Аккайын – село мастеров

В этом году селу с красивым названием Аккайын – 100 лет! В переводе «аккайын» – это белая береза. Кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве. Где бы ни росла береза, всюду она приносит людям свет, является символом родного дома, родной земли, красоты и любви. Село располагается на холме, окруженном лесом. Здесь живут мирные, трудолюбивые люди, в совершенстве владеющие разными ремеслами. Видимо, потому визитной карточкой Аккайына является народное творчество.

Казахский шоколад

Иримшик – любимое лакомство казахов. Его подают к чаю. Мастерски готовит эту вкусняшку Казина Курманиязова. Обладательница президентской подвески «Күміс алқа» вырастила сына и пятерых дочерей. Готовится выйти на заслуженный отдых как многодетная мама. Воспитывает девятерых внуков.
— Сказать, что способ приготовления этого кисломолочного продукта легкий, будет неправдой, — говорит Казина апай. – Иримшик бывает белого и коричневого цвета, вкус особенный. Приготовление требует большого терпения, собранности и внимательности. Готовится блюдо из творога. Правильнее сказать, из цельного молока, заправленного специальной закваской «маек».
Моя собеседница охотно делится с читателями «АВ» рецептом.
Итак, ставим на огонь казан. Наливаем в него 10 литров молока. Добавляем два стакана закваски и регулярно помешиваем содержимое. Молоко в скорости свернется и отделится сыворотка. Вывариваем ее до самого конца. Получается обычный кызыл иримшик. Если же мы в эту густую, тягучую массу снова добавляем молоко и продолжаем варить часа три, то получим другой продукт – сарысу, называемый в народе казахским шоколадом. Красноватую массу охлаждаем, режем на кусочки и высушиваем. Сахар не добавляем, продукт насыщается естественным вкусом. На протяжение всего процесса, который занимает длительное время, в печи нужно поддерживать медленный огонь и все время мешать, следить, чтобы не подгорело, — рассказывает Казина Айтжановна.
Зимой наша героиня готовит лакомство дома на печи, а летом — на свежем воздухе в двадцатилитровом казане во дворе. Продукт очень калорийный, долго хранится и не теряет своих вкусовых качеств. Употребляется он в большой и дружной семье Курманиязовых по мере приготовления.
До прошлого года женщина держала шесть коров, сейчас две. Остальных пришлось продать, чтобы справить свадьбу сыну. Все дочери Казины апай с детства обучены секретам мастерства приготовления национального блюда. Также она научила их варить из творога курт и домашний сыр. Внучата же отдают предпочтение именно этим экологически чистым и полезным для организма продуктам, отвергая магазинные сладости.
Односельчане по торжественным случаям просят умелицу приготовить казахский шоколад. Это лакомство всегда украсит любой праздничный дастархан.
— Я с ранних лет видела, как иримшик, сарысу, курт делала моя бабушка. Помогала ей и постепенно переняла это народное кулинарное мастерство. Когда вышла замуж, то уже в семье мужа старшие женщины кое-чему научили. Так вот и смогла освоить приготовление тары, талкана и других национальных блюд. Недавно ко мне обратилась аким Карачаевского сельского округа Нургуль Оспанова с предложением провести цикл мастер-классов для молодых мам по приготовлению иримшика и сарысу. Я с радостью согласилась. Прекрасно, если женщины будут уметь готовить блюда казахской кухни. Так что готовлюсь к первому занятию, — поделилась планами Казина апай.

Жанылган-искусница

Со стародавних времен вышивка является самым распространенным видом декоративно-прикладного искусства казахов. Ее традиции на территории нашего государства прослеживаются с ХIII века. Для Жанылган Хадар вышивание является способом художественного самовыражения. Творческий процесс ей дает широкий простор для фантазии. В свободное время, особенно долгими зимними вечерами, женщина неспешно занимается любимым делом, погружаясь в свой сокровенный внутренний мир.
— В зависимости от композиции рисунка готовлю шерстяные нити разной толщины. Также применяю бусины, стразы. Вышиваю на ткани и войлоке. Главное в изделиях — орнамент и цвет. В основе казахского орнамента — богатство природы, цветущие степные просторы, разнообразие животного мира. Орнамент на бумаге чертит и вырезает муж Аманжол Мешитхан. Он прежде работал сапожным мастером, вышивал на коже и замше национальный орнамент. Вырезанную супругом аппликацию по контуру обшиваю специальной тесьмой либо петельным верхним швом (біз кесте), образующим зигзагообразное или петельчатое переплетение, что придает воздушность изделию. Потом бумажные шаблоны убираются, и внутри узора выполняется непосредственно сама двухсторонняя вышивка. Вышитое изделие гармонирует с цветом, фактурой и качеством ткани, — поясняет 56-летняя мастерица.
Очень впечатляюще выглядят изделия, выполненные в технике гладь. Рукодельница расшила вышивкой все приданое своим дочерям Даулеткуль и Дауренгуль. Обе дочери – педагоги. С родителями остались сыновья Копжасат и Казыбек, последний окончил факультет режиссуры и актерского мастерства, сейчас работает в школе искусств, пишет стихи, с которыми не раз побеждал на конкурсах.
Гостиная в доме нашей героини буквально утопает в красочном потоке узоров на различных корпе и коврах тус кииз и сырмак. Это, безусловно, вносит эстетическое преображение и радостную интонацию в скромный сельский быт. В момент нашей встречи рукодельница оформляла коржын. По ее словам, эта сумка для древнего казахского обычая сватовства, украшенная традиционной вышивкой, приносит любовь, счастье, богатство, здоровье и процветание будущей семье.
Как рассказала Жанылган апай, азы художественной казахской вышивки она познала еще в школе, на уроках труда, а потом тяга к творчеству вылилась в многолетнее любимое занятие.
— Вышивание ковра – процесс трудоемкий. На сырмак из вороха овечьей шерсти до готового узорчатого ковра из накатанного войлока уходит от шести месяцев до года. Ковер этот стелют на пол. Вышивка на нем выполняется в самую последнюю очередь, сначала создается руками само постилочное полотнище, — отмечает мастерица. — Я уверена: чем радостнее будет детство ребенка в отчем доме, где соблюдаются семейные обычаи, традиции, тем счастливее он будет в дальнейшей взрослой жизни. Мы стараемся с мужем сохранять традиции своего народа и создавать что-то свое.

Степной хендмейд

Хуттымешин Мешитхан искусно плетет традиционные камчи. Этот аксессуар всегда присутствовал в жизни кочевников. Он – неотъемлемая часть казахской культуры и быта. Невозможно представить настоящего джигита без коня и камчи.
— Для изготовления камчи необходимо взять небольшой кусок сыромятной кожи быка. Замочить ее на трое суток в айране. Потом достать, растянуть как можно сильнее и снова на сутки отправить в свежий айран. Следующий этап — очищение кожи от волоса и нарезание на полоски шириной 8 сантиметров. Секрет состоит в том, что пряди кожи вырезаются по кругу с центра, полоски получаются длинные, спиралевидные. Теперь можно приступать к плетению аркана, камчи или уздечки для лошади. Для того чтобы начать плести, необходимо закрепить на весу у стены четыре, шесть или восемь полосок (в зависимости от цели) либо дать держать ребенку. Мне помогают и одновременно учатся ремеслу четыре сына: Куттымекен, Гасырсултан, Анызкерей, Ертостик, — рассказывает мастер. – Полный цикл процесса выглядит так: верхняя правая прядь пропускается между двумя левыми, оборачивается снизу и возвращается на правую сторону опять же сверху. Верхняя левая оборачивается между двумя правыми и возвращается снизу на левую сторону. Так получается сама плеть. По завершении делается специальный узел, и тогда изделие приобретает окончательный вид.
Рукоятку Хуттымешин вытачивает из ивы. Заплетает ее кожей либо обматывает медной проволокой, если аксессуар для простого быта. Если для свадебного торжества или в качестве дорогого подарка, то украшает рукоятку разно-цветными камнями. Это уже получается сувенир, который приобретает символический статус и свидетельствует о настоящем хранителе национальных традиций.
Мастер говорит, что казахские батыры прочно сидели на своих верных конях, когда нападали на врагов. Чтобы кони были быстрыми, их подгоняли камчой. А еще быстрота коней ценилась во время охоты и народных игр, которые проводились на различных праздниках и торжествах. Тут стоит отметить, что Мешитхан Хуттымешин сам активно участвует в скачках и казахских народных играх. Он – призер районных и областных соревнований. С удовольствием борется в аударыспаке и с супругой Айнагуль Жалел участвует в кыз куу.

Над страницей работала Елена ОНИСЬКОВА
Все фото автора

Новости "АВ"