День учителя

Среди профессиональных праздников День учителя стоит особняком — его отмечает вся страна. В этот, как правило, солнечный октябрьский день букеты цветов в руках учеников и их родителей — одухотворенное «спасибо» тем, кто неравнодушен к подрастающему поколению.
Чего стоит это неравнодушие, рассказали собеседники «АВ».

Когда профессия — смысл жизни

С момента окончания Ащылысайской средней школы в 1976 году исчисляется и стаж работы ее нынешнего директора Ларисы Ильчевской. Приняли девушку старшей пионервожатой, но почти сразу дали часы истории.
— Ни о какой другой профессии я не думала, — признается Лариса Николаевна. — Через год после окончания школы поступила на факультет истории и обществознания Уральского государственного педагогического института, окончила его, в 1986-м меня назначили директором школы — вот и вся биография.
Говорите, школа наша образцовая? Никогда не задумывалась. Да ничего особенного у нас нет, работаем, как все. В 2007 году добавился детский сад, изменивший статус школы, и сегодня в коллективе 29 педагогов, работающих с 121 учащимся и 40 дошкольниками.
«Работаем, как все» — это множество спортивных секций и различных кружков по интересам, пришкольный участок, где дети выращивают овощи для своей столовой, школьный двор, весь в цветах, яблоневый сад и много чего еще. На днях на районных соревнованиях по общефизической подготовке юные ащылысайцы завоевали семь медалей различного достоинства.
Есть еще один важный показатель у Ащылысайской школы-детсада (и это результат совместного труда учителя и ученика): средний бал у ее выпускников при сдаче ЕНТ — 85%.
— Педагоги в коллективе старой закалки, — продолжает собеседница. — Средний возраст учителя — 40-42 года. Молодежь, глядя на нас, старается работать так же результативно и с душой.
У нас щедрый спонсор — ТОО «Степное» и его директор Амангос Тулеуов. Это он в Орском питомнике закупил саженцы районированных яблонь для школьного сада. Благодаря ему учащиеся получают бесплатное питание в школьной столовой.
— Лариса Николаевна, все гладко — наверное, это не совсем так? Та же зависимость ребят от гаджетов…
— С детьми отношения ровные, так как мы живем в одном селе, на виду друг у друга. Проблем достучаться до родителей тоже нет: если не получается побеседовать лично, то обсуждаем наболевшее на собраниях. Часто родители вместе с детьми участвуют во внеклассных мероприятиях. Гаджеты? Да, без них трудно представить сегодняшних школьников, но прожить можно. Например, нынешним летом райотдел образования выделил места в районном палаточном лагере «Эбита» для наших ребят и несколько дней дети жили без интернета. Сначала были в шоке, а потом поняли, что без засилия информации, навязчивых чатов вполне можно прожить.
Не в каждой школе есть музей, а в Ащылысайской имеется, краеведческий. Заведующая — учитель начальных классов Лариса Горбань. Вместе с ней ребята собирают экспонаты и сведения об истории села, которому уже более ста лет. Село было основано украинскими крестьянами, переселившимися в эти края после Столыпинской реформы. Кстати, почти сразу переселенцами была построена двухклассная школа.
Лариса Ильческая была участницей недавнего республиканского слета «Анаға тағзым» и как педагог многое там почерпнула:
— Очень порадовал центр социальной адаптации молодежи «Мейiрім», особенно его оформление. И совершенно потрясла Академия творчества!
Появилось жгучее желание оформить родную школу-сад так же. Понимаю, что для этого необходимо привлечь немалые спонсорские средства, но многое мы можем сделать и сами: при правильно организованном процессе детское творчество безгранично. Сообща многое по плечу.
…Нынешняя осень радует нас обилием солнца. Во дворе Ащылысайской школы много цветов — как и должно быть в День учителя.
Фото из личного архива Л. ИЛЬЧЕВСКОЙ

P.S.

— Леша, ты знаешь, что 5 октября День учителя? — спрашиваю своего соседа-третьеклассника.
– Да, мы с мамой самые красивые астры берегли, чтобы сделать букет для Гульнары Амиргалиевны.

Что изучает физика?

Дмитрий Тауханов вырос в селе Каратогай, там же окончил школу и планировал стать, как и отец, учителем физкультуры.
— Но классная руководительница Любовь Михайловна Боброва в характеристике написала, что я имею наклонности к предметам естественно-математического цикла, — вспоминает Дмитрий Нураллаевич. — И тогда я подумал: «А почему бы не физмат?».
В школе физику преподавали Сергей Борисович Дзюба и Алексей Николаевич Дмитриев — оба очень сильные предметники, так что физику я знал и любил.
О труде учителя не мог не знать, но прочувствовал его на 3 курсе, когда проходил практику в 16-й школе. Там понял, что хочу работать в школе. С детьми интересно: им все время нужно что-то объяснять, разбираться, просто помогать…
После АРГУ имени К. Жубанова распределился в родную Каратогайскую школу Мартукского района, проработал там восемь лет, потом четыре года — в Актюбинском колледже нефти и газа и вот уже восемь лет работаю в 53-й школе Актобе.
К слову, знакомство с учителем физики состоялось благодаря его ученице.
— Мне никогда не нравились точные науки, но Дмитрий Нураллаевич так интересно ведет физику, что я хочу ее знать, — призналась в беседе девятиклассница Валерия Тормина.
— И что же особенного на ваших уроках? — допытываюсь у учителя.
— Никогда над этим не задумывался, но к урокам готовлюсь, учитывая интересы и особенности каждого класса. Дети должны понимать, что мы — часть природы, вырабатывающей энергию динамическую, статическую, электрическую, что люди — участники дождя, ветра, движения автомобиля и так далее. Ребятам нужно объяснять природу явлений, механизм происхождения и последствия воздействия.
Кроме решения задач, объяснения тем и проведения демонстрационных (лабораторных) работ, применяю на уроках и форму игры. Например, чтобы семиклассники прочувствовали взаимодействие атомов и молекул, мы играем в атомы и молекулы, собираемся в них, делимся на них. Как все предметники, провожу внеклассные тематические мероприятия.
— Можете похвастать успехами учеников по вашему предмету?
— Безусловно, это не главное для меня, но более половины ребят выбирают физику как профилирующий предмет для сдачи на ЕНТ, поступают на технические факультеты вузов Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Возможно, этому способствует спецкурс «Методы и решения задач по физике», который я веду в 10-11 классах уже 6 лет.
Года четыре назад Асель Алтынбек по линии Малой академии наук (МАН) на городском этапе заняла 2-е место. Успехи наших учащихся — заслуга всего педколлектива, нацеливающего ребят на результат. И на работу я иду не только, чтобы открывать новое ученикам, но и потому, что с коллегами мы делаем одно общее дело.
Фото Аслана МУСЕНОВА 

Над страницей работала Татьяна ВИНОГРАДОВА

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Новости "АВ"