Особенности развития торговли

Ключевыми рынками сбыта для нашего региона являются западные области РК, Российская Федерация, Иран и Узбекистан. Из южных областей Казахстана к нам поставляется овощная продукция и картофель.
На заседании круглого с стола с участием управляющего директора департамента развития МСБ НПП РК «Атамекен» обсуждались вопросы развития торговли в Актюбинской области, а также текущая ситуация в стране в сфере оптовой торговли продовольственными товарами.
За последние 6 лет оптовая торговля продовольствием в Казахстане увеличилась в три раза – с 1,5 триллиона до 4,4 триллиона тенге. Более 80% продовольствия проходит через мелкий опт. Только 9% реализуется через крупные торговые точки.
Это приводит к увеличению транспортных, логистических затрат, повышает риски механических повреждений при погрузке-разгрузке товаров и потерям при хранении продукции.
— По данным аналитических исследований, сегодня в Казахстане потери продтоваров в процессе доставки от производителя к потребителю превышают 40%. Все это сказывается и на ценообразовании продовольствия. Маржа посредников, их затраты на логистику, потери продукции при транспортировке и хранении товара закладываются в его цену. В результате, проходя путь от производителя к потребителю, цена товара увеличивается в 2-3, а то и в 4 раза.
Так, в октябре 2016 года капуста в ЮКО производителями реализовывалась по 14 тенге за килограмм, а конечный потребитель приобретал ее за 71 тенге за килограмм.
По словам Динмухамеда Абсаттарова, анализ текущей ситуации позволяет сформировать несколько основных проблем оптовой торговли.
Это недоступность торговых площадей для сельхозпроизводителей; наличие неэффективных посредников, которые приводят к необоснованному росту цен; отсутствие обратной связи между производителями и потребителями – производитель не знает, на что есть спрос, а потребитель не имеет возможности донести свои предпочтения до него; нарушение ветеринарных и фитосанитарных требований.

КСТАТИ
В области насчитывается 54 торговых рынка общей площадью 268,5 тысячи квадратных метров, из которых 46 находятся в городской местности.
В целях совершенствования действующей схемы предполагается создать единое оптовое звено в виде оптово-распределительного центра. Главная цель ОРЦ – создание условий для гарантированного сбыта продукции сельхозтоваропроизводителями, что приведет к росту их доходов. ОРЦ должен стать объектом цивилизованной торговли.
— Экономику нашей области формируют 4 ключевые отрасли, из которых на первом месте стоит промышленность (35%), второе место занимает торговля (16%). Расположение региона дает большой потенциал для развития транспортно-логистической инфраструктуры.
Ключевыми рынками сбыта для нашего региона являются западные области РК, Российская Федерация, Иран и Узбекистан. Доля взаимной торговли с Российской Федерацией за первое полугодие этого года составила 96,2% от общего объема торговли со странами ЕАЭС. Экспорт – 262,1 миллиона долларов США, импорт – 297 миллионов долларов США, — в свою очередь подчеркнул директор РПП Актюбинской области Нурлыбек Муканов.
О ситуации с торговлей и рынками посредством видео-конференц-связи рассказал представитель РПП Западно-Казахстанской области.
Была затронута тема модернизации рынков двух областей. Отдельный раздел – коммунальные рынки и социальные магазины.
Участники круглого стола отметили, что торговля на рынках постепенно переходит на цивилизованные рельсы. Это касается как продовольственных, так и непродовольственных рынков.

Владимир БУРЬЯНОВ

Фото РПП «Атамекен»

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *