Психосоциальная поддержка больных туберкулезом

Великий врач Авиценна, обращаясь к больному, говорил: «Нас трое — ты, я и твоя болезнь. На чью сторону встанешь ты, тот и победит». Обучение больных туберкулезом является наиболее доступным для медицинских работников способом повысить приверженность к лечению и эффективность противотуберкулезной терапии. Мотивация пациента для преодоления болезни невозможна без наличия в распоряжении человека всего объема необходимой информации, которая должна быть не просто получена (услышана или прочитана), но и понята, осознана, удержана в памяти и применена на практике для борьбы с недугом.
Обучение больных туберкулезом является специально организованным процессом, направленным на формирование знаний, умений, навыков, необходимых для полного завершения курса лечения, соблюдения рекомендаций врача и мер инфекционного контроля для предупреждения распространения инфекции. Исследования по изучению информированности больных туберкулезом в вопросах, связанных с заболеванием, подтверждают, что уровень знаний больных недостаточен.
Традиционные методы информирования пациентов представляют собой индивидуальные беседы врачей и медсестер с пациентами при выявлении туберкулеза и во время проведения химиотерапии, а также использование наглядных материалов в виде стенгазет, брошюр и т.п. Однако это не означает, что информация превратится в знание; данный процесс зависит от многих причин, в частности, от готовности принять информацию и от того, на каком этапе она получена.
В динамике переживаний пациентом своей болезни выделяют несколько этапов. Предмедицинский этап продолжается с момента появления первых признаков туберкулеза до обращения к врачу. В связи с бессимптомным течением туберкулеза этот период может отсутствовать, и пациент сразу вступает в фазу ломки жизненного стереотипа, когда, узнав о диагнозе, он растерян, находится в смятении, становится изолированным от близкого окружения при госпитализации и не уверен в благоприятном прогнозе. Этот период в среднем продолжается 1-2 недели и является наиболее значимым в формировании необходимых знаний, умений и навыков на весь оставшийся период лечения. В это время пациент осуществляет активный поиск информации, которая легко трансформируется в знание. Крайне важно, чтобы эта информация, удовлетворяя информационным потребностям пациента, была достоверной и соответствовала современным профессиональным представлениям о болезни и ее лечении, поскольку заместить усвоенную информацию впоследствии будет очень сложно, а в ряде случаев невозможно.
Этап адаптации к болезни — в этот период уходит чувство напряженности и симптомы, больной уже адаптировался к факту заболевания, приобрел необходимые, по его мнению, знания. Эффективность обучения в этот период существенно снижается. Если лечение затягивается или заболевание переходит в хроническую форму, адаптация может смениться «капитуляцией».
Этап «капитуляции» — период, когда наступает усталость от лечения, пациент не занимается активным поиском информации, убежден в неизлечимости заболевания, вся информация, касающаяся туберкулеза, воспринимается им негативно. Являясь довольно значимым участником среды общения, пациент передает такую информационную модель заболевания лицам, находящимся на начальном этапе противотуберкулезной терапии, результатом чего является снижение ценности лечения и соблюдения предписаний врача для лица, принимающего такую информацию. При проведении обучения пациентов медицинскому работнику важно учитывать эти особенности и минимизировать данный канал передачи информации, сделать его незначимым для пациента, начинающего лечение.
Этап формирования компенсаторных механизмов — период, когда пациент приспосабливается к заболеванию и формирует установки на получение материальных или иных выгод от болезни, меняются ценностные ориентиры, пациент считает уровень своих знаний достаточным и не видит смысла терять время на беседы с медицинским работником. Медицинская информация, полученная в этот период, практически не трансформируется в знание. В рамках локальной среды такие пациенты могут стать источником неверной информации у начинающих терапию.
Таким образом, обучение больных туберкулезом является неотъемлемым компонентом терапии вне зависимости от этапа заболевания. Однако наибольшее внимание должно быть уделено пациентам в период ломки жизненного стереотипа, то есть в течение двух недель после выявления заболевания, когда у человека имеется острая потребность в информационной поддержке для формирования необходимых знаний, умений и навыков.
Обучение в группах среди впервые выявленных больных туберкулезом целесообразно организовать на стационарном этапе лечения, что позволяет охватить этой работой всех пациентов и минимизировать число отказов больных от обучения. Группы для обучения по 4-6 человек формируют по мере госпитализации пациентов, находящихся в удовлетворительном состоянии, по критерию наличия или отсутствия у них бактериовыделения. В условиях широкого внедрения во фтизиатрическую практику молекулярно генетических методов диагностики появляется возможность раннего выявления туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя к противотуберкулезным препаратам (МЛУ ТБ). Пациенты с МЛУ ТБ и пациенты с другими формами туберкулеза нуждаются в проведении различной информационной работы.
Роза ИСТЛЕУОВА, Ерлан ТАТИМОВ