Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дорогой зимнею…

дорога-2_reswm

Состояние дорог во все времена года — вопрос болезненный, зимой его актуальность возрастает в разы, так как порой речь идет об угрозе для путника. О роли служб, отвечающих за дороги и людей, которые находятся в пути, о том, как они справляются со своими обязанностями, — наша Главная тема.

Республиканские трассы
РГП «Казахавтодор» создано в 1999 году для качественного содержания дорог республиканского значения. Тогда же открылся и наш областной филиал. В хозяйстве предприятия 6 дорог протяженностью 1 894 километра I, II и III категорий, 5 дорожно-эксплуатационных участков и 14 дорожно-эксплуатационных пунктов. Работники филиала должны обеспечивать бесперебойный проезд по всем шести направлениям. О проблемах и каждодневных заботах филиала РГП рассказал его директор Акимжан Утемуратов.
Рабочий день казахавтодоровца — 8 часов, но существуют директивные сроки, в течение которых на трассах должен быть наведен порядок, поэтому рабочее время у сотрудников ненормированное. Наибольшая нагрузка приходится на периоды распутицы и зиму. Правда, в этом году снег лег раньше обычного на целый месяц, а значит и нагрузки прибавилось.
Снегоуборка обычно начинается после окончания снегопада, но команда патрульной снегоочистки уже в действии, если снежный покров достигает 2-х сантиметров и более. В бураны нагрузка особая.
В автопарке «Казахавтодора» имеются шнекороторные машины, автогрейдеры, трактора, бульдозеры, КДМ (комбинированные дорожные машины на базе КамАЗа), автопогрузчики. Всего техники — 72 единицы при общей необходимости 146, то есть процент оснащенности — 49.
— Получается, организация работает в режиме острого дефицита технических средств? Как же выполняются работы в директивные сроки? — обращаемся с вопросом к директору.
— Арендуем технику у нескольких ТОО («АссанаДорСтрой», «Батыс Жол Алга», «Альянс Спец Транс») и других. Наша благодарность Донскому ГОКу и лично акиму Хромтауского района Аязбаю Усмангалиеву, реагирующим при первых признаках непогоды на отрезке международной трассы Самара-Шымкент.
— Без каких организаций невозможно представить работу «Казах-автодора»?
— Существует трехстороннее соглашение между нами, департаментом ЧС и управлением административной полиции ДВД области. Роли распределены следующим образом: мы оцениваем ситуацию на дорогах, ДЧС закрывает трассы и рассылает смс-сообщения, а УАП отслеживает выполнение водителями ограничений.
В первые дни января все мы работали бесперебойно. Близ Акжара на Хромтауской трассе создался коллапс, когда в плену оказались более ста машин. Большегрузный автомобиль, ставший поперек трассы, мы транспортировали на обочину, но ехавшие следом так устремились вперед, что пробка образовалась снова. То есть причиной всегда является человеческий фактор! Отдельное спасибо в связи с этим бойцам ДЧС: они организовали два вахтовых автобуса с горячим питанием и обогревом. Все дни рядом с нами были руководители ДЧС Бауыржан Сыздыков и УАП ДВД Канат Алиев, приезжал и аким области Бердыбек Сапарбаев.
Чтобы быть готовым к непредсказуемой ситуации на зимней дороге, Акимжан Утемуратов настоятельно рекомендует всем заправлять авто зимним топливом, иметь его запас, цепь (а не только трос) для буксировки, печку в рабочем состоянии, зимнюю резину. Добавим еще теплую одежду, обувь и запас еды.

В рейде

дорога-1_reswm
С главным специалистом службы организации дорожного движения Арманом Битегеновым мы проехали по трассе Самара-Шымкент в Хобдинском направлении и ознакомились с работой дорожной службы воочию. Правда, нужно заметить, что осадков в этот день и накануне не было.
Дорога I категории с разделительной полосой была свободна для проезда, но тем не менее здесь работал шнекоротор на базе «Урала», отбрасывающий в кювет снег с обочины, и грейдер, очищающий снежную наледь с середины, следом трассу посыпали противогололедной смесью. Метрах в 60 от трассы трактор с мехлопатой делал снегозадерживающие валы: таких заградительных полос должно быть несколько (одна от другой на расстоянии 9 метров) по обе стороны проезжей части. В одном месте наблюдается  вместо вала щит из сухостоя. Начальник ДЭУ-11 Темирхан Асанов на вопрос о служебных обязанностях ответил так:
— С 9 декабря домой после рабочего дня попадаю не каждый день. Бывает, посплю в дежурке и снова на трассу. Почему? Техники не хватает, а дорога — это транспортная артерия, она должна быть всегда открытой. На днях утром возле площадки отдыха для водителей поймал жителей близлежащего поселка, вываливающих мусор.
— Почему люди надеются, что он будет отсюда вывезен?
— Но ведь в наши служебные обязанности входит и санитарное состояние прилегающей к трассе территории, и освещенность, и оборудование площадок отдыха туалетом, эстакадой, навесом автобусных остановок. У всех водителей есть информация о кемпингах и пунктах обогрева, все получают сообщения о погодных условиях, знают, что резина и топливо должны быть по сезону, но чаще всего это игнорируется, и нам добавляется забот.
— Но вы не спасатели…
— Но мы все – люди.

Проблема:
Зимние заботы КСК
Одна из серьезных зимних проблем города — горы снега во дворах. Они препятствуют движению пешеходов и техники.
Уборка снега во дворах многоэтажек входит в служебные обязанности дворников. Но это означает всего лишь расчистку пешеходных дорожек и тротуаров. Огромная масса снега, завалившая основную часть придомовых территорий, убирается только в том случае, если жильцы дополнительно соберут деньги на наем снегоуборочной техники. Как рассказали председатели КСК, в тарифах услуг вывоз снега не заложен, а случаи, когда собственники квартир сдают деньги для очистки двора зимой, — не припоминаются.

 

Ситуация на местах
Дороги областного значения — в ведении управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Состояние районных и межпоселковых курируют местные акиматы.
Как рассказал специалист отдела автодорог управления Ерлан Жубатов, общая протяженность первых — 1 057, 22 километра, вторых — 3 602, 4:
— Для их содержания проводится тендер, и все претензии — к организации, выигравшей тендер и отвечающей за состояние дороги. Статистика качества состояния трасс сегодня такова: оценку «хорошо» имеют 39,2 процента дорог, удовлетворительное состояние у 15,6 процента, неудовлетворительное у 45,1 процента. Во время буранов между всеми населенными пунктами дежурит снегоочистительная техника (как правило, бульдозер), а жители сел получают сообщения о грозящей путнику опасности.
Возникает вопрос: не лучше ли будет, если у дорог местного значения появится один хозяин, а не регулярно меняющийся подрядчик?

Работают круглосуточно

дорога-город_reswm

На очистку города от снега из бюджета Актобе выделено 650 миллионов тенге.
В отделе ЖКХ заверяют, что снежные заторы
не станут препятствием для автомобилистов и пешеходов.
Очищают от снега улицы нашего города и пяти сельских округов 14 подрядных организаций. В работах задействовано более 200 единиц спецтехники. На городские полигоны вывезли уже более 40 тысяч тонн снега.
— Сейчас для нас самая горячая пора. Из-за обильных осадков мы на полтора месяца раньше стали вывозить снег. Осложняет ситуацию неустойчивая погода: то метет, то тает. Когда идет снег, работа на некоторое время приостанавливается. Возможно, поэтому у горожан создается впечатление, что улицы не чистят. Мы работаем круглосуточно. В сельских округах рабочие «К-700» дежурят ночью, — комментирует ситуацию руководитель отдела ЖКХ, транспорта и автомобильных дорог Нагымжан Алдияров.
Чтобы не создавать заторы на дорогах, подрядные организации работают ночью. За последние 8 дней снег вывезли с десяти улиц. Очистили дороги на улицах Мясоедова, Алтай батыра, Парижской коммуны, Братьев Жубановых, Пугачева, Некрасова, Берсиева, Ахтанова, Эмбенской, Иманова. Сейчас снегоочистительную технику можно увидеть по улице Рыскулова.
Работники ЖКХ инспектируют работу, выявляют узкие участки проезжих путей. Именно туда в первую очередь направляют технику.
Путепроводы, центральные проспекты и улицы — на особом контроле. Вывозят снег и со второстепенных улиц. Не обошла стороной спецтехника такие районы, как Москва, Курмыш, Шанхай, ГМЗ. Это самые подтопляемые районы Актобе.
— Села Белогорка, Орлеу, Беккул баба, Белогорский карьер считаются трудными участками, их больше всего заметает снегом. Вызывает опасение и село Акжар-2. Во время последнего бурана видимость в селе была практически нулевой. В этих населенных пунктах снегоочистительная техника дежурит круглосуточно. Для подрядных организаций у нас разработана схема очистки улиц по пяти сельским округам. Речь идет об улицах, на которых находятся жизненно необходимые объекты. Эти схемы согласуются с сельскими акимами, — рассказывает чиновник.
Почему же вывезенный на полигон снег нельзя было использовать для строительства ледовых горок и снежных крепостей на забаву мест-ной детворе? — поинтересовался корреспондент «АВ».
— Если честно, таких задумок у нас не было, — признался Нагымжан Алдияров. — Снег, вывезенный с проезжей части, смешан с песком. Использовать его для зимних горок нельзя. Правда, в частном секторе снег чистый. Но мы не думали об этом.
По прогнозам синоптиков, почти весь январь ожидается снежным. Несмотря на обилие осадков, работники ЖКХ уверены, что справятся со стихией и не дадут городу утонуть в снегу.

Расслабляться рано: Впереди морозы

дорога-трасса_reswm

В ДЧС рассказали о том, как люди на дороге хамят спасателям и пытаются использовать их в качестве такси, и поделились случаями, имевшими место в эти дни в заснеженной степи. Например, о том, как трое чабанов спасли друг друга теплом своих тел.

Первые дни нового года для актюбинских ЧС-ников выдались нелегкими. Зачастую видимость на дорогах была нулевой, из-за чего на трассах образовывались заторы с колоннами в сотни автомобилей. При этом самой большой головной болью для спасателей стали южане, которые едут в наши края чуть ли не в сарафанах и шортах.
— Хотя то, что они одеты в легкую одежду, неудивительно. Им трудно представить, что у нас здесь зима, как в сказке, — рассказывает заместитель начальника ДЧС Актюбинской области Кайрат Касым.
Именно поэтому большая часть тех, кого спасатели размещали в пунктах обогрева, были как раз пассажиры с юга.
При этом люди  не только выезжают в дорогу неподготовленными сами, но зачастую не заботятся и о готовности автомобилей. По словам представителей ДЧС, далеко не редкостью было встретить на зимних дорогах и по-летнему обутый транспорт.
— А ведь достаточно такой неподготовленной машине остановиться, как за ней сразу выстраиваются  20-30 автомобилей. При этом снег, который до этого свободно перемещался через поверхность трассы, пересекая ее, начинает задерживаться. И таким образом тут же наметаются сугробы, которые потом  очень тяжело разгребать, так как снег быстро трамбуется. Я сам удивлялся: ломом еле ломаешь, комки легкие, но очень крепкие. А машина стоит как на постаменте, забиваясь снегом по самый низ, и не может тронуться с места. После того, как расчистим, цепляем машину к бульдозеру и начинаем тянуть. Но все равно мешает боковая стена снега, и машина буксует. Вытащить зачастую груженный сверх нормы прицеп не так просто. Приходится применять две-три машины, а значит перекрывается дорога. Из-за чего и образовывались скопления транспорта до ста автомашин, — рассказывает о сложностях работы спасателей Кайрат Касым.
И здесь настоящей проблемой становятся нервные водители, которые буквально бомбят операторов своими звонками: мол, когда, наконец, расчистят дорогу.
— Мы сделали анализ: наш штаб из 8 человек принял до полутора  тысячи звонков. Конечно, людей понять можно: у кого-то горит работа, срываются поставки, стоит бизнес. Ну, а если кому-то нужна конкретная помощь, например, и нужно срочно среагировать? А мы обязаны проверять каждый случай, о котором сообщили. При этом  люди  склонны что-то добавлять от себя, — возмущается представитель ДЧС.
В качестве примера приводится случай, который имел место возле поселка Басшили 9 января. На 112 позвонила женщина и сообщила, что застряла с тремя детьми на трассе в сугробе. Со слов звонившей выходило, что ей с детьми грозит чуть ли не смертельная опасность. Естественно, на вызов незамедлительно выехали.
Однако, когда спасатели прибыли к месту, то обнаружили следующую картину. Женщина на автомобиле отъехала недалеко от поселка, но, добравшись до большой дороги, обнаружила снежный занос. При этом ее автомобиль находился на абсолютно нормальной дороге.  Имея возможность вернуться и дождаться, пока трассу расчистят, мать троих детей предпочла вызвать сотрудников ДЧС. В результате спасателям пришлось оказывать услуги такси: они на руках перенесли детей, перевели мамашу через снежные заносы и были вынуждены сопровождать их дальше. А оставшийся на дороге автомобиль отогнали назад в поселок родные братья женщины. Ну, чем не служба такси? При этом, как говорят в ЧС, никакой срочной необходимости в этой поездке не было: женщина просто решила навестить маму.
Зачастую работникам чрезвычайной службы приходится сталкиваться и с настоящим хамством.
— Позвонил человек, который отвозил смену в Жанажол. Он был остановлен непогодой в Кандыагаше. При этом держал оператора 40 минут, нехорошо выражался и грозил уволить с должности. В общем, упражнялся в красноречии и красовался перед друзьями. А мы обязаны реагировать на каждый звонок, ведь ведется их запись. Наш сотрудник обязан вежливо вести беседу с любым человеком. Тяжело говорить с теми, кто ведет себя неадекватно. Хотелось бы таких людей призвать к совести, — сетует руководитель.
А особо настырным гражданам здесь напоминают об ответственности, которая предусмотрена за ложный вызов. Соответствующая статья имеется в Кодексе об административных правонарушениях. За это можно схлопотать штраф в 30 МРП, при повторном нарушении сумма увеличивается в два раза.
Кстати, по словам Кайрата Касыма, ложных вызовов поступает гораздо больше, чем тех, когда действительно нужна помощь специалистов. Их доля в общем количестве звонков 80 процентов. Но есть и такие вызовы, где действительно без помощи ДЧС все могло бы закончиться печально. Например, в эти дни была оказана помощь трем роженицам, к которым был доставлен профессиональный медик. Также из занесенных районов удалось транспортировать двух тяжелобольных, которых госпитализировали.
Два дня искали спасатели мужчину из Мартукского района, который, не доехав до своего села на такси из-за занесенной дороги, решил добраться пешком. Пройдя 12 километров, он оказался на территории России. И уже там, с обмороженными руками и ногами, попросил помощи.
По-настоящему удивил спасателей случай с тремя чабанами в степи в поисках скота. Заблудившись, опытные люди не растерялись. Они соединили свою верхнюю одежду при помощи пуговиц и сделали из нее укрытие под кустом. А затем забрались в него все трое. Убежище вскоре занесло снегом, но чабаны сохранили тепло, прижавшись друг к другу. Это помогло им спастись.
Потом, когда буран утих и опасность миновала, они вышли к населенному пункту и дали о себе знать. Этот случай также произошел в Мартукском районе.
Несмотря на то, что бураны утихли, в ДЧС советуют не терять бдительность, ведь впереди крещенские морозы.
— Если брать во внимание прогнозы синоптиков, то расслабляться еще рано. Поэтому призываем граждан внимательней относиться к смс-рассылкам о штормовых предупреждениях, которые наши операторы направляют посредством сотовой связи. И более адекватно готовиться к таким серьезным мероприятиям, как выезд в штормовую погоду, — предупреждают спасатели.
По данным ДЧС, с 1 января на территории области было спасено 222 человека. Речь идет о фактах, когда людям действительно угрожала опасность или обморожение.

Над Главной темой работали:
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Айжан ШАУКУЛОВА
Алиса МАРИНЕЦ.

Фото Максима ТОКАРЯ.

Колонка "Взгляд"