Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Алихан Букейханов: Свой среди чужих, чужой среди своих

бірінші дума-ның депутаттары_reswm

Алихан Букейханов родился в 1866 году в ауле № 7 Токрауской волости Каржаралинского уезда Семипалатинской области. Внук султана
Шынгыса, потомок знаменитого хана Ер Барака, получив среднее образование в медресе, в 1894 году закончил Петербургский
университет. Юноша, главным смыслом жизни считавший служение своему народу, еще в годы учебы начал заниматься политикой. Впоследствии все тюркоязычные мусульмане признали его
главным идеологом национально-освободительной борьбы против царской России.

алихан букейханов_reswmИстория и судьба распорядились таким образом, что лидером духовно-интеллектуальной элиты Казахстана начала XX века стал Алихан  Букейханов — выдающийся казахский общественный и политический деятель, крупный ученый-энциклопедист, депутат I Государственной думы и съезда мусульманского населения народов России. Он был членом бюро мусульманской фракции IV Государственной думы, организатором и руководителем партии «Алаш», главой первого казахского национального правительства Алаш-орда, ученым и специалистом в области лесоводства, экономики, истории, этнографии, филологии, статистики, политологии.
В его трудах есть ответы на многие вопросы, которые вот уже десятилетия не дают покоя нашим современникам.
Как известно, конец XIX-начало XX века в истории Казахстана характеризуются выходом на политическую арену группы молодых представителей родовой знати, считавших возможным развитие Казахстана в составе России лишь на основе сохранения национальной самобытности. Они активно выступали против царской политики русификации в Степном крае. То было время возрождения национальной интеллигенции на окраинах Российской империи.
Монография Букейханова «Исторические судьбы киргизского края и культурные его успехи» — одно из первых исследований, обобщающих дореволюционную историю Казахстана. Здесь рассматриваются специфические особенности и отдельные элементы политического строя тюркских племен в качестве первоосновы казахской государственности. Букейханов одним из первых осуществил постановку вопроса тождественности казахов с тюркским миром.
В своих трудах он немало внимания уделяет дискриминационной сущности переселенческой политики и расистским оттенкам в речах тех, кто ее поддерживает. Депутат Думы Марков на заседании Госдумы заявил, «что киргизы — потомки орд Чингисхана и Тамерлана и что с ними нужно поступать так, как поступали краснокнижники в Америке». Букейханов во многом превосхитил события грядущего времени, проявив тем самым историческую прозорливость.
«При спешном и массовом переселении русских крестьян в Киргизскую степь весьма возможно, что киргизы, лишившись к тому времени своих пастбищ, окончательно обнищают, если только пролетаризованные новыми условиями жизни они не переселятся в города», — уже в то время писал он.
В статье «Почему я ушел из партии кадетов», Букейханов написал: «Партия кадетов выступает против отделения церкви от государства, за куплю и продажу земли в частные руки, чего, я считаю, нельзя допустить. Из-за этих разногласий я решил расстаться с кадетами, с видными представителями первой плеяды казахской интеллигенции».
В 1905 году он создал национальную партию Туркестана — «Алаш», на основе которой затем возникло правительство Алашорда. С точки зрения Алихана Букейханова, Россия,  частью которой была казахская земля, должна быть демократической, федеративной республикой. Глава государства, по его мнению, должен избираться на определенный срок Учредительным собранием и Государственной думой.
Он понимал, что местное население живет своими интересами, ему чужды идеи часто меняющейся корыстной верхушки, и предостерегал от непомерного разрастания чиновничьего аппарата. В 1906 году он внес предложение в программу конституционно-демократической партии (кадетов), опубликованную в газете «Факел», которое гласило: «Государственная дума должна принять закон, объявляющий казахские земли собственностью коренного народа».
Когда в Оренбурге начала выходить газета «Казах», организаторами которой были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и Миржакуп Дулатов, на ее страницах публиковались материалы о переселенческой политике правительства России.
Только в 1906-1915 годах у казахов было отторгнуто более 20 миллионов десятин пахотных угодий, а в общей сложности до октября 1917 года — около 45 миллионов десятин.
В своем обращении к членам Думы он был предельно откровенен: инструкция переселенческого управления допускает поселение казахов вместе с русскими только при условии преобладания православных — в целях скорейшего приобщения коренного населения Степных областей к русской государственности.
Как известно, вооруженное восстание казахского народа в 1916 году не нашло поддержку политических лидеров и передовой интеллигенции. Более того, будущие лидеры первого в истории казахов национального правительства Алашорда вели массовую агитацию через общенациональную газету «Казах» с  призывом воздержаться от открытого выступления против могущественной империи, предостерегая от вполне реальных катастрофических последствий (каковыми они впо-следствии и оказались).
Ядро казахской либеральной демократической интеллигенции, возглавляемой Алиханом Букейхановым, Миржакупом Дулатовым, заняло иную линию. Они считали, что казахи — подданные российского государства.
«Объявлен приказ о призыве на работу, — писали они в воззвании к народу в середине августа 1916 года. — Мы обращаемся к народу: отказываться от этого дела нельзя». Многие лидеры движения полагали, что невозможно сопротивление технически оснащенной царской армии. Они опасались, что безоружный народ станет жертвой репрессивных мер правительства.
«Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь», — писали они. Таким образом они осуществляли тактику разумного компромисса с колониальной империей, выдвигая на первый план идею выживания народа, сохранения его этнической целостности.
Когда в 1916 году началась мобилизация казахов на тыловые работы, Алихан Букейханов выехал в штаб Западного фронта, где организовал отдел, взявший на себя заботу о казахах, киргизах, бурятах, представителях других азиатских народов, оказавшихся в чужом краю.
Беспокоясь о судьбе народа, его благополучии, он вел разъяснительную работу среди казахских трудармейцев (их было
12-13 тысяч человек). В своих беседах он рекомендовал соотечественникам есть больше капусты, предотвращающей цингу, гречневую кашу, ржаной хлеб. Рассылал во все концы сообщения о срочном направлении в отряды трудармейцев переводчиков, фельдшеров и врачей для оказания медицинской помощи.
Алихан Букейханов был трагической фигурой, воистину чужим среди своих и своим среди чужих.
В 1916 году он поддержал правительственный указ о мобилизации казахов на тыловые работы, за что был объявлен предателем. Но он  предвидел, что восстание потерпит крах и каратели утопят его участников в крови, а конечный результат окажется нулевым. Букейханов мыслил стратегическими категориями. Без политического самоопределения казахи не могут решить ни одного вопроса внутринациональной жизни, считал он. Алихан Букейханов убедился, что депутаты, избранные на платформе кадетов, отстаивать интересы казахского народа не станут, потому поставил вопрос об учреждении национальной политической партии «Алаш», из-за участия в которой впоследствии будет уничтожен весь цвет казахской интеллигенции.
Ошибочность политики этого движения состояла в том, что оно свою конечную цель видело в создании национальной государственности казахов. Земля, по мнению алашевцев, должна была принадлежать народу,  система образования тоже служить его интересам.
Философия Алихана Букейханова была неудобна как левым, так и правым политикам.
Странная историческая иллюзия: оба непримиримых антипода — царизм и большевизм — обвинили его в национализме. А ведь суть в том, что Букейханов добивался политического самоопределения родного народа.
Великий гуманист столетия Альберт Швейцер, человек блестяще эрудированный во многих областях науки, задавался вопросом: «Что же такое тот национализм, которым в империи пугали с пеленок?». И ответил себе же: «Это патриотизм, потерявший одухотворенность». Такое обвинение ни при каких обстоятельствах нельзя инкриминировать Букейханову, никогда не ставившему свой народ выше других. Единственное, чего он добивался, — равенства. И ничего больше.
Восторженно он встретил весть о февральской революции. «Для народов России, — телеграфировал в Оренбург руководитель Киргизского (казахского) отдела при штабе фронта из Минска Алихан Букейханов, — взошло солнце Братства, Равенства и Свободы. Чтобы поддержать новое правительство, казахам надо объединиться. Для укрепления нового порядка необходимо усилить братские узы с другими народами. Надо готовиться к выборам в Учредительное собрание. Боритесь за единство и справедливость. Формой правления в России должна быть демократическая республика».
Букейханов был абсолютно уверен, что Учредительное собрание, сформировав свои органы власти, сможет действительно обустроить Россию в интересах всех проживающих в ней народов. Одновременно с Советами действовали органы Временного правительства, например, Туркестанский комитет, в состав которого вошел и Букейханов, ставший комиссаром Тургайской области.
Отрицание демократического содержания в национально-освободительном движении, расправа с инакомыслящими, идеологическая нетерпимость, увлечение ультрареволюционными лозунгами диктатуры пролетариата наиболее ярко проявились при оценке итогов общеказахстанского съезда, состоявшегося 5-13 декабря 1917 года в Оренбурге.
Последний единогласно постановил: «Образовать территориально-национальную автономию областей. Автономии Казахо-Киргизских областей присвоить название Алаш. В целях спасения области Алаш от общего развала и анархии организовать Временный Народный Совет Алашорда. Местом пребывания Алашорды временно избрать Семипалатинск. Председателем Всеказахского Совета Алашорды на альтернативной основе был избран Алихан Букейханов.
Национальное правительство Туркестана «Алашорда» было создано 13 декабря 1917 года и продолжало свою деятельность до октября 1920 года. Гражданская война расколола общество на две части. На одной стороне часть интеллигенции, которая до октября 1917 года стояла на платформе национального самоопределения, на другой — воспринявшие идеи большевиков. В результате раскола казахскому народу добиться национального самоопределения не удалось.
Тоталитарная система физически уничтожила Алихана Нурмухамбетовича Букейханова. Он был расстрелян 27 сентября 1937 года в возрасте 71 года. 48 лет спустя, 18 мая 1985 года, Постановлением Пленума Верховного суда СССР Букейханов был реабилитирован и дело о нем прекращено за отсутствием состава преступления.
150-летие видного общественного и государственного деятеля Алихана Букейханова в нынешнем году широко отмечается в рамках юбилейного календаря ЮНЕСКО. Дата совпала с 25-летием Независимости Казахстана. Именно о таком государстве мечтал наш выдающийся соотечественник. В настоящее время готовится издание его работ в 16 томах, главная цель — сделать их достоянием широкой казахстанской общественности.
По образованию Букейханов был экономистом. Однако анализ концептуальных положений, выводов и оценок, содержащихся в публикациях, дает полное основание считать его блестящим ученым-историком. Разумеется, приоритетным направлением для него оставалась история казахов.
Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев еще в 1999 году в своей книге «В потоке истории» указывал, что Алихан Букейханов и его соратники одной из главных задач «считали не только сохранение национальной самобытности казахского народа, но и воссоздание исторического прошлого и воспитание национальных чувств».

Тургангали
ЖОЛБАСКАН,
кандидат исторических наук, доцент, почетный гражданин города Актобе

Колонка "Взгляд"