Об одной очень важной профессии

 

В сентябре в Астане состоится I форум соцработников РК.
О службе социальной помощи на дому и людях, оказывающих услуги, всегда есть что написать.

Разбавляя чужую боль
Наш первый собеседник – замдиректора Актюбинского городского центра социальной помощи Назия Шаяхметова, чей стаж в названной сфере составляет 20 лет. Бессменным директором с момента открытия центра является Айганым Саркулова.
— В этом учреждении я начинала с должности заведующей отделением по уходу за престарелыми и инвалидами, — рассказывает Назия Жекимовна. – Работа не для слабонервных, но и у соцработника, и у меня на первом месте терпение, сочувствие, доброта, мы должны уметь понять другого человека, его боль. Выполнение служебных обязанностей 101 нашим соцработником – постоянное преодоление себя, сопереживание 704 немолодым людям и инвалидам и 215 детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и психоневрологическими заболеваниями.
В обязанности соцработника входят уборка квартиры раз в 10 дней, доставка продуктов и лекарств, оплата коммунальных услуг, по мере необходимости вызов врача и сопровождение в поликлинику и различные организации. С детьми – развивающие занятия, обучение навыкам самообслуживания. Вообще, замечу, что работа с детьми – это в большей степени помощь членам семьи (например, мама должна выйти по личным или семейным делам) и обучение их правильному уходу и обращению с ребенком с повышенными потребностями.
В служебные обязанности замдиректора Шаяхметовой входит курирование и контроль всех служб и отделений.
— То есть я должна находить тот баланс, который обеспечивает качество соцслужбы и способствует социализации наших подопечных, — уточняет Назия Жекимовна. – Работа – моя и подчиненных – заключается в решении проблем опекаемых: бытовых, психологических, медицинских. Мы обязательно выслушиваем стариков, ведь беседа согревает сердце, способствует взаимопониманию, возвращает веру в милосердие. Безусловно, люди разные, будь то соцработник или его опекаемый (разные обычаи, культура, уровень развития), но мы всегда ищем пути к компромиссу – а как по-другому? И мне обидно сознавать, что когда говорят о низкой зарплате медиков и педагогов, о соцработниках, чья зарплата катастрофически низкая, даже не вспоминают.

Из первых рук
Стаж соцработника Галины Тлегеновой исчисляется с 2001 года. На ее попечении 8 бабушек и дедушка.
— Почти все они – ветераны тыла, — рассказывает Галина Тугачевна. – И, разумеется, одинокие. Посещаем их мы два раза в неделю: уборка и закуп продуктов – это обязательно. Когда нужно, ходим в аптеку и сопровождаем к врачу, ежемесячно оплачиваем комуслуги. Из контактов у меня имеются номера телефонов врачей и сантехников, которых я вызываю на квартиру подопечных по мере необходимости. Знаете, стирка не входит в перечень социальных услуг, но и я, и мои коллеги помогаем стирать, если просят, ведь у некоторых не только машины-автомата нет, но и простой стиральной машины с центрифугой – ну как бабушка артритными руками может отжать белье?
Главным качеством, необходимым соцработнику, Галина называет не привычку всю неделю делать уборку, носить тяжелые сумки или выстаивать очереди в банках, а терпение:
— Разные люди, судьбы, ситуации – нужно найти подход, общий язык, и – все в порядке. Помню случай, когда коллега пришла к пенсионерке, а та лежит мертвая… Чтобы отойти после стресса требуется немало времени. Я, например, постоянно переживаю за подопечного, которому, едва переступаю порог, меряю давление, и если оно высокое, человек принимает лекарство. Но я прихожу два раза в неделю – и кто смотрит за дедушкой пять дней в неделю? Две бабушки у меня есть, которые в силу диагноза из дома не выходят – они всего пять дней в неделю видят людей… Надо искать выход из подобной ситуации, ведь человек – существо социальное.

Согласно Приложению 3 к приказу министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 165 специальные услуги в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому оказываются:
1) детям-инвалидам с психоневрологическими патологиями;
2) детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
3) инвалидам старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями;
4) инвалидам первой и второй групп;
5) лицам, не способным к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом.

Есть и светлые стороны в нашей работе. Многие подопечные не могут носить тяжелые сумки из магазинов, делать уборку в квартире, но они остаются активными людьми, участвуют в общественной жизни. Среди моих есть такая, ветеран госслужбы, она является и членом совета старейшин. А как радостно видеть лица стариков, когда центр организует для них праздники! Например, в День пожилых людей была организована экскурсия «Актобе вчера и сегодня», и многие подопечные восторгались обновленным городом.
Выходные у Галины, как и у всех ее коллег, суббота и воскресенье, а если выпадают длительные праздничные дни, то кто-то покупает продукты для немалого количества стариков:
— Хлеба ведь невозможно закупить на четыре дня, вот и выходим дополнительно, за что положен отгул. Бывает, соцработник в отпуске или на больничном – его подопечные распределяются дополнительной нагрузкой на нас. Признаюсь, это непросто.

Слово благодарности
Взять интервью у Галины Тлегеновой оказалось возможным на рабочем месте, когда она была у подопечной Антонины Ким.
— Я очень рада общению с Галей, — призналась Антонина Енховна. – Мы с ней как одна семья.
И в подтверждение сказанного Галина Тугачевна показала тетрадку (журнал учета предоставляемых услуг), где подопечные ведут записи выполненного соцработником и выставляют оценки: согласно записям, Галина – отличница.
— Журнал с оценками сдается каждый месяц, — продолжила соцработник. – На каждой планерке завотделением Назгуль Алипова внимательно выслушивает наши просьбы, ни одно замечание или пожелание не остается без внимания.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *