Челночная эволюция

Немалая часть предпринимателей страны в свое время начинала свое дело с простого и незатейливого бизнеса, который в народе назвали челночным. Благодаря ему большая часть казахстанцев смогла выжить в тяжелые годы становления государства.
Какие изменения за эти годы претерпел этот вид бизнеса? Какие проблемы стоят перед ним? Имеет ли он будущее или исчезнет как пережиток 90-х? Это попытался выяснить корреспондент «АВ» в нашей главной теме.

Простая схема
Кто считает, что основой благополучия любого государства является сырьевой сектор, приносящий в казну львиную долю прибыли, тот глубоко ошибается. Нефть и газ, если они есть, конечно же, благо и основной вид дохода. Но, как ни странно, залогом благополучия, процветания, а самое главное, независимости является малый и средний бизнес. Для многих предпринимателей, владеющих сейчас собственным бизнесом, стартовой площадкой стала примитивная на первый взгляд, но очень действенная схема – купи-продай. Занятие челночным бизнесом дало им возможность собрать стартовый капитал и открыть собственное дело. Сейчас уже мало кто знает, что некоторая часть известных всей стране крупных бизнесменов, когда-то начинала с полосатых китайских сумок, набитых вещами и продуктами.
С челноками неразрывно связана целая эпоха нашей страны. Зародившись в первые годы независимости, они были единственными, кто, естественно, не забывая о собственной выгоде, одевал и кормил миллионы казахстанцев.
Этот бизнес, по утверждению многих, стал, образно говоря, королем в сфере предпринимательства. Не единожды находясь на грани исчезновения, он по-прежнему демонстрирует удивительную живучесть, стойко перенося сокрушительные удары девальвации, кризисов, возрастающей конкуренции. Более того, сохраняя свой основной принцип: купить дешевле и продать дороже, он в то же время эволюционирует, обретая другие формы, беря на вооружение новые технологии и активно используя интернет-пространство. Но так ли уж долговечен этот бизнес? Может, все же и у него есть свой срок, и в недалеком будущем он будет вытеснен новыми веяниями и прикажет долго жить?

 

Бизнес по старинке
Педагог по образованию, проработавшая не один десяток лет в одном из детских садиков, Маргарита Матвиенко, оставшись в начале 90-х без работы, стала одним из первопроходцев челночного бизнеса Актобе.
– Торговля в те годы приносила очень неплохой доход, покупалось и в очень короткий срок продавалось все, что привозилось из Алматы, Бишкека, Китая, Турции, Польши, – делится предприниматель. – Начинала я как простой продавец на одном из стихийно возникших рынков города. Работала на хозяйку, вся деятельность которой сводилась к тому, чтобы бесперебойно поставлять товар. Моя зарплата в 3-6 тысяч тенге (примерно 150-300 долларов по курсу того времени) считалась приличной, можно было даже откладывать какую-то сумму на черный день. Работа была нелегкой, как таковых прилавков не было, торговали с земли, постелив покрывало или простыню. Очень часто у зазевавшегося продавца товар крали буквально из-под носа, обращаться в полицию было бесполезно. Позже появились наспех сооруженные кривые железные прилавки, а у рынка – хозяин, которому и приходилось платить за предоставленные места.
Некоторое время Маргарита еще работала на хозяйку, уже арендовавшую бутик в одном из торговых домов. А в 2005 году, имея за плечами определенный опыт, рискнула сама заняться этим бизнесом.
– Как раз в это время на месте действующего тогда самого большого вещевого рынка города, где на огороженной территории прямо на земле были установлены ряды железных и деревянных прилавков, построили новый торговый дом. Я арендовала там место, затем, надежно спрятав на поясе собранные за несколько лет три тысячи долларов, поехала за товаром в Турцию, – вспоминает Маргарита. – Это было золотое время. Весь товар раскупался иной раз за один день, приходилось ставить за прилавок детей, а самой вновь отправляться в поездку. Многие успевали за месяц побывать в Турции по 5 и даже 6 раз. Было тяжело, но это стоило того.
Многие из челночников благодаря этому смогли выучить детей в вузах, купить квартиры. Арендатор бутика или нескольких бутиков был очень обеспеченным человеком. Торговые места не продавались, а сдавались в аренду. В свое время, когда торговля еще приносила большие доходы, заиметь собственное торговое место можно было, только заплатив прежнему арендатору, решившему уйти из этого бизнеса, не менее 10, а то и 15 тысяч долларов. Расходы окупались быстро. Купив на оптовых рынках Китая или Турции куртку за 500 тенге, здесь можно было продать ее уже за 15 тысяч. Ежемесячная оплата аренды владельцу торгового дома никого не пугала, при таких доходах это были незначительные деньги.
Сейчас все изменилось. Рынок перенасыщен, товар раскупается тяжело, около 30-40 процентов вещей из каждого привоза остается нераспроданным. На следующий сезон его почти невозможно продать, поскольку он уже становится, как говорят, не в тренде. Многие отказались от поездок и заказывают товар через интернет, общаясь с оптовиками из Турции, Бишкека, Алматы посредством скайпа, ватсапа. Это создает определенные трудности, поскольку, выбирая товар, лучше, как говорится, пощупать его собственными руками. Часто случается так, что товар приходит низкого качества, не тех расцветок. Приходящие на смену молодые предприниматели активно рекламируют свой товар, создавая странички в соцсетях, предлагают такие услуги, как доставка товара на дом.

Король жив!
Так что же происходит сейчас с челночным бизнесом? Неужели, выстояв в трудные времена и выдержав многочисленные удары, он, наконец, исчерпал себя и ему остается лишь умереть, как изжившему себя порождению 90-х? Руководитель областного управления предпринимательства Анар Даржанова утверждает, что этому сегменту рынка смерть не грозит, он будет существовать еще очень долго.
– Рыночная торговля всегда имела своего покупателя, можно привести пример других стран, где этот сегмент благополучно существует на протяжении веков, – привела доводы Анар Даржанова. – Много раз он претерпевал значительные изменения, но жестко чистя свои ряды во времена кризисов, он сохранил за собой место короля рынка.
Как в известной фразе: «Король умер, да здравствует король!», этот вид бизнеса имеет свойство вновь и вновь возрождаться. С приходом современных технологий видоизменяется и эта сфера деятельности, она эволюционирует, обретая новые формы.
Уже сейчас действует множество интернет-магазинов, где по сходной цене можно заказать, оплатить через банковскую карточку и получить прямо на дом нужный тебе товар. Это, конечно, заставляет до некоторой степени «съежиться» традиционный вид бизнеса, но не настолько, чтобы он совсем исчез. Своих покупателей эта сфера будет иметь всегда. Современные методы дают новый толчок развитию такого рода бизнеса, и государство поощряет его, создает для этого необходимые условия. Совсем недавно в Актобе состоялось открытие крупного почтового хаба. Он представляет собой сортировочный центр, куда будут поступать посылки из Беларуси, России, Молдовы, Кыргызстана, Узбекистана, в эти же страны из Казахстана также пойдут товары. Проходить таможенный контроль и сортировку они будут на территории хаба. Для представителей малого бизнеса открывается широкая возможность задействовать рыночное поле соседних стран. Это ведь по большому счету тот же челночный бизнес, только действующий в современных условиях. Интернет-магазины получают уникальную возможность минимизировать свои расходы на логистику, аренду склада для товара, найм персонала и другие затраты, также сократить сроки доставки посылок.
В интернет-пространстве предприниматели все активнее продвигают свои идеи и товары. К примеру, на созданной в соцсети Instagram страничке talantygoroda_aktobe множество творческих людей и предпринимателей представляют свои эксклюзивные творения, размещают товары, предлагают различные услуги. Это своеобразный интернет-рынок, который уже заинтересовал многих.
Всемирная паутина открывает перед предпринимательством большие возможности. Некоторые, просто купив способом безналичного расчета товар на одном из интернет-сайтов, тут же выставляют его на другом и продают по более дорогой цене. Таким образом, на современном уровне все еще продолжает действовать простейшая схема, которой в нашей стране успешно пользовались представители челночного бизнеса.

Уйти в онлайн
Видоизменяясь, но сохраняя незыблемый принцип челночного бизнеса – купить и перепродать, торговля благодаря стремлению молодых казахстанцев стать финансово независимыми, эволюционировав, продолжает жить в других формах.
27-летняя актюбинка Светлана Котова, делающая первые шаги в интернет-продажах, тем не менее знает об этом немало. Не имеющая много свободного времени из-за учебы в вузе и основной работы девушка нашла простой и вполне современный выход из положения.
– Однажды, поняв, что моя потребительская корзина бытовых, косметических товаров обходится в копеечку, я, глядя на своих ровесников, продвигающих товары известной компании и вполне преуспевших в этом, тоже заразилась этой идеей, – поделилась Светлана. – Выбрала компанию отечественного производителя, чей товар вполне подходил мне по цене и по качеству. Фирма имеет свой интернет-магазин, представляет свои изделия на собственном, раскрученном сайте. Я распространяю пока ее товар через своих родственников, друзей, коллег и однокурсников. В чем плюсы? Главное – экономия времени. Товары в интернете гораздо дешевле, есть и качественные, в отличие от тех, что предлагают супермаркеты. Это та же торговля на рынке, только работает 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, а значит, доступна всегда. Эта сфера торговли предоставляет возможность копить так называемые бонусы, которые позволяют дешевле приобретать товары в будущем, а также сплачивать вокруг себя людей, собирая собственную команду, поднимаясь по структурной лестнице предпринимательства. Работу в компании легко совмещать с учебой и основной работой. После достижения определенного плана продаж компания обещает немалую зарплату на карточку, что тоже хорошо.
Но, как уверяет Светлана, если кто-то горит желанием в полной мере использовать для торговли интернет, он должен знать, что это сопряжено с трудностями, о которых мало кто знает.
– Если вы думаете, что главным для успешной деятельности в интернете является обычный опыт продаж, то ошибаетесь, – утверждает интернет-предприниматель. – Здесь работают совершенно другие правила. Наряду с опытом и предпринимательской жилкой обязательно нужны специфические знания.
Многие молодые продвинутые люди, не имея стартового капитала для открытия собственного бизнеса, приходят к мысли об открытии интернет-магазина. Однако они даже не представляют, какие трудности их ожидают на этом пути. Оценить каждый из видов интернет-торговли и выбрать свое направление может любой. Но далеко не каждый сможет справиться с технической стороной дела. Вы можете иметь красный диплом торгового института, но будете полным профаном в вопросе создания и ведения собственного интернет-сайта продаж.
Еще одна проблема, о которой почти никто не знает, это необходимость вкладывать в раскрутку сайта интернет-магазина огромные деньги. И это лишь верхушка айсберга ваших расходов. Поэтому сейчас, как ни крути, более реальным выходом является аренда бутика по старинке в торговом доме. Купив по заказу товар и продвигая его с помощью инета, надо все же по большей части полагаться на свое красноречие, расхваливая его реальному покупателю, посетившему ваш бутик.

Основа государства
Многие из собеседников, согласившиеся поделиться своим взглядом на рыночную торговлю, сходятся во мнении, что этот вид деятельности, при всех имеющихся трудностях, будет существовать в том или ином виде еще очень долго. Но есть и те, кто, соглашаясь с тем, что рынок торговли имеет перспективу, считают, что большое значение для стабильности и защищенности государства имеет малый и средний бизнес, задействованный в сфере производства и обработки.
– Рынок – понятие очень широкое, – со знанием дела объясняет директор палаты предпринимателей Актюбинской области Нурлыбек Муканов. – Не спорю, торговля является основополагающей, поскольку во все времена человеку нужно одеваться и есть. И основная масса людей выбирает дешевую одежду и качественные продукты, которые предлагает ему ближайший вещевой или продуктовый рынок. Если говорить о казахстанском рынке, то именно он вытянул на своих плечах самые трудные годы становления государства. Конечно, постепенно развивалась промышленность, другие сферы, но именно так называемые челночники в свое время одели и накормили народ. Это достойная работа, и даже в благополучных европейских странах доля предпринимателей, занятых в этой сфере, составляет не ниже 25-30 процентов. Сейчас из всего количества предпринимателей Казахстана 17-20 процентов приходится на людей, занимающихся торговлей. Эволюция здесь, конечно же, происходит. Но она, на мой взгляд, должна развиваться в направлении развития малого и среднего бизнеса, создающего товары, а не занимающегося простой перепродажей. К примеру, почему Япония, не самая большая страна в мире, считается одним из самых экономически развитых государств? Ведь нефть и газ они не добывают. Они сделали основной упор на развитие малых производств, которые стали движущей силой страны, и не прогадали.
Совершенно обоснованно наш Президент активно призывает диверсифицировать экономику, уменьшая ее сырьевую долю и увеличивая обрабатывающий сектор. В нем как раз и открывается широкое поле деятельности для малого и среднего бизнеса. Ведь сейчас почти 99 процентов вещей, вплоть до белья и носков, которыми мы пользуемся, привезено из-за пределов страны. Это значит, что мы зависим от многих внешних факторов. К примеру, из-за санкций России в отношении Украины приходится искать для привоза товара из этой страны другие пути, а это требует больших затрат времени, транспортных расходов. Это отражается на цене для конечного потребителя. В конечном итоге это ставит в зависимость страну, нуждающуюся в товарах, которые не производит сама. Поэтому в первую очередь нужно делать упор на собственное производство товаров. То есть на то, что наш Президент называет экономикой простых вещей.
Вывод один – нужно активно развивать сферу малого и среднего бизнеса. Должен сказать, это отнюдь не приведет к полному исчезновению челночного бизнеса. Мы еще долго, в силу разных причин, будем нуждаться в каких-то товарах, которые производятся в других регионах, странах. Поэтому бизнесменам, которых в свое время окрестили челночниками, ничего не грозит. Своего покупателя и потребителя они будут иметь всегда, несмотря на трудности и проблемы, возникающие время от времени.

Над Главной темой работал Санат РАШ

Фото из открытых интернет-источников

×

Hello!

Click one of our representatives below to chat on WhatsApp or send us an email to hello@quadlayers.com

× WhatsApp