Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Для кого построен пандус?

%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%83%d1%81%d1%8b_reswm

Люди с инвалидностью в Республике Казахстан обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РК, другими законодательными актами, включая права на обеспечение доступа их к объектам социальной инфраструктуры.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и юридические лица в соответствии с государственными стандартами обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к транспортным средствам общего пользования, жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям. В тех случаях, когда указанные объекты невозможно приспособить для доступа инвалидов, соответствующими лицами должны быть разработаны и осуществлены необходимые меры, в наибольшей степени учитывающие потребности людей с инвалидностью.
Инвалиды — одна из наиболее уязвимых категорий граждан в любом обществе. Их социальное положение подчас всецело зависит от помощи государства. Перед государством стоит задача создания достаточных условий для полноценной жизни и деятельности инвалидов, разработки необходимой системы их социальной реабилитации.
В  нашей области сегодня проживают свыше 23 тысяч инвалидов, в том числе почти 2 тысячи детей до 16 лет. Проблема беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры касается не только инвалидов, но и людей преклонного возраста, граждан, имеющих временные нарушения в связи с заболеванием или травмой, использующих  детские коляски и других. А это почти половина населения.
Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Актюбинской области, руководствуясь законом РК «О социальной защите инвалидов  в Республике Казахстан», осуществляет проверки по соблюдению условий доступности для инвалидов объектов и услуг, созданию для них безбарьерной среды.
Термин «безбарьерная среда» применяется к элементам окружающей среды, в которую могут иметь доступ и  которую могут использовать люди с различными  нарушениями. На практике это обозначает приспособление действующих объектов социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспортного обслуживания, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства для людей с различными формами инвалидности, повышение доступности для инвалидов предоставляемых услуг, а также оказание им нужной помощи со стороны работников организаций.
Для разработки и утверждения планов развития всех учреждений департаментом  оказывается методическая помощь учреждениям и предприятиям в обследовании объектов по их доступности для инвалидов и  выборе мероприятий по адаптации объекта.
Вновь вводимые в эксплуатацию и объекты после проведения капитального ремонта и реконструкции должны полностью соответствовать требованиям их доступности для инвалидов. При невозможности по техническим причинам следует приспособить объект для инвалидов. Как альтернативная форма оказания услуг к физической доступности объекта предусматриваются организационные решения, которые позволят инвалиду получить необходимую услугу дистанционно или на дому.
Доступная среда — это не только пандус. К вниманию должны приниматься основные структурно-функциональные зоны объекта и перечень определенных нормативно-правовых документов, регламентирующих требования к обеспечению доступной среды.
Во-первых,  это участки и территории на подходах к любому объекту. Если поставлена задача обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной инфраструктуры, для начала нужно дать возможность людям с инвалидностью выйти из дома и добраться до объекта. В противном случае адаптированные для инвалидов объекты так и останутся невостребованными.
Безбарьерная среда практически  не сформирована в местах проживания инвалидов. То же самое можно сказать и об адаптации улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры, а именно недоступность путей движения от автобусных остановок до объекта оказания услуг.
Около половины пешеходных дорожек вымощены современной тротуарной плиткой. В целом, такие тротуары соответствуют нормам, предъявляемым к путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения, но и к ним есть определенные требования.
Например, к покрытию, ширине дорожки, высоте бордюров по краям пешеходной дорожки, наличию предупреждающих или направляющих указателей, контрастно-окрашенным поверхностям и указателям. Наличие бордюров высотой не менее 5 сантиметров по краям пешеходных путей очень важно. Они предотвращают случайный съезд с тротуара людей в инвалидных колясках и служат ориентиром для незрячих людей. В целом бордюры обеспечивают безопасность дорожного движения всем пешеходам.
Для слабовидящих важным является наличие тактильных указателей движения, светофоров, звуковых маячков.
Во-вторых, это входные группы: входная площадка, тамбур, входная дверь, ступени, лестницы, пандусы, поручни.
Многие начали адаптацию именно с входной группы, в итоге двери меняются на красивые, но забывается необходимая ширина и пороги, не учитывается, в какую сторону должна открываться дверь, какие знаки должны быть для незрячих и слабовидящих людей. Многие уже построили пандусы, но для кого? Уклон пандуса, его ширина, наличие горизонтальной площадки,  ограждения и установка поручней не соответствуют предъявляемым требованиям. Нередки случаи, когда  уклон пандуса настолько крут, что и здоровому человеку не под силу по нему пройти. Строительная организация,  экономя материалы, нарушает нормы и правила, предъявляемые к устройству пандусов, и в результате организация тратит деньги, но доступность объекта для инвалидов не обеспечивается.
Наверное, стоит собственникам организаций сесть в инвалидную коляску и попробовать осуществить въезд или съезд по пандусу. Тогда сразу станет понятно,  почему ваш объект при выполненных работах недоступен.
Поэтому при строительстве и реконструкции еще на стадии проектирования необходимо исправлять ошибки, так как ошибки, выявленные по окончании строительных работ, зачастую очень тяжело исправить.
В-третьих, это пути движения в здании, зоны целевого посещения и информационное обеспечение. Здесь имеет значение определенная ширина  коридора и дверей, возможность маневрирования людей с инвалидностью на креслах-колясках, важным становится даже дверная ручка, ее высота крепления, форма, цвет и многое другое. Во всех учреждениях, где есть стойки приема, следует продумать, возможно ли  подъехать к ней инвалиду на коляске? Доступны ли для инвалидов информационные стенды во всех учреждениях?
В-четвертых, это санитарно-гигиенические помещения. В СНиП, как и на все другие функциональные зоны, определен перечень требований к данным помещениям  (адаптирование санитарных узлов для маломобильных групп населения, соответствие нормативам размеров кабины туалета, наличие опорных поручней-держателей в уборных и умывальнике, рядом с унитазом крючков для одежды, костылей, кнопок вызова с надписью «экстренный вызов» и др.).
Как мы относимся к инвалидам (так же, как к детям или старикам) — это своего рода тест на человечность, цивилизованность, нравственную состоятельность. И для  нас сегодня успешно пройти этот тест принципиально важно. Если нам удастся на деле реализовать прогрессивный социальный подход к инвалидам, максимально интегрировать их в общество, на деле обеспечить их права, если мы добьемся, что люди с ограниченными возможностями в массовом порядке начнут появляться в общественной и трудовой сферах, в политике, науке, культуре, это изменит всех нас.

Наталья  КАТАЕВА,  
ведущий специалист отдела по контролю
в сфере социальной защиты населения
департамента Комитета труда,
социальной защиты и миграции
по Актюбинской области

Колонка "Взгляд"