В Иргиз! В Иргиз, Или особенности одной из известных в прошлом ярмарок

 

В конце XIX — начале XX века Иргизский уезд, имевший свою богатую региональную историю, являлся одним из активных экономических регионов Казахстана.

Лаззат ОТАРБАЕВА, ведущий специалист отдела методического обеспечения инновационного развития Актюбинского филиала АО «НЦПК «Өрлеу», магистр истории

Взгляд в прошлое

После занятия в 1845 году Уральским казачьим войском стратегического пункта на правом берегу Иргиза в урочище Ярь-Мула (Жармола) укрепление стало именоваться Уральским. Выбор местности объяснялся нахождением здесь удобного брода через Иргиз. По нему перекочевывали казахи Иргизского, Казалинского и Перовского уездов.
Укрепление Уральское наряду с Оренбургским и фортом Карабутак входило в систему военных укреплений и защищало транспорт и топографические партии, проводящие съемку в казахских степях. С 1848 года при укреплении начали создаваться русские поселения.
В 1867-1868 годах Российской империей были проведены реформы, сформировавшие целостные экономические и социально-культурные регионы в Казахстане. В состав Тургайской области вошли Актюбинский, Николаевский, Тургайский и Иргизский уезды.
Центром Иргизского уезда стало укрепление Уральское, переименованное в том же году в город Иргиз и ставшие административным, культурным и экономическим центром уезда.

Ярмарка по правилам

Для расширения внутренней торговли в крае в Иргизе с 10 сентября по 10 октября 1870 года работала первая ярмарка. 12 ноября 1870 года министром внутренних дел были утверждены правила проведения ярмарок при Актюбинском и Иргизском укреплениях. Эти правила продиктованы стремлением к успешной работе ярмарочной торговли. Положения были следующими:
— для безопасности иногородних купцов и для поддержания общественного порядка на время ярмарок назначалась команда из местного гарнизона;
— за общественным порядком на ярмарках следил ярмарочный комитет. В его состав входили председатель, уездный начальник или его старший помощник и 4 члена (два почетных избираемых казаха и два выборных русских торговца, приезжающих на ярмарки). Для медицинского освидетельствования пригоняемого на ярмарку скота при комитете состоял ветеринар. В распоряжении комитета находились и несколько рассыльных казахов;
— обязанностями ярмарочных комитетов были и охрана от грабежей и воровства приезжающих на ярмарки торговцев; недопущение приезда на ярмарки людей без надлежащих документов; принятие мер предосторожности против разного рода случаев; разбор всех дел на словесном суде. В случае, когда торговцы оставались недовольны разбирательством суда, они могли согласно Временному положению об управлении просить удовлетворения в уездном суде или по народным казахским обычаям;
— приезжающие на ярмарку торговцы должны были иметь паспорта, которые предъявлялись комитету и сдавались на хранение до самого отъезда. После предоставления паспортов комитет назначал каждому торговцу место;
— пронумерованных мест на ярмарке было не более 200.
По окончании ярмарки комитет представлял статистические сведения о результатах торговли.

КСТАТИ

Торговое место занимало три квадратных сажени (сажень – 2,13 метра). Места раздавались по жребию в день открытия ярмарки. С торгующих мануфактурными и юфтяными (сорт толстой прочной кожи) товарами за место взималось 2 рубля серебром. Торговцы мелким товаром за квадратную сажень платили по 50 копеек серебром. За оплату места комитет обязательно выдавал квитанцию с обозначением номера места. Купцам, оставшимся без торгового места, разрешалось торговать в шатрах, балаганах, телегах, кибитках, подвижных и постоянных лавках. Место, где шла торговля скотом, было в бесплатном пользовании и купцов, и приезжающих на ярмарку казахов.
Иргизу принадлежало 40 ярмарочных лавок. Сдача в аренду и их, и мест на ярмарочной площади пополняла городской бюджет. Например, в 1912 году это принесло казне 8 460 рублей 99 копеек.

Особенности торговли

В 1871 году установили правила сбора пошлин, взимаемого с основного товара ярмарки – скота. С проданного барана взималась копейка, с крупного рогатого скота — три, с лошади – пять и с верблюда – десять. Сбор взимался ярмарочным комитетом и фиксировался в шнуровой книге; торговцы получали квитанции. Сборы пополняли городскую казну.
Иргизская ярмарка развивалась слабо в силу своей кратковременности: не надеясь успеть закупить необходимое количество скота, торговцы из других городов ехали более продолжительные ярмарки. Да и сроки поведения ярмарок не совпадали со временем кочевок казахов: осенью казахи Иргизского и соседних уездов в целях уплаты кибиточной подати вынуждены были продавать скот на других ярмарках, зачастую в Оренбурге.
В целях развития ярмарки в 1896 году депутаты и члены Иргизского ярмарочного комитета ходатайствовали перед администрацией об открытии осенней ярмарки и увеличении срока проведения до 14 дней. Так, с 6 по 20 мая в Иргизе стали работать Никольская ярмарка, названная в честь императора Николая Александровича, и Покровская (в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы) – с 25 сентября по 8 октября. Валовой торговый оборот на ярмарке после новшеств стал возрастать: в 1896 году составил 103 361 рубль 50 копеек, в 1897 году – 520 000 рублей, а в 1909-м – 797 030 рублей.
Профессор Гульнара Султангалиева в своих исследованиях отмечает: контроль за развитием торговли в Иргизе вела торговая депутация, избираемая тайным голосованием из местного купечества. Служебной обязанностью ее членов являлось «наблюдение за правильным производством торговли и промышленности».
В 1896 году в состав депутации наряду с иргизским мещанином
К. Солодовым входил татарский купец К. Шамидуллин, а в 1901 году были избраны в качестве торговых депутатов Н. Габбасов, А. Зиганшин,
Ф. Махметов. В 1902 году домовладельцы Иргиза избрали М. Мулларахметова и Н. Габассова в состав комиссии по переоценке недвижимой собственности от купеческого сословия.
Необходимо отметить роль татарских и узбекских купцов в торгово-экономической жизни Иргиза. В Иргизе постоянные лавки находились в руках татарских торговцев Абдул-Гали Хусаинова с капиталом 6 000 рублей, а также Файзуллы Махмутова, Ахмета Зиганшина и Латыфа Гайнуллина с капиталом от 1 до 3 тысяч рублей. Одним из крупных купцов в Иргизе был Кашафутдин Шагидуллин, имевший торговые пункты и складские помещения для хранения продуктов, животноводческого сырья и сушки кожи. В 1897 году он открыл в Иргизе кожевенный завод, где работали 6 наемных рабочих. В 1914 году илецкие мещане Мухамедгазиз Исмагилов и Абдул Исмаилов учредили в Иргизе товарищество-фирму «Торговый дом Мухамедгазиза Исмагилова и К» для торговли мануфактурными, галантерейными, бакалейными товарами, скотом, продуктами животноводческого хозяйства. На ярмарке в Иргизе работали семь швейных заведений и медник (татарин, приехавший из Оренбурга).
В силу невыгодности для казахов меновой развозной торговли, в ходе которой купцы диктовали высокие цены на товар, имеющий порой низкое качество, коренное население стремилось сбывать свои продукты на ярмарках. Развитие ярмарочной торговли обусловливалось выгодами прямого обмена. В целях ускорения оборотов капитала и избавления от посредников предприниматели были заинтересованы в развитии этой формы торговли.
Существование ярмарок вызывалось и недостаточностью правильных путей сообщения и кочевым образом жизни большей части населения. Развитию ярмарочной торговли способствовала растущая потребность центральных районов России в животноводческом сырье. Как пункты движения товаров и сырья из России в глубь степей ярмарки имели наибольшее значение и давали возможность населению выгодного сбыта продуктов местного производства и дешевого приобретения всего необходимого без дальних поездок.

А дальше что?

С первого десятилетия ХХ века ярмарки постепенно уступают место стационарной торговле. Вот динамика стационарной торговли в Иргизе: в 1892 году было 60 постоянных лавок, к 1909 году – 64, к 1912 году — 111. Основной покупатель — местное население.
По первой всеобщей переписи Российской империи 1897 года население города достигло 1 542 человек, из них 928 мужчин и 614 женщин; русских – 583, казахов – 544, татар – 251, поляков – 20, евреев – 10, немцев – 2, других национальностей – 132.
К началу ХХ века в Иргизе имелись церковь, мечеть, лазарет, приемный покой, русско-казахское училище, женская и вечерняя школы, почтово-телеграфная контора, магазины, городская общественная библиотека и казенная библиотека при местном командовании.
Факты явно свидетельствуют о коренных изменениях уклада жизни казахов, социального и этнического состава населения края и адаптации жителей уездного города к новым экономическим процессам.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *