Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дорожное УЗИ

Применение инновационных технологий и материалов при проектировании и строительстве автомобильных дорог, а также внедрение цифровых технологий и систем управления дорожными активами обсудили в Актобе руководители областных управлений пассажирского транспорта и автодорог и подрядных организаций Западного Казахстана. Организатором актуального семинара выступили Актюбинское управление совместно с АО «КаздорНИИ».
— В каждом своем Послании Глава государства обязательно упоминает дорожную отрасль. Он прекрасно понимает важность автомобильных дорог в развитии экономики страны. В трудные девяностые, на заре независимости, первая скоростная дорога связала Астану и Алматы. Для успешного развития отрасли разработаны две госпрограммы, Стратегия, отдельно стоит упомянуть программу «Нұрлы жол», — отметил президент научно-исследовательского института Багдат Телтаев.
Далее он напомнил о том, что в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства поручил Правительству совместно с акимами областей предпринять меры по развитию транспортного сообщения больших городов с ближайшими населенными пунктами, что предполагает улучшение качества местных автодорог.
В Послании «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» для улучшения внутрирегиональной мобильности сказано о важности увеличения финансирования ремонта и реконструкции местной сети автодорог. Общий объем ежегодно выделяемых на это бюджетных средств следует довести в среднесрочной перспективе до 150 млрд тенге.

Институт дорог
В 1954 году началось освоение целины. В первые годы она давала хороший урожай, но из-за бездорожья постоянно терялась определенная часть большим трудом собранного зерна. Именно тогда стало ясно, что Казахстану нужны хорошие дороги. Для этого из разных уголков Союза сюда пригласили специалистов и создали в 1959 году филиал Всесоюзного дорожного НИИ.
И в следующем году Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт отметит свое 60-летие. Это единственная организация бывшего министерства автомобильных дорог Казахской ССР, которая до сих пор сохраняет статус государственного. Главная задача ученых — разработка новых методов проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в условиях республики.
В институте на сегодня работают 145 человек, из них сто — в головном офисе в Алматы, остальные — в Астане, единственном филиале для северного региона.
— Казалось бы, асфальтобетон. Давно изобретенный человечеством материал, но оказалось, что его надо постоянно совершенствовать, учитывая климатические, гидрологические, экономические условия, а также появление новейших материалов для транспортировки. За последнее десятилетие мы разработали более тридцати инновационных видов асфальтобетона, начиная с щебеночно-масличного. В 2006 году в Алматы проложили первый участок протяженностью 500 метров, а сегодня все дорожники в регионах активно используют этот материал, — продолжил Телтаев.
Он назвал материалы, повышающие качество температурной устойчивости, — это пористо-мастичный асфальтобетон (ПМА), сероасфальтобетон, резиноасфальтобетон, экологичный теплый асфальтобетон, долговечный дисперсно-армированный асфальтобетон с волокном FORTA, а также с полимерами PR FLEX, BUTONAL NS, ELVALOY. Разработаны тонкие слои асфальтобетона, есть недорогие составы, способные герметизировать микротрещины и прочие дефекты, тем самым продлевать срок службы дороги. Инновационные технологии цементнобетонных покрытий условно делятся на три категории: защитный слой, заделка швов, пропиточно-защитный состав.
— Рады сообщить, что с прошлого года казахстанские ученые начали активно разрабатывать нанобитумный материал, его основой служит местный, относительно дешевый каменный уголь. Первые результаты его опытного применения показали, что в последующем каменноугольный нанопорошок по своей стоимости и температурной устойчивости может вытеснить все завозимые из-за границы дорогие полимеробитумы, — сделал акцент руководитель института.
В прошлом году совместно с РГП «Институт проблем горения», корпорацией «ОН-Олжа» (Акмолинская область), ТОО «Разрез «Кузнецкий», а также совместно с Евразийским национальным университетом имени Гумилева был создан «Индустриально-научный технологический консорциум «ИНТК-1». На его базе будут разрабатываться энергоэффективные, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии по переработке многозольного угля и получению нанопорошковых материалов, используемых в качестве добавок к дорожным и строительным материалам.
— Одним из серьезных, главных участников проекта является лаборатория Кембриджского университета, в мировом научном мире она известна как кузница лауреатов Нобелевской премии. Эта лаборатория подписала с нами соглашение о том, что на базе Назарбаев университета будет создана крупнейшая исследовательская лаборатория. Одним из направлений ее деятельности станут фундаментальные исследования свойств использования угольных нанопорошков для повышения качества дорожного битума и асфальтобетона.
Почти 1 188 нормативных документов находятся в базе «Инфажол», они позволяют строить качественные автомобильные дороги не только республиканского, но и местного значения. Эта база постоянно обновляется и поддерживается в актуальном состоянии. Мы знаем, что должны обеспечить жесткий контроль качества.
— Как для других областей, так и для Актюбинской важна экономическая оценка стоимости работ. Нашим институтом разрабатывается «Сборник сметных норм и расценок на работы по среднему и текущему ремонту, содержанию и озеленению, диагностике и паспортизации автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них», — добавил, обращаясь к залу, ученый. И продолжил:
— В последние годы строительная отрасль при подсчете определения стоимости перешла на новый, так называемый, ресурсный метод. В прошлом году мы пересмотрели 348 расценок, на этот год запланированы 522 расценки. Руководитель местного дорожного управления обратил внимание на то, что не все виды работ охвачены данным сборником, что важно и для подрядчиков, — признал Багдат Телтаев.
Следующий вид деятельности института — это паспортизация и диагностика автодорог. По оценкам международных экспертов, оснащенность наших передвижных и стационарных лабораторий заслуживает высокой похвалы. Только в этом году приобретены 12 комплектов оборудования из Австралии, Европы и Америки.
С 2014 года институт обследовал 10 309 километров автодорог в десяти областях республики. К диагностике приступили в 2009 году, и на сегодня проведена работа по 13 693 км, в том числе обследовано 1 376 мостов.

СУДА придет сюда
Новшеством отрасли является создание системы управления дорожными активами (СУДА).
— Надлежащее управление активами — это комбинация управленческих, финансовых, экономических, инженерных и других знаний, применяемых к дорожным активам для получения необходимого уровня сервиса при эффективной стоимостной политике.
Астанинцы завершают создание электронной базы данных столичной дорожной сети, этот опыт в скором времени должны перенять и актюбинцы.
— Взяты на учет все светофоры, дорожные знаки, автобусные остановки. Информация об их техническом состоянии, когда последний раз проводился ремонт и т.д. заносится в базу данных, затем будет разработана модель прогноза срока службы всех элементов сети. Станет ясно, на когда нужно планировать следующий ремонт и в каком объеме. Дорожные управленцы, имея такую базу, будут заранее распределять финансовые и трудовые ресурсы, — объяснил новшество Телтаев.[divider]

Подопытная дорога
Багдат Телтаев в хорде семинара нашел время ответить на вопросы «АВ».
— При разработке новых технологий учитывается ли экологическая сторона, так как используется вторичный материал?
— Конечно. Мы уделяем внимание разработке новых технологий, направленных на снижение вредного воздействия на экологию. Именно за это «КаздорНИИ» удостоен международной премии «ЭкоВорд», мы разработали теплый асфальтобетон. При его изготовлении используются битум и каменный материал. При нагревании смеси до 180 градусов сгорают вредные вещества. Специальная добавка дает двойной эффект: экономический и огромный экологический, потому что впоследствии намного меньше будет выделяться вредных веществ по сравнению с обычным асфальтобетоном. Эффект колоссальный.
— У нас климат резко континентальный, что влияет на быструю изнашиваемость асфальтового покрытия дорог. Предполагаю, что есть новые технологии, которые еще не дошли до нашей области.
— Есть такие разработки, которые пока на столах ученых. В конце ноября будет выставка, где будут показаны некоторые наши достижения. У нас есть рецепты наноматериалов, рассчитанных на сильную жару и на сильный мороз. Кстати, если будете применять дешевый мамытский бурый уголь, тогда новый материал станет намного дешевле.
В ходе беседы выяснилось, что дорога Актобе — Болгарка условно разделена на три части, где применяется полимерный битум казахстанского, российского и китайского производства. В мае следующего года станет известен результат эксперимента.
Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"