Экологично и экономично

В Актобе АО «КазТрансГаз» заправляет автотранспорт метаном.
Первая автомобильная газонаполнительная компрессорная станция появилась на проспекте Санкибай батыра. Она создавалась в течение пяти месяцев в рамках меморандума, заключенного в 2015 году между акиматом Актюбинской области и компанией «КазТрансГаз». Компримированный природный газ подается на станцию под большим давлением, что предполагает ряд существенных преимуществ в сравнении с консервативным видом заправки авто.
— Два очевидных фактора. Первое — экологичность метана, его соответствие стандартам Евро-5, а в ближайшем будущем и Евро-6 при должной настройке газового оборудования. Второе — экономия. По цене в три раза дешевле дизельного топлива и в два раза — бензина. Актюбинским водителям метан обойдется в 60 тенге. Важно и то, что он менее взрывоопасен, так как гораздо легче воздуха и быстрее улетучивается, — перечислил главные достоинства нового объекта генеральный директор «КазТрансГаза» Арман Касенов.

— Подписанный ранее меморандум предусматривал перевод автотранспорта Актобе на качественное и дешевое топливо — газ. Акционерное общество на собственные средства, а это 500 миллионов тенге, построило станцию, для чего мы выделили в хорошем месте земельный участок и обеспечили первых потребителей. Здесь не будет очередей, так как запасов газа достаточно, — подчеркнул, в свою очередь, аким города Ильяс Испанов во время церемонии открытия нового объекта.
Обе стороны отметили якорную привязку АГНСК. В Актобе первым клиентом АГНКС стало ТОО «Пассажирское автотранспортное предприятие». Для северных областей страны важна и температура кристаллизации метана, она составляет минус 183 градуса. Ну а для всех потребителей — невозможность манипуляций с октановым числом и воровства газового топлива.
В этот же день был подписан еще один меморандум, на этот раз между ТОО «Табыс Актобе» и «БРК-лизинг», по которому в течение первого квартала для государственного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие города Актобе» будут приобретены 70 автобусов «Ankai» для городских маршрутов и еще 10 — для школ областного центра. Есть надежда, что следом подтянется и конкурент на рынке обслуживания горожан — ТОО «Автопарк». Круг потребителей позволяет значительно расширить пересекающий область транзитный коридор Западная Европа — Западный Китай. В сутки одна станция может наполнять 400 автомобилей и автобусов. В 2020 году в регионе будет построено еще шесть АГНСК.
Новая станция имеет большое казахстанское содержание. По трубам сюда поступает жанажольский газ. К строительству был привлечен Актюбинский завод металлоконструкций. Плюс обеспечивается поставка автобусов из отечественного «Сарыаркаавтопром». В ближайшей перспективе появятся сервисные компании для переоборудования автотранспорта под газобаллоны. Все это подразумевает и создание новых рабочих мест.
— Таких станций на сегодня по республике насчитывается 15, ими за семь лет реализовано 200 миллионов кубических метров природного газа, замещено 150 тысяч тонн дизельного топлива, в том числе около 6 тысяч тонн импортированных. Сэкономлено 12 миллиардов тенге на разнице стоимости топлива. Надеемся, что данный проект станет опорным пунктом и для заправки междугородного и международного транспорта. Уже газифицированы маршруты между Актобе и Орском, Оренбургом, — отметил Арман Касенов.
Анализ показывает большую перспективу газонаполнительных компрессорных станций. На сегодня газифицированы всего полтора процента казахстанского автотранспорта. Вклад газовиков в реализацию Концепции республики по переходу к зеленой экономике очевиден. Есть все предпосылки для того, чтобы в течение десяти лет можно было довести сеть АГНСК до ста.
Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА