Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дорожный прорыв

Послание Президента РК «Нұрлы жол — путь в будущее» — это знаковое событие для всех казахстанцев, в том числе для работников нашей отрасли, утверждают автодорожники области. И с ними нельзя не согласиться. Ведь, благодаря Посланию, сдвинулся с мертвой точки процесс реконструкции автодороги в атырауском направлении. Какие дороги отремонтированы, и сколько километров на территории региона еще предстоит привести в надлежащее состояние, об этом наша Главная тема.

 Американский урок

Как считает директор Актюбинского филиала АО «НК «Казавтожол» Баглан Баймагамбетов, Послание Президента РК — это большая программа. И она благополучно отразится не только на автодорожной отрасли, но и на железнодорожном, авиационном транспорте, а также на составляющих их подразделениях. По его мнению, из Великой депрессии 30-х годов прошлого века президент США вытащил страну именно за счет дорожного строительства.

— Возможно, этот исторический факт стал примером для нашего Казахстана, — говорит Баглан Баймагамбетов. — Глава государства и во время первого этапа кризиса, в 2007-2009 годы, акцентировал внимание на строительстве дорог, а сегодня назревает второй этап кризиса. Ведь санкции ЕС и США против РФ, не проходят бесследно. И триллион тенге, которые выделяет Правительство согласно Посланию Главы государства, на самом деле оживят нашу экономику и придадут большой импульс всем сферам деятельности.

— Что касается наших дорог, мы наглядно можем говорить людям о той глобальной перестройке, которая произошла в дорожной отрасли, — продолжает Баглан Баймагамбетов. — В 90-е годы она была в забвении, не было средств даже на содержание дорог. Сегодня выделяемые суммы на их развитие выросли в десятки раз. Если сейчас ежегодно на эти цели нам выделяют 1 миллиард 100 миллионов тенге, то 15 лет тому назад сумма была гораздо скромнее — около 100 миллионов тенге.

По его данным, 1 100 из 1 893 километра республиканских дорог, а это почти 60 процентов, соответствуют мировым стандартам. Возьмем хотя бы тот же МТК «Западная Европа–Западный Китай», детище Президента. После реконструкции люди забыли, что и у нас были участки, именуемые «дорогами смерти». Сегодня путник за 4 часа с комфортом добирается до отдаленного Иргиза. Помимо этого, в рамках мегапроекта мы получили Северный обход Актобе протяженностью 40 километров.

Кроме того, завершено строительство дороги от границы с ЗКО до границы с Кызылординской областью протяженностью почти 700 километров. Эта часть трассы Самара — Шымкент, которая проходит через территорию Актюбинской области, имеет высокую интенсивность движения. Совсем недавно были сданы последние 33 километра.

— Мы используем новейшую технологию покрытия дорог — из щебеночно-мастичного асфальта (ЩМА). Период его износа более продолжительный, чем простого асфальтобетона. В ближайшие 10-15 лет эта дорога никаких серьезных изменений не должна претерпеть, если не случится каких-нибудь форс-мажорных обстоятельств, — заверил директор Актюбинского филиала АО «НК «Казавтожол» Баглан Баймагамбетов.

 

От Орска до Маката

Проблемными у нас остаются дороги Актобе-Орск (127 км) и Актобе — Сагыз Атырауской области (319 км). Последняя является интенсивной и отличается нескончаемым потоком машин как в дневное, так и ночное время. К примеру, между Актобе и Кандыагашем сегодня ежесуточно проходят до 12-13 тысяч машин.

— Автодорогу 4-й технической категории, построенную в 60-е годы, за счет ремонтов довели до 3-й категории, но она уже морально и физически изжила все сроки эксплуатации, — говорит Баглан Баймагамбетов. — В целом ее можно считать аварийной. Не осталось ни одного участка, где можно ездить с комфортом, и каждая поездка по ней вызывает серьезное опасение. Помимо этого, неровность и узость полотна не позволяют проехать габаритным машинам.

По словам автодорожника, акиматом области вопрос поднимался неоднократно на уровне Министерства транспорта и коммуникаций, но лед тронулся только после Послания Президента. В итоге на следующий год выделяются деньги на проектирование дороги от российского Орска до Маката Атырауской области. Уже объявлен тендер на проектно-исследовательские работы, и на днях победитель определится.

— Если в этом году завершим проектно-исследовательские работы, то реконструкция дороги начнется с 2016 года, — пояснил Баглан Баймагамбетов. — Строительство грандиозное, потому что дорога проходит через такие большие населенные пункты, как Алга, Кандыагаш, Шубаркудук и Карауылкелды.

Собеседник не стал скрывать: при проектировании возникнут сложности, так как дорожники намерены обойти Бестамак и Алгу, а для этого необходимо найти оптимальные решения. В то же время надо сделать все для того, чтобы проект не был сильно дорогим. И тот факт, что на территории области вполне достаточно своих строительных материалов, внушает оптимизм. Запасы щебня, камня, песочно-гравийной смеси (ПГС), грунтов позволяют строить дороги любых стандартов и масштабов.

— Дорожники всей республики находятся в приподнятом настроении, так как в связи с активизацией строительства дорог тысячи людей найдут рабочие места. Появятся кемпинги, места отдыха, мастерские, где также будут трудоустроены тысячи людей. Все это окажет благотворное влияние на экономику нашей страны и области, — заключил Баглан Баймагамбетов.

Дороги в километрах

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Актюбинской области составляет 6 553,3 км, в том числе:
республиканского значения — 1 893,7 км,
областного — 1 057,2 км,
районного — 3 602,4 км.

 

Миллионы под асфальт

Совместно с Министерством национальной экономики в рамках реализации первого направления «Дорожной карты занятости-2020» согласовано 9 проектов капитального ремонта автомобильных дорог и мостовых сооружений сельских населенных пунктов области на общую сумму финансирования 825 миллионов тенге.

Составляющие автобана

Актюбинская область обладает всем необходимым запасом природных материалов для применения в дорожном строительстве. В настоящее время в области действуют свыше 30 карьеров, обеспечивающих качественными материалами дорожно-строительную отрасль. В 2011-2012 годы по программе ФИИР введены 2 асфальтобетонных завода и завод по производству активированного минерального порошка для асфальтобетонных смесей. В 2014 году с открытием казахстанского завода «Caspibitum» в Мангистауской области доля отечественных материалов в дорожных строительно-монтажных работах достигла 99,9 процента.

 

Километры комфорта

Все больше и больше средств выделяется на строительство и ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений. Об этом «АВ» рассказал руководитель областного управления пассажир-ского транспорта и автомобильных дорог Аскар Есжанов.

К примеру, если в 2011 году на развитие транспортной инфраструктуры были выделены около 4 миллиардов тенге, из которых 3,4 миллиарда из местной казны, то в прошлом году эта сумма почти удвоилась. Всего же с 2011 по 2013 годы на развитие и ремонт местной сети автомобильных дорог, в том числе и города Актобе, выделено 18,5 миллиарда тенге.

— За этот период капитальным и средним ремонтом были охвачены 112,4 километра дорог областного и районного значения, отремонтированы 4 моста, и впервые за последние 30 лет произведен ремонт 40 улиц районных центров общей протяженностью 73 километра, — сообщил Аскар Есжанов.

Что же касается 2014 года, то на развитие транспортной инфраструктуры местной сети дорог было выделено 9,2 миллиарда тенге, в том числе 8,7 миллиарда из областного бюджета. На эти средства капитальный и средний ремонт был проведен на 48 километрах автодорог.

Несмотря на это, на сегодня только 47 процентов автодорог областного значения находятся в удовлетворительном состоянии. В области ежегодно проводится капитальный или средний ремонт 45-60 километров дорог, но, по словам руководителя управления, в идеале надо ремонтировать минимум 100-160 километров.

— Тогда мы могли бы спустя 8-10 лет, может, даже через 15 лет выйти на нормальный уровень, — признается Аскар Есжанов. — Но все упирается в средства, ведь дорожная отрасль является очень затратной. К примеру, на дороге в Уил уже появляются мелкие трещины в основании. Если сейчас там не сделать средний ремонт, то через год мы потеряем эту дорогу, и придется снова просить средства на капремонт, а это уже миллиарды тенге. Поэтому на следующий год планируем заняться этой дорогой, чтобы она прослужила минимум еще 5-6 лет.

Руководитель управления автодорог и пассажирского транспорта в беседе подчеркнул, что большое внимание при проектировании уделяется конструкции дорожной одежды и новым технологиям. Так, с прошлого года при капремонте, кроме ЩМА, применяется геосинтетический материал. Этот вид дорожного покрытия зарекомендовал себя с положительной стороны, и теперь планируется его дальнейшее применение на дорогах города. Важно также отметить, что в регионе достаточно крупных подрядных организаций, которые строят и республиканские дороги. Они обладают необходимыми средствами — людскими ресурсами, техникой, специалистами, карьерами, которые позволяют им в полной мере выполнять все намеченные планы.

В области строятся дороги 4-й и 5-й технических категорий с грузоподъемностью до 10 тонн на ось. Стоимость 1 километра дороги областного значения оценивается в 40-60 миллионов тенге.

— 60 миллионов тенге — это максимум. В числе таких — дорога, ведущая на Кенкияк. Учитывая нефтеносность района, там ее сделали по международному стандарту — 13 тонн на ось, — уточнил Аскар Есжанов.

 

 

Что сделано

Шубаркудук-Уил-Кобда-Соль-Илецк

В течение двух лет за счет местного бюджета реконструируются 40 километров дороги из Кобды в Жиренкопу. Пока отремонтировали 13 километров, оставшуюся часть намерены завершить к 2016 году. Полностью работы закончатся к 2020 году.

— Все зависит от финансирования, — сетует руководитель управления.

Участок от Шубаркудука начали строить в 2008-2009 годы, но, оценив интенсивность движения, средства перекинули на другие направления. А дорогу в сторону Жиренкопы, по словам Аскара Есжанова, можно реализовать и по другой программе. Республиканский бюджет, в свою очередь, может выделить деньги на развитие туристического маршрута. Ведь здесь расположен мемориальный комплекс Кобыланды батыра, и многие гости, да и местные жители, постоянно ездят сюда для поклонения. Усилиями областного акимата в 2013 году здесь открыли пункт перехода через границу с Россией. Это для местного населения удобнее, чем ехать через Актобе и Мартук. Еще одним плюсом на данном направлении является то, что при планировании развития транспортной инфраструктуры в приоритете трассы, обеспечивающие транспортную доступность в рамках развития Актюбинской агломерации.

 

Теренсай-Ушкатты

В Ушкатты тоже в прошлом году открыли пункт перехода, поэтому дорогу до него отнесли к разряду важных проектов. Из 50 километров осталось проложить еще 10. Затраты оцениваются в 500 миллионов тенге. В областном управлении надеются на помощь республиканского бюджета.

Помимо этого, в прошлом году был построен путепровод в районе рельсобалочного завода протяженностью 800 метров стоимостью 937 миллионов тенге.

 

 

Планы на 2015 год

От кольцевой до Сазды

В следующем году будет отремонтирована дорога от кольцевой в 12 микрорайоне до поселка Сазды (14,5 километра). Это участок проекта Актобе-Болгарка-Шубаркудук. Как отметил Аскар Есжанов, в районе скотного и авторынков капремонт дороги не проводился в течение 10 лет, в результате она потеряла свои технические свойства, из-за этого идет сужение проезжей части.

 

Подъезд к селу Иргиз

Из 22 километров дороги от райцентра Иргиз до международной трассы 11 являются дорогой республиканского значения, другая половина — местного.

— Ремонт 5 километров дороги мы сделали, остальные 6 километров летом за счет текущего ремонта доведем до логического завершения, — сообщил ранее Баглан Баймагамбетов.

По словам же Аскара Есжанова, местная компания «Атом БГ», выигравшая тендер, летом привезла из КНР и смонтировала рядом с райцентром асфальтобетонный завод.

— У фирмы были проблемы по лизингу с банком, поэтому часть денег мы перевели на 2015 год, — пояснил руководитель областного управления.

 

Южный обход Актобе

Дорога областного значения начинается от поворота трассы Самара-Шымкент в районе областной больницы до путепровода на 41-м разъезде с выходом на атырауское направление. Дорога второй категории, но грузоподъемностью 13 тонн на ось, она будет связывать республиканские трассы. Протяженность — 21,5 километра. Проект общей стоимостью 4 миллиарда тенге защищен в Астане и получил положительное заключение экспертов. Конкурс на строительство выиграл консорциум «РКДС» с «КТП». (Напомним, во время открытия дороги в сторону Кобды месяц назад подрядная организация «РусКазДорСервис» продемонстрировала 700 метров новой трассы, проложенный за ее счет). На следующий год ожидается поступление транша в размере 500 миллионов тенге, дополнительно намерены помочь и из местного бюджета. Проект находится на контроле акима области. С вводом Южного обхода транспортный поток через областной центр заметно разгрузится.

Кстати, в перспективных планах закольцевать еще один участок, от той же трассы Самара-Шымкент до МТК «Западная Европа-Западный Китай». Но это будет уже новая дорога.

 

Требуют ремонта

Дорога на Бадамшу (28 километров), которая сделана в 2004 году ТОО «КТП», местами разрушается. Но, несмотря на все недостатки, она сейчас интенсивно эксплуатируется. Ведь это ближайший выезд на орское направление. Разработан проект автодороги Хромтау-Бадамша.

Над Главной темой работал Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"