Автотрасса по ту и эту сторону границы

В начале этой недели в Оренбургской области прошла международная встреча, посвященная партнерству и обмену опытом между работниками дорожного хозяйства. Участие в ней приняли руководители и специалисты дорожной отрасли, представители общественных организаций нашей области, а также руководители и специалисты дорожной отрасли трех крупных зон РФ.

Международный вопрос
Делегацию, возглавляемую руководителем областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аязбаем Усмангалиевым, оренбургские дорожники встретили на казахстанско-российской границе. Международная встреча была организована федеральным дорожным агентством правительства Оренбургской области.
Члены группы проехали по всем участкам вдоль федеральных автомобильных дорог Оренбург — Соль-Илецк — Акбулак — граница Республики Казахстан, где проводится капитальный ремонт.
Кстати, претензий к строительству отрезка трассы от Актобе до Жайсана, входящего в международный транзитный коридор Западная Европа — Западный Китай, нет. Однако, эта прекрасная дорога не тянется дальше границы. Ее состояние после перехода границы РФ до города Соль-Илецка оставляет желать лучшего, а дорога до райцентра Акбулак просто называется дорогой, ее практически нет. Этот отрезок является самым сложным для транспорта.

Эта проблема также поднималась на встрече. К слову, данный вопрос был озвучен и Президенту РФ. Может, потому проблема между зонами, образующими Единое экономическое пространство, начинает наконец-то решаться. В настоящее время на отрезке от трассы, начиная с границы и до Акбулака, работают 14 строительно-дорожных компаний.
Потому транспорт вынужден сейчас проезжать только по временной, боковой нижней дороге.

Руководители управления федерального дорожного агентства строительства и эксплуатации автомобильных дорог проинформировали о ходе строительства. Они заверили, что с 20 октября этого года транспорт будет ездить уже по новым дорогам. Темпы работ растут изо дня в день, причин для задержки нет. Материалы, необходимые для дорожного строительства, доставлены, техники достаточно, заводы действуют, инженеры и специалисты работают без остановки. В некоторых местах уже укатан верхний слой асфальта.
То, что дорожное строительство ведется по самым современным требованиям, вызывает заслуженный интерес. Но оказалось, что оренбургские дорожники равняются на нас. Действительно, наши дороги не только высокого качества, но и имеют хороший вид, возле населенных пунктов предусмотрены карманы, дороги освещены, вдоль дорог установлены дорожные знаки.
И это неудивительно. Наши специалисты ведут интенсивное дорожное строительство и реализуют международные проекты. Потому у них накоплен немалый опыт, есть что сказать и чем поделиться.
Заместитель директора облфилиала АО «НК «КазАвтоЖол» Асылбек Муханбеткалиев и руководитель отдела контроля качества работы и приемки этого же филиала Руслан Тажбанов в ходе заседания выразили уверенность в том, что дорога, которую строят коллеги, будет быстро приведена в порядок, а работы будут проведены качественно и в соответствии с требованиями.
Руководитель отдела областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Айбол Данагул, главный инженер филиала РГП «Казахавтодор» Кайрат Каримбаев и заместитель директора ТОО «Асфальт» Дамир Тасмаганбетов обратили особое внимание коллег на производственно-технологические новшества и выполнение обязательств заказчика и подрядчика.
Наши специалисты заметили, что дорожникам нельзя делиться по географичческой принадлежности, так как проблемы дорог — дело общее, а безопасность людей — в первую очередь.
Потому вполне естественно, когда российские дорожно-строительные компании работают у нас, а актюбинские дорожники — у них. Это выгодно для обеих сторон, так как это новые рабочие места, источник выплаты налогов и прибыли. С окончанием строительства этих дорог грузовые и пассажирские перевозки увеличатся в разы, что, несомненно, даст мощный рывок развитию экономики приграничных регионов.
Объезжая дороги, актюбинские дорожники задавали своим оренбургским коллегам животрепещущие вопросы, выражали свое мнение о передовых технологиях и установках. Например, оживленно спорили по поводу асфальтовых заводов, вернее, о том, в какой стране их выгоднее покупать. Собственно, эти и другие вопросы и предложения были нацелены на оптимизацию и качественное ускорение процесса.
Российские дорожники заверили, что при строительстве дорог применяются только новые материалы, установлен строгий режим работ, проблем со стороны поставщиков нет, машины, укладывающие дорожное покрытие, работают бесперебойно.
По их словам, только в этом месте работ задействовано 3,5 тысячи людей и сотни управлений. Каждый район имеет свой асфальтовый завод. Поэтому федеральное дорожное агентство страны в настоящее время мобилизует все силы на этом участке. Ведь эта дорога, дойдя до районного центра Акбулак, присоединится к новой окружной дороге.

Совещание в штабе
После знакомства с новыми асфальтовыми заводами в штабе капитального ремонта и строительства прошло большое совещание. Представитель управления федеральных автомобильных дорог РФ Павел Брюхов сказал:
— Перед нами стоит задача — до 2020 года восстановить 85 процентов федеральных дорог. На 1 января этого года работы выполнены на 71 процент. Думаю, до конца нынешнего года выполним до 77 процентов. В связи с этим в Оренбургской области начались широкомасштабные работы, одним из показателей которых является эта дорога. В направлении к Оренбургу проложат 20 километров асфальтового покрытия.
Этот объем работ был запланирован в прошлом году, благодаря чему строительство начато своевременно и в соответствии с составленным графиком. Самое главное, что не будет задержек. Такое ощущение, что здесь идет ударная стройка. И это не может не радовать. Теперь важно не снижать темпы, чтобы участники дорожного движения уже этой зимой могли ездить по удобной асфальтовой дороге.
Он выразил уверенность в том, что подрядчики и заказчик с честью выполнят свои обязательства. Российский чиновник отметил, что казахстанская дорога по ту сторону границы проложена идеально, и признался, что в этом смысле актюбинские коллеги опередили россиян.
— Дорога после границы в сторону Акбулака должна быть такой же. Темпы капитального строительства вы видели своими глазами. Обе стороны рады этому. Эта дорога стратегически важна и актуальна для наших стран, так как входит в международный транзитный коридор Западная Европа — Западный Китай.
Всем известно, насколько важна дорога, соединящая Китай с Европой. Для нас жизненно важно, что она проходит через Казахстан и Россию. И мы понимаем заинтересованность казахстанских коллег в скорейшей сдаче нашего отрезка пути.
Руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аязбай Усмангалиев поблагодарил за приглашение, подчеркнул высокие темпы работ и выразил удовлетворение ходом строительства.
— Совсем скоро международные грузоперевозчики и проезжающие путники будут благодарить вас за этот труд. Дорога должна быть качественной и соответствовать современным требованиям и стандартам.
Качество этой дороги, как вы знаете, пройдет самую пристальную проверку представителей высшей власти Казахстана и России. Мы считаем, что поручения президентов двух стран успешно выполняются, — сказал руководитель управления.
Аязбай Усмангалиев обратил внимание коллег на улучшение качества участка дороги на таможне. С казахстанской стороны проезжая часть через границу в прошлом году была улучшена, в нынешнем – расширяется, установлены автоматические весы для грузов. Усмангалиев выразил надежду, что такие же удобства скоро появятся и на российском таможенном пункте, на новой акбулакской дороге.
Пусть нас разделяет граница, удобства должны быть созданы для граждан обеих стран. В современном мире интеграционные связи играют большую роль, и очень важно, чтобы внутренние дороги были в порядке, убежден он.

Представитель управления федеральных автомобильных дорог России Димитрий Хусид широко осветил проблемы дорог своей страны, рассказал о сегодняшних достижениях. По его словам, руководство России уделяет большое внимание обновлению дорог в направлении древнего Шелкового пути.
С этим связано обновление трасс Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани и Оренбурга. Поэтому быстрый прием в сеть трасс некогда важной дороги местного значения Оренбург — Соль-Илецк — Акбулак — граница Республики Казахстан связан и с реализацией этой задачи. Он напомнил, что это решение было принято год назад в Кремле, а строительство этой дороги — результат этого решения.
Федеральное дорожное агентство делает все возможное для того, чтобы на этом отрезке дорог была применена самая новейшая техника ХХІ века. В данное время введен в действие битумный завод, работающий по американской технологии. Строительный процесс оснащен современным оборудованием и стройматериалами.
На совещании выразили свое мнение подрядчики, строители и дорожные мастера.
— Дорогу от границы до Акбулака протяженностью в 51 километр нам нелегко было содержать в надлежащем состоянии в осеннее и зимнее время года. Дорога узкая, многие места повреждены, мало водостоков. Поэтому проезжающие путники часто останавливались, образовывались заторы. Для подмоги специально держали трактор «К-700». Надеюсь, скоро ситуация изменится кардинальным образом благодаря приграничному сотрудничеству, — говорит представитель дорожного отдела Акбулакского района.

Аманкос ОРЫНГАЛИУЛЫ, Актобе — Соль-Илецк — Актобе.

Фото автора