Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Будущее за страховой медициной

%d0%ba%d0%b0%d0%b9%d1%80%d0%b0%d1%82-%d1%81%d0%b0%d0%b1%d1%8b%d1%80_reswmКайрат САБЫР,
руководитель департамента
Комитета контроля
медицинской и
фармацевтической деятельности
по Актюбинской области

 

 

Внедрение обязательного социального медицинского страхования — необходимость и требование времени.

Последние пять лет в Казахстане реализовывалась государственная программа «Саламатты Казахстан». Проведенные мероприятия позволили улучшить основные медико-демографические показатели населения, такие, как увеличение продолжительности жизни, снижение показателей общей смертности, заболеваемости туберкулезом и другие.
В то же время существующие проблемы в системе здравоохранения требуют пересмотра модели здравоохранения.  Для этого Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан разработаны концептуальные подходы по внедрению обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС).
На сегодня существуют следующие ключевые системные проблемы. Первое, это отсутствие солидарности граждан и работодателей в охране здоровья. При этом бремя охраны здоровья лежит только на государстве. За  последние 10 лет объемы финансирования из госбюджета в систему выросли в 6,3 раза, расходы на душу населения с 8,7 тысячи тенге в 2004 году до 49 тысяч тенге в 2015 году. Гражданам характерно потребительское отношение к здравоохранению, имеется слабая приверженность к здоровому образу жизни.
Второе, это финансовая неустойчивость системы. Недостаточно эффективная структура оказываемой медицинской помощи, высокая доля расходов на стационарную помощь. Так, по данным 2013 года в странах организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) она составила 34 процента,  а в  РК – 51 процент.
Третье, это высокий удельный вес частных платежей населения (составляет 37,4 процента от общих расходов здравоохранения, для сравнения в ОЭСР – в среднем 17 процентов). По данным ВОЗ, превышение данного показателя свыше 20 процентов является признаком низкой устойчивости системы здравоохранения.
Четвертое, это неэффективное управление системой. Отсюда низкая эффективность медицинских организаций: около 65 процентов зданий эксплуатируется более 30 лет; средний физический износ медтехники составляет 35 процентов, соответственно, высокие капитальные и операционные затраты на достижение результатов.
Сюда также можно отнести низкий уровень качества услуги и компетенции системы. Наблюдается диспропорция видов медработников: много врачей, мало медсестер.  Так, в РК врачей в  4-5 раз больше, чем в США,  а средних медработников в 3 раза меньше.
Имеет место низкое качество кадров: отсюда недоверие к компетенции и образованию медработников. Поэтому и наблюдается  отток пациентов в ближнее и дальнее зарубежье и внутренний медицинский туризм.
Исходя из анализа текущей ситуации и положительного мирового опыта, в Казахстане будет внедрена смешанная система финансирования здравоохранения. Это согласуется с 29 статьей Конституции Республики Казахстан, а также с планом нации «100 конкретных шагов» — 80-ый шаг Институциональных реформ Главы государства.
Целями внедрения ОСМС являются, во-первых, достижение общественной солидарности путем укрепления собственного здоровья и разделения бремени охраны здоровья населения. Во-вторых, обеспечение финансовой устойчивости системы к внешним факторам и росту затрат и обеспечение прозрачности и справедливости системы. И, в-третьих, повышение эффективности системы через достижение конечных результатов доступности, полноты и качества услуг обеспечения высокой компетенции и конкурентоспособности.
Основными принципами системы ОСМС являются универсальность, социальная справедливость и солидарность.
При этом государство сохраняет за собой право обеспечивать гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в случаях социально значимых заболеваний, неотложных состояниях, оказывать скорую медпомощь,  предоставлять санитарную авиацию и проводить вакцинацию.
В целях обеспечения всеобщего права на охрану здоровья до 2020 года незастрахованным гражданам предоставляется в рамках ГОБМП амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) позволит полностью или частично покрывать расходы застрахованного лица на медицинское обслуживание, не предусмотренные системой ОСМС. Полис ДМС дает возможность физическим лицам или сотрудникам крупных компаний обследоваться в выбранных ими клиниках за счет страховой компании.
Одним из острых вопросов является оказание экстренной медицинской помощи гражданам.
В настоящее время в РК существует перечень показаний (как больные, так и пострадавшие), по которым предоставляется не-
отложная медицинская помощь в рамках ГОБМП. Но с внедрением ОСМС состояния экстренной помощи (острые заболевания, обострения хронических болезней, роды, травмы и т.д.), исходя из положительного международного опыта, будут возмещаться за счет госбюджета.
После внедрения ОСМС население получит следующие преимущества: доступность качественной медицинской помощи, систему здравоохранения, способную отвечать потребностям людей, улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни, расширение амбулаторно-лекарственного обеспечения,  а также снижение уровня неформальных платежей на здравоохранение. Для государства преимуществом станет то, что это позволит осуществить всеобщий охват медицинской помощью, добиться солидарной ответственности граждан,  получить финансово-устойчивую систему здравоохранения, позволяющую сбалансировать объемы потребления и еще многое.
В результате введения ОСМС значительно повысится уровень оказания медицинской помощи в стране, также появится возможность увеличить заработную плату врачам. Больницы смогут приобретать высококлассное оборудование и дорогие медикаменты. ОСМС позволит человеку пройти обследование и в случае необходимости получить лечение, не выделяя на эти цели наличные средства из своего бюджета.
Внедрение ОСМС осуществляется в комплексе с реформированием системы здравоохранения Казахстана. В январе 2016 года Главой государства Нурсултаном Назарбаевым утверждена государственная программа развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы, где предусмотрены основные задачи и направления развития отрасли. Реализация совместного с Всемирным банком нового проекта «Социальное медицинское страхование: повышение доступности, качества, экономической эффективности и финансовой защиты» на 2016-2020 годы также обеспечит устойчивое развитие ОСМС в Казахстане.

Алиса МАРИНЕЦ

Колонка "Взгляд"