего бизнеса. Обратил он внимание и на то, что руководство региона мотивирует население на развитие нетрадиционной сельскохозяйственной продукции. К тому же для этого предусмотрено дополнительное финансирование из местного бюджета, государственная поддержка. Но одно дело — произвести, другое — реализовать выращенную или произведенную продукцию.
— К примеру, колбасники. Их душит нечестная конкуренция. Нужно радоваться хорошей цене. В приоритете должны быть местные товаропроизводители. Крупные торговые центры работают по матрице. В идеале так должно быть, но нужно предусмотреть и какие-то облегчения для местного производителя. Ему для становления дать хотя бы год, если не справится, пусть уходит с рынка, где выживает сильнейший, но с ходу душить нельзя. Вот эти моменты должны нас волновать, их надо решать всем, — заключил Кайрат Бекенов.

Жанат СИСЕКЕНОВА