Домбра Басыгараева и кюи Казангапа

В Актобе прошел традиционный конкурс «Ақжелең», посвященный 90-летию Бахыта Басыгараева, выдающегося шалкарского кюйши и популяризатора творчества Казангапа.
Участниками «Ақжелең-2018» стали 30 молодых домбристов, представляющих разные регионы Казахстана, наибольшее количество – из Астаны и Алматы. В жюри по сложившейся традиции работали казангаповеды Абдулхамит Райымбергенов (Алматы) и Жайлау Асылханов (Актобе), новыми членами стали сыновья Бахыта Басыгараева – Ерсаин (Алматы) и Едиль (Астана), его ученик Абилахим Шаншаров (Актобе) и почетный профессор консерватории имени Курмангазы Сержан Шакрат (Алматы).
О важности проведения конкурса сказал председатель жюри Абдулхамит Райымбергенов:
– В ходе подготовки конкурсанты разучивают мелодии, значит, они навсегда останутся в репертуаре этих домбристов. То есть факт пропаганды творчества шалкарского кюйши налицо. Первый фестиваль-конкурс прошел в 1994 году, возобновился в 2011-м, и теперь музыка Казангапа востребована, имя известно.
– Кюи Казангапа непростые в ритмическом плане, следовательно, и исполняются непросто, – подчеркнул доцент КазНУИ Едиль Басыгараев. – Поэтому даже домбрист-виртуоз, чтобы не забыть кюй, должен постоянно его играть. Радует, что музыка моего земляка исполняется все чаще. Говорить о популярности Казангапа не вижу смысла, он был популярен всегда. Другое дело, исполнительская школа, и, если возникают проблемы, мы обращаемся к мэтру – Абдулхамиту Райымбергенову.
Очень радует количество участников первого конкурса памяти Бахыта Басыгараева, особенно география конкурсантов. Сколько кюев Казангапа исполнял отец, мы не знаем, но 28 из его репертуара вошли в книгу «Толкында» (2012). Уровнем сегодняшних конкурсантов я доволен, все техничны. Особо выделю Ардака Елеусиза и замечу, что разница баллов между 1 местом и Гран-при незначительна.
География конкурсантов радует и председателя жюри:
– Все, что в начале века исполнял Бахыт ага, сейчас исполняет весь Казахстан. Очень хочется, чтобы представители учреждений культуры приходили на подобные конкурсы и здесь отбирали артистов и солистов – талант не должен пропадать на задворках, тем более что кюи Казангапа исполнять сложно. Возможно, для поддержки талантов нужна определенная политика государства, ведь тогда этномузыка будет жить и передаваться в поколения. Во многих странах Юго-Восточной Азии такие программы работают, и носители этномузыки активно поддерживаются. Кроме того, в Таджикистане есть День макома, в Киргизии – День традиционной киргизской музыки. Опыт показывает, что одного Дня домбры нам мало – у казахов очень богатое музыкальное наследие.

А судьи кто?
По окончании конкурса членами жюри был дан концерт, где звучала традиционная казахская музыка. Мелодиями Казангапа и Бахыта Басыгараева программу открыл оркестр казахских народных инструментов имени А. Жубанова, эстафету подхватили Абдулхамит Райымбергенов, Абилахим Шаншаров, Едиль Басыгараев, Сержан Шакрат и все судьи. Специальным гостем концерта стал жырши Демеубай Жолымбетов. Звучали кюи Батактын Сарысы и Богды. Каждого выступающего провожали со сцены продолжительными аплодисментами.

Итоги
Гран-при «Ақжелең-2018» и премию в размере 300 000 тенге получил второкурсник консерватории имени Курмангазы Бексултан Бакыт (Алматы, внук Бахыта Басыгараева), первые места (и премию в 100 000 тенге) – Ардак Елеусиз (Астана, победитель «Мен қазақпын-2017») и Амантай Ашыкбай (Актобе).

Из рассказа Ерсаина Басыкара о своем отце
– Бахыт Басыгараев родился на полуострове Куланды Аральского района Кызылординской области. Во время коллективизации семья переехала в Каракалпакстан, где лет в 13 отец начал играть на домбре. Учился у учеников и родственников Казангапа Тлепбергенулы – Абдыгали, Даулеткельды, Жумалы, Забиры Абубакиркызы (позже она поселилась близ Хромтау) и других.
Имеющий 7 классов образования, он работал в магазине, судо-
исполнителем, в нефтеразведке.
В 1954 году отец встретился с одним из ярких учеников Казангапа, шалкарцем Кадыргали Ержановым. Примечательно, что состязание двух кюйши состоялось в день свадьбы моих родителей. Свадьба проходила в доме Сеита ата, родственника жениха. Тут важно заметить: барана-то зарезали, но, скорее всего, из-за приезда выдающегося кюйши. То есть домбра была в приоритете.
Разговор состоялся примерно такой:
– Этот кюй знаешь?
– Знаю.
– А этот?
– Знаю.
– Откуда знаешь? – и отец назвал имена мэтров, из рук которых в Каракалпакии получил кюи Казангапа.
В 1940-е в наших краях ярмарки домбристов (күйшилер жәрменкесы) были распространены. Отец слушал кюи и из-за юрты и специально ездил на состязания собирать мелодии для своего репертуара. Безусловно, вариативность будет, и он знал множество вариантов того или иного кюя. Зависит это от многих факторов. Ведь даже у стихотворений есть несколько вариантов, что уж о музыке говорить!
В 40 лет папа окончил Гурьевский политехнический техникум, у него тогда было уже семеро детей!
В 1964 году, когда построили газопровод Бухара-Урал, отец стал газовиком и мы поселились на станции Бегимбет Шалкарского района.
* * *
Бахыт Басыгараев знал огромное количество кюев (в основном Казангапа), терме и жыр, благодаря чему постоянно давал концерты, участвовал в фестивалях, его записывали на актюбинском радио, на алматинских студиях, показывали на казахстанских телеканалах.
Именно с нашего земляка в консерватории имени Курмангазы началась традиция устных занятий дала-профессоров, как в шутку называют сейчас домбристов из народа. Своих кюев у дала-профессора два: «Толқында» и «Амангос, аман бол».
Умер Бахыт Басыгараев перед поездкой во Францию, где должен был исполнить кюй Усенторе и участвовать в мероприятиях, посвященных 100-летию Камбара Медетова. Казангап считал Усенторе своим учителем: второй держал Оренбургскую и Темирскую (Каракамысскую) ярмарки, где проходили состязания домбристов. Кстати, именно этот кюй – о скоротечности жизни – единственный дошедший до нас из наследия Усенторе и сохранился благодаря Бахыту Басыгараеву.
Сегодня из девяти детей Басыгараевых профессиональных музыкантов двое, среди внуков – пианист, домбрист, саксофонист и звукорежиссер.
К слову сказать, именно Ерсаин Басыгараев в 1990 году открыл класс шертера в консерватории имени Курмангазы.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Хайредена РАУШАНОВА

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.