«Ассалаумагалейкум!»

Радушное  восточное приветствие снова стало названием международного фестиваля кукольных театров. В течение четырех дней наш кукольный театр «Алакай» принимал гостей из разных стран.
Россия, Узбекистан, Татарстан, Кыргызстан, Таджикистан были в гостях у актюбинцев. Каждый театр привез свой спектакль, кукол, актеров и свое хорошее настроение. Кроме общения и обмена опытом, участников фестиваля ждала строгая оценка экспертного совета.

Седина в бороду — кукла в руки!
Перед началом спектакля  члены экспертного совета общались с прессой. Один-единственный вопрос, заданный вначале, определил настроение всей беседы и очень развлек присутствующих. А вопрос был такой: «Учитывая ваш почтенный возраст, звания и седину, не приходило ли в вам в голову: чем это я в мои годы таким несерьезным занимаюсь?»
Определив между собой, у кого больше седины в волосах, развеселившиеся эксперты стали по очереди отвечать на вопрос.
— Говорят, что Станиславский немного стеснялся своей несерьезной профессии, и свою систему писал как этическое оправдание лицедейству… На самом деле возраст не имеет никакого значения. Профессия эта недетская и очень серьезная, — заявил Виктор Шрайман, гость из Израиля, именитый театральный деятель. — Это тяжелый труд, если к нему подходить профессионально.
— Мне уже 75! —  продолжил тему седин Ахмеджан Кадыров, театральный критик из Алматы. — Я со школы был влюблен в театр, и выбрал самое сложное, что в ней может быть, — стал критиком. Надо обладать — сейчас себя буду хвалить — энциклопедическими знаниями. Надо работать день и ночь. Как Рафаэлю приснилась Сикстинская Мадонна, так и нам снятся наши спектакли, актеры, статьи и книги.
Следующий эксперт, Геннадий Гипиков, режиссер-кукольник из Тольятти, хорошо знакомый актюбинскому зрителю, тоже начал с указания возраста:
— Мне поменьше лет, всего 64.  Вы знаете, за это можно все отдать! Дети — удивительный народ. Они не терпят фальши, у них нет такта. Если им скучно, они не станут сидеть из вежливости. И у нас очень сложная задача — держать зал во внимании. Зато какая у детей отдача, какая благодарность! Один малыш как-то сказал про Лису-воровку: она как наше правительство. Я ему сказал спасибо за то, что он нам открыл глаза: мы, оказывается, играем политический спектакль!

Место встречи — Актобе
После пресс-конференции гостей ждало торжественное открытие. Для представителей каждой страны, приехавших на фестиваль, актюбинцы подготовили уникальный подарок. Песня на кыргызском языке  для актеров из Бишкека. Татарский танец для набережночелнинцев и русская «Варенька» для оренбуржцев. И надо сказать, что номера были встречены с благодарностью, горячими аплодисментами. Яркие краски, музыка и — самое главное — много детей, которые чувствовали себя легко и свободно на этом празднике. Такой была душа фестиваля.
О настроении собравшихся можно было судить и по вспыхивающим улыбкам, смеху, объятиям, которые все дарили друг другу. В Актобе после долгой разлуки встретились друзья — такое создавалось впечатление, так оно и было на самом деле.

Мы решили похулиганить!
Оренбургский кукольный театр «Буратино» из присутствующих на фестивале — самый солидный, ему недавно исполнилось 75 лет. Однако главный режиссер театра Вадим Смирнов (на фото)  и сам выглядит очень молодо при своем возрасте и звании заслуженного артиста России, и спектакль привез совсем несерьезный — «Али Баба и сорок разбойников».
— Нет, мы не рассчитываем занимать места или увозить призы. Мы приехали, во-первых, увидеться с друзьями — вчера, например,  друг другу все на шею бросались. Во-вторых, спектакль привезли такой, чтобы пошалить. Это же капустник по сути. Так что нет, мы не блеснуть авторитетом ехали, — сообщил Вадим Смирнов в перерыве.
Несмотря на «хулиганский» спектакль, к актерам в театре «Буратино» строгие требования. Особенно  в плане профессионализма. Тут нет пришедших с улицы и работающих с чужих рук. Либо ты уже с дипломом, либо работаешь и учишься одновременно. «Потому что школа есть школа», — утверждает Вадим Смирнов.
Как русские актеры играют Восток? «Кто ж его знает, какой он на самом деле, этот Восток…, — размышляет Смирнов, — мы решили сыграть его не по-русски, распахнув рот и горланя. Постарались сделать его тонким и хитрым, наверное, получилось. Главное — это стеб, шутка. Я так думаю».
Стеб стебом, а на самом деле профессия актера-кукольника требует не только умения лицедействовать. Нужна физическая выносливость, чтобы носить на себе ростовую куклу, нужны крепкие и ловкие руки, чтобы поднимать тростевых и пальцевых персонажей. Нужно хорошее равновесие, чтобы не падать с высоких ходулей. И очень большая любовь к куклам и детям, чтобы всю жизнь посвятить несерьезному жанру, который воспитывает зрителя с самого детства.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА