Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Детство с протянутой рукой

Думаю, каждый житель нашей области хоть раз да встречал таких людей. Они стоят и просят возле магазинов, церквей, торговых домов — любых мест, куда человек приходит с деньгами и расположен эти деньги тратить. Когда подаяние просит взрослый или старик, это еще как-то можно объяснить — ну не задалась жизнь. Но как получается, что милостыню просят дети? Ведь их жизнь только начинается — и что, уже не задалась?

Как покупатель, и как посетитель храма, я тоже очень много общалась с просящими детьми. Не скажу, что все они одинаково несчастны и неустроены. Все они, образно выражаясь, тянут руки с разных сторон. Вот две истории, которые я наблюдала лично.

 

«Христа ради!»

Мальчик Володя (имя изменено) с малых лет просил милостыню у ворот одного из актюбинских храмов. Коллектив у ворот был маленький, но дружный: сам Володя, его мама и еще один пожилой мужчина. Время они проводили, в общем, неплохо: балагурили с прихожанами, притихали при виде настоятеля, собирали денежки, грелись в коридоре храма, когда мерзли. А если на кухне после трапезы оставалась еда, батюшка разрешал их покормить. Во время больших праздников, когда еще не было Кафедрального собора и православные ходили в две маленькие церкви, Володя мог набрать милостыни почти в размере заработной платы бюджетника. Такой у них с мамой был семейный бизнес: избавлять прихожан от лишних денег за «Дай вам Бог здоровья». При этом Володя вполне нормально посещал школу, в их семье был еще и старший брат, получавший среднее техническое образование. Брат к храму не ходил, не считал нужным или стеснялся. Володя отнюдь никакого смущения не испытывал: чего ж не брать, если дают?

На этом историю можно было бы завершить. Но надо сказать, что Володя при храме не только кормился, но и подвизался. Через несколько лет он начал помогать на службах, здорово вымахал, надел очки и вообще стал важным. Мама его по-прежнему у ворот, что всех устраивает. Вполне вероятно, что Владимир сможет поступить в семинарию, жениться, вернуться молодым священником. И те прихожане, которые подавали ему ради Христа, будут уже называть его батюшкой, прикладываться к руке и просить благословения. А почему бы и нет?

 

Только не гоните…

У молодой пары появился ребенок. Правда, довольно взрослый и не то чтобы родной. Просто муж пожалел парнишку, который, пряча глаза, побирался возле «Анвара», да и привел покушать и погреться. У самих полуторка, пузо семимесячное у жены, но как-то поместились. Мальчик был совершенно домашний. Он вызвался прибраться в квартире, даже просил, чтобы на ковер не ступали в тапочках. И вообще мальчишка в стенах квартиры, в тишине, заметно отдыхал душой. Про родителей ничего не говорил, но иногда с грустью вспоминал, как хорошо, как уютно раньше было дома…

А родители у него вроде как имелись. Про мать никто ничего не знал. Отец же, по словам мужчины, был известным в советские времена, как сейчас бы сказали, шоуменом, а попросту массовиком-затейником. Развеселым таким мужичком с характерной кличкой Борода. Как этот Борода проводил время, что его сын просил у магазина на хлеб, догадаться нетрудно.

Но какими бы ни были добрыми хозяева, пришел конец их благородному порыву. Беременная женщина желала видеть только родные лица, да и вообще пора было честь знать. «Можно, я останусь. Пожалуйста! Я готовить сам буду, убираться, только не гоните!», — просил мальчик. Однако пришлось отвести его по месту прописки. Рад ли был ему отец? Заметил ли вообще, что сына несколько дней не было дома? Неизвестно. Что сам Борода, что его сын, больше этой семье на глаза не попадались.

 

Прожить за чужой счет

Доктор философии, профессор Алтай Тайжанов считает попрошайничество естественным явлением современной жизни:

— Чем больше в обществе так называемой свободы, тем сильнее расслоение. Раньше это все тоже было, но при партийной идеологии, в условиях развитого социализма все были более уравнены и призваны к ответственности за ближнего. Работала мораль, при которой нам всем было стыдно за своего товарища. Сейчас каждый сам за себя, и каждый оказывается на том уровне, которому соответствует.

Слова профессора подтверждает простой эксперимент: встряхнем стакан с семечками. Самые крупные окажутся наверху. Средние — в серединке. Мелкие семечки и шелуха улягутся на дно.

— В мировом масштабе, — говорит Тайжанов, — к попрошайничеству можно относиться терпимо. Но в Казахстане, в государстве с традиционно сильными семейными ценностями, с этим явлением надо бороться. И еще: попрошайничество — это тоже труд! Морально тяжелый труд.

Раз уж зашел разговор о семьях, возникает вопрос: какой должна быть семья, чтобы ребенок вышел просить на хлеб?

— Многодетность или малообеспеченность сами по себе не являются основанием тому, что ребенок будет безнадзорным и станет попрошайничать, — отвечает на этот вопрос Шамшырак Сайлагиева, замдиректора областного департамента по защите прав детей. — Есть семьи, в которых ртов много и денег мало, однако никто не побирается. Чтобы ребенка заставить выйти на улицу, надо, чтобы у родителей был низкий уровень морали. Человеку изначально несвойственно просить подаяние. Это травмирует психику и может сформировать измененную личность.

Детский психолог Ирина Демченко отзывается об этом явлении так:

— Попрошайничество — один из видов негативной манипуляции. Вас просят «войти в положение», «помочь в трудной ситуации». Даже если кто-то попытается заговорить с попрошайкой, наставить его на другой путь, начнется игра, цель которой одна: добыть подаяние и отделаться от «воспитателя».

И со временем, после первичного дискомфорта, детское попрошайничество перерастает в черту характера, приводящую к паразитизму. Зачем трудиться, когда и так находятся добрые люди, которые не дадут пропасть? А не дадут — я сам возьму. Такие люди используют свою слабость, свое униженное (либо кажущееся таким) состояние как привилегию. И это может длиться всю жизнь и принять более опасные формы — воровство, грабежи…

В Казахстане, по данным Комитета по охране прав детей, количество ребятишек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (это официальное определение безнадзорных), немного. Около трех с половиной тысяч человек. Из них 112 — в Актюбинской области. В этом печальном списке мы находимся примерно в середине. И с каждым годом в целом по стране и по нашей области в частности количество просящих милостыню детей уменьшается.

— На селе таких детей меньше, чем в городе: действует семейный фактор и то, что все друг друга знают. Можно даже сказать, что их практически нет, — комментирует Шамшырак Сайлагиева. — В городе их больше. Раньше можно было часто встретить маленьких попрошаек возле магазинов, рынков. Но их все меньше. Думаю, за это стоит благодарить школы, социальных педагогов и школьных психологов. Видно, что они работают. Любой человек, заметивший ребенка в таком положении, может обратиться к нам по телефону доверия: 56-21-27.

 

А что закон?

Ситуация, когда ребенок вынужден просить милостыню, подпадает сразу под несколько статей двух законов РК: «О браке и семье» и «О правах ребенка». Давайте рассмотрим их подробнее.

Статья 13 закона «О правах ребенка» гласит, что ребенок имеет право на содержание. То есть сам факт выхода ребенка на улицу ради пропитания себя или своей семьи беззаконен. В том же законе в статье 16, пункт 4, сказано, что нельзя привлекать ребенка к работе с опасными и тяжелыми условиями труда. Также труд не должен отвлекать ребенка от учебы. Согласно закону детский труд допустим с 14-летнего возраста.

А вот завершающие пункты статьи 62 Закона «О браке и семье»: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке». Речь идет, как правило, о лишении родительских прав и изъятии ребенка из семьи.

 

Заключение

Говоря откровенно, мне трудно представить, что родитель, отправивший ребенка за подаянием или допустивший это, станет листать газеты в поисках душеполезного чтения. Эта статья адресована скорее тем, кто живет рядом с такими семьями, кто каждый день ходит мимо. Не проходите просто так. Дети не обязаны наследовать жизненные обстоятельства своих родителей и тем более отвечать за эти обстоятельства. Если есть способы помочь ребенку, находящемуся на распутье, сделать верный ход и вырасти человеком, а не иждивенцем, то надо воспользоваться ими.

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

Колонка "Взгляд"