Суд биев — духовное наследие страны

Программная статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» вызвала широкий интерес в различных слоях общества и, в частности, в среде судейского сообщества.

В современных реалиях, как никогда, важна духовная составляющая, поскольку именно она придает силу, веру, нерушимость и незыблемость всех основ мировых цивилизаций, и Президент страны нацеливает нас на сохранение исторического наследия. Духовное возрождение на сегодня — задача актуальная, поскольку от уровня общественного сознания, где приоритетом является духовность, зависит успех политической и экономической модернизации.
В целях духовного возрождения и сохранения исторического наследия следует напомнить основы возникновения такого института регулирования правовых отношений, как суд биев, которые разрешали разногласия и преступления в рамках подвластных им родов (жузов).
Вопросы о доступном и справедливом правосудии всегда стояли перед судебной системой страны, и институт биев в формировании государственности и правовой культуры казахстанского общества сыграл значительную роль. Великие казахские бии оставили нам богатое духовное наследие, которое не утратило своей актуальности и по сей день. На устах и в памяти практически у каждого казахстанца имена Толе би, Казыбек би и Айтеке би. До сегодняшнего дня дошли их знаменитые изречения: «У благой мысли есть источник», «Для народа счастье не в богатых людях, а в мудрых», «Отцом слова является единство, а матерью слова – истина», «Закон — душа государства, а хан — лишь его слуга», «Истинный закон тот, который выстрадан историей и сотворен народом», «Могучее и непобедимое государство лишь то, у которого оружие – Закон» . Эти изречения созвучны и актуальны в наше время, когда первостепенное значение придается верховенству закона. До принятия свода законов «Жеты жаргы» жизнь казахов регулировалась кодексами «Светлый путь Касым хана» . В состав суда биев входил один или несколько биев. Суд биев проходил с участием всех заинтересованных лиц и свидетелей. Основанием для обвинительного заключения суда биев были признание своей вины обвиняемым, вещественные доказательства, показания свидетелей и испитие клятвенной воды. Свидетелями не могли выступать несовершеннолетние, душевнобольные, родственники или друзья кого-либо из сторон. Если члены суда биев не приходили к единому мнению, решение принимал верховный бий. После вынесения решения в знак согласия проводился обряд разрезания пестрой веревки. Бии получали плату. Стороны имели право обратиться к другому бию либо к верховному бию – Тобе би. В случае неисполнения решения суда биев применялась барымта, то есть насильственный угон скота у виновной стороны. Главная задача суда биев — установление истины и помощь в восстановлении справедливости. При этом стремление к примирению было основой решения суда биев.
Деятельность биев постоянно находилась под внимательным оком народа. Бий принимал решение не только в присутствии заинтересованных лиц, но и при стечении большого количества людей, приглашенных и неприглашенных. Таким образом, бии знали, что на чашу весов положены их честь и совесть. Это был уникальный институт правосудия, приспособленный к кочевому образу жизни. Со временем, конечно, нормы обычаев вошли в нормы морали, этики и культуры, то есть они адаптировались в наши современные правовые нормы. Русский ученый Словоходов Л.А., проработавший много лет в царской администрации в Казахстане, изучавший правосудие в обществе кочевых казахов, считал суд биев оригинальным, народным, поскольку был близок, понятен и полезен народу, носил не обвинительный, а состязательный характер. «Народное судопроизводство казахов гласно, публично, несложно, непродолжительно. Правосудие в степном крае, отправляемое биями, «любимая народом и действительно судебная власть», считал он. Особенно ценно наследие выдающегося казахского ученого Чокана Валиханова (1835-1865 гг.), убеждавшего царскую власть не производить замену старых бийских судов Степи новой колониальной судебной системой, мотивируя тем, что бии никем формально не избираются и никем не утверждаются. Значение их основано на честном авторитете и на глубоком познании в судебных обычаях, соединенных с ораторским искусством. Весомый вклад в развитие правовой системы казахского общества внес Есим хан. Он усилил воинские законы, повысив ответственность воинов, что было связано с необходимостью защиты от надвигающихся джунгар. В конце XVII века Аз Тауке, Толе би, Казыбек би и Айтеке би создали свод законов «Жеты жаргы», ставший по содержанию системой законов, кодексом судейской власти, дошедший до нас в устной форме.
Таким образом, институт биев в казахском обществе выполнял функцию связи простого народа с правителями, обладал таким сильным влиянием, что зачастую инициативы политических реформ исходили именно от биев, и народ прислушивался к ним, поскольку они выражали интересы простого народа.
В том, что мы сохранились как народ, дали имя суверенному государству, проживаем на священной земле предков в мире и согласии, всецело обязаны им.
С. АБИШЕВА, судья специализированного административного суда Актобе

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *