Об одной очень важной профессии

 

В сентябре в Астане состоится I форум соцработников РК.
О службе социальной помощи на дому и людях, оказывающих услуги, всегда есть что написать.

Разбавляя чужую боль
Наш первый собеседник – замдиректора Актюбинского городского центра социальной помощи Назия Шаяхметова, чей стаж в названной сфере составляет 20 лет. Бессменным директором с момента открытия центра является Айганым Саркулова.
— В этом учреждении я начинала с должности заведующей отделением по уходу за престарелыми и инвалидами, — рассказывает Назия Жекимовна. – Работа не для слабонервных, но и у соцработника, и у меня на первом месте терпение, сочувствие, доброта, мы должны уметь понять другого человека, его боль. Выполнение служебных обязанностей 101 нашим соцработником – постоянное преодоление себя, сопереживание 704 немолодым людям и инвалидам и 215 детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и психоневрологическими заболеваниями.
В обязанности соцработника входят уборка квартиры раз в 10 дней, доставка продуктов и лекарств, оплата коммунальных услуг, по мере необходимости вызов врача и сопровождение в поликлинику и различные организации. С детьми – развивающие занятия, обучение навыкам самообслуживания. Вообще, замечу, что работа с детьми – это в большей степени помощь членам семьи (например, мама должна выйти по личным или семейным делам) и обучение их правильному уходу и обращению с ребенком с повышенными потребностями.
В служебные обязанности замдиректора Шаяхметовой входит курирование и контроль всех служб и отделений.
— То есть я должна находить тот баланс, который обеспечивает качество соцслужбы и способствует социализации наших подопечных, — уточняет Назия Жекимовна. – Работа – моя и подчиненных – заключается в решении проблем опекаемых: бытовых, психологических, медицинских. Мы обязательно выслушиваем стариков, ведь беседа согревает сердце, способствует взаимопониманию, возвращает веру в милосердие. Безусловно, люди разные, будь то соцработник или его опекаемый (разные обычаи, культура, уровень развития), но мы всегда ищем пути к компромиссу – а как по-другому? И мне обидно сознавать, что когда говорят о низкой зарплате медиков и педагогов, о соцработниках, чья зарплата катастрофически низкая, даже не вспоминают.

Из первых рук
Стаж соцработника Галины Тлегеновой исчисляется с 2001 года. На ее попечении 8 бабушек и дедушка.
— Почти все они – ветераны тыла, — рассказывает Галина Тугачевна. – И, разумеется, одинокие. Посещаем их мы два раза в неделю: уборка и закуп продуктов – это обязательно. Когда нужно, ходим в аптеку и сопровождаем к врачу, ежемесячно оплачиваем комуслуги. Из контактов у меня имеются номера телефонов врачей и сантехников, которых я вызываю на квартиру подопечных по мере необходимости. Знаете, стирка не входит в перечень социальных услуг, но и я, и мои коллеги помогаем стирать, если просят, ведь у некоторых не только машины-автомата нет, но и простой стиральной машины с центрифугой – ну как бабушка артритными руками может отжать белье?
Главным качеством, необходимым соцработнику, Галина называет не привычку всю неделю делать уборку, носить тяжелые сумки или выстаивать очереди в банках, а терпение:
— Разные люди, судьбы, ситуации – нужно найти подход, общий язык, и – все в порядке. Помню случай, когда коллега пришла к пенсионерке, а та лежит мертвая… Чтобы отойти после стресса требуется немало времени. Я, например, постоянно переживаю за подопечного, которому, едва переступаю порог, меряю давление, и если оно высокое, человек принимает лекарство. Но я прихожу два раза в неделю – и кто смотрит за дедушкой пять дней в неделю? Две бабушки у меня есть, которые в силу диагноза из дома не выходят – они всего пять дней в неделю видят людей… Надо искать выход из подобной ситуации, ведь человек – существо социальное.

Согласно Приложению 3 к приказу министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 165 специальные услуги в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому оказываются:
1) детям-инвалидам с психоневрологическими патологиями;
2) детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
3) инвалидам старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями;
4) инвалидам первой и второй групп;
5) лицам, не способным к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом.

Есть и светлые стороны в нашей работе. Многие подопечные не могут носить тяжелые сумки из магазинов, делать уборку в квартире, но они остаются активными людьми, участвуют в общественной жизни. Среди моих есть такая, ветеран госслужбы, она является и членом совета старейшин. А как радостно видеть лица стариков, когда центр организует для них праздники! Например, в День пожилых людей была организована экскурсия «Актобе вчера и сегодня», и многие подопечные восторгались обновленным городом.
Выходные у Галины, как и у всех ее коллег, суббота и воскресенье, а если выпадают длительные праздничные дни, то кто-то покупает продукты для немалого количества стариков:
— Хлеба ведь невозможно закупить на четыре дня, вот и выходим дополнительно, за что положен отгул. Бывает, соцработник в отпуске или на больничном – его подопечные распределяются дополнительной нагрузкой на нас. Признаюсь, это непросто.

Слово благодарности
Взять интервью у Галины Тлегеновой оказалось возможным на рабочем месте, когда она была у подопечной Антонины Ким.
— Я очень рада общению с Галей, — призналась Антонина Енховна. – Мы с ней как одна семья.
И в подтверждение сказанного Галина Тугачевна показала тетрадку (журнал учета предоставляемых услуг), где подопечные ведут записи выполненного соцработником и выставляют оценки: согласно записям, Галина – отличница.
— Журнал с оценками сдается каждый месяц, — продолжила соцработник. – На каждой планерке завотделением Назгуль Алипова внимательно выслушивает наши просьбы, ни одно замечание или пожелание не остается без внимания.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА