Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Ер Едыге похоронен в Байганинском районе

022_reswm
Карта русских военных 1869 года
img_0421_reswm
Памятник Едыге, поставленный в Нукусе

Эпос «Едыге» — это драгоценное наследие наших предков времен Золотой Орды, оставленное потомкам как завет. Он вошел в золотой фольклорный фонд тюркских народов. В его исследование внесли огромную лепту академики Алькей Маргулан, Каныш Сатпаев, Виктор Жирмунский, а также Шокан Уалиханов.

Главные герои эпоса, известные в мировой истории личности, — Едыге, Токтамыс, Хромой Тимур, Нураддин, поэтому произведение имеет особый колорит. К примеру, Токтамыс хан восемнадцать лет восседал на троне Золотой Орды, которая правила половиной мира, двадцать лет этот трон принадлежал Едыге и, наконец, Хромой Тимур, оставшийся в истории своими деяниями.
Мы не должны забывать, что в период колонизаторской политики России историю Золотой Орды оценивали негативно. Это, несомненно, сказалось и на том, что эпос «Едыге» был недоступен для всестороннего изучения. Сохранились исторические документы, которые в основном описывали крупные события, а связи между Едыге, Токтамысом и Хромым Тимуром были окутаны тайной.
Известно около 50 вариантов этого историко-героического эпоса. У всех на устах такие слова: «Был удалой Едыге, он заботился о своей земле». Да, Едыге был любимцем народа. В годы независимости у
тюркских народов появились две кандидатские и две докторские диссертации, посвященные исследованию этого героического эпоса. Вышли монографии.
Эпос «Едыге» сумели сохранить разные народы. К слову, татары имеют 12 его вариантов. Они настолько почитают это произведение, что автору, который перевел эпос на русский язык, сразу присвоили звание «Заслуженный работник культуры Татарстана».
Каракалпаки в 2001 провели международную конференцию, посвященную Едыге. В ней приняли участие известные ученые Японии и Германии. В Нукусе ему установлен памятник. Российские ногаи, насчитывающие всего 70 тысяч человек, торжественно отметили 600-летие этого древнего памятника устного народного творчества. И только отмалчиваемся мы, казахи, хотя наша история напрямую связана с Едыге и с одноименным эпосом…
Главный герой эпоса Едыге – реальная историческая личность. Он дважды спас наши народы от полного уничтожения. Воспользовавшись трудностями начального периода Золотой Орды, известный литовский предводитель, князь Витовт, в 1399 году объединил силы Литвы, Польши, западных русских князей и рыцарей Тевтонского ордена и вошел на земли Орды.
12 августа 1399 года Едыге, благодаря своему полководческому дару, наголову разбил врага в районе Борсыкты. Так был защищен
тюркский народ. «Такого сражения не видали ни Чингисхан, ни Бату», — писал русский историк Николай Карамзин в «Истории государства Российского».
Но главная заслуга Едыге в том, что он спас наши народы от Хромого Тимура. Не будь его, возможно, тюркские народы были бы стерты с лица земли. Как пишут историки того периода, придя к власти, он собрал в Орде 200 тысяч воинов и держал их постоянно, опасаясь похода Хромого Тимура. И тот не решился идти на Золотую Орду.
По этому поводу европейский историк Г. Клавихе написал так: «…Один, служивший Тамурбеку по имени Едегуй, заметив, что между татарами начались несогласия, сговорился с ними, что пойдет на Тамурбека и против всех тех, кто будет (их врагами). И они сделали его сеньором, а он восстал против Тамурбека и стал искать случая убить его; (тогда) и его земли, и Тамурбека перешли бы к нему и стали бы его (владениями). У этого Едегуя постоянно имеется в Орде более 200 000 всадников».
Едыге — представитель казахской земли. Утверждать такое есть все основания. В Байганинском районе нашей области есть местность с названием «Едігенің жалы» (Гребень Едыге). В десяти километрах от него (Гребня Едыге), близ реки Сагиз, находятся могилы отца и матери Едыге. В междуречье Ногайты и Сагиза есть местность с названием Едыге.
Он погиб на территории нынешнего Мартукского района в 1420 году, когда хан Кадырберды, поддержанный западными недругами, вошел на его земли с большими силами.
В историко-героическом эпосе «Едыге» подтверждается все вышесказанное. В варианте эпоса, который оставил нам знаменитый жырау Кияс, говорится, что Хромой Тимур спрашивает мальчика Нураддина, который в поисках Едыге оказался на его земле:
— Откуда ты пришел?
— Я издалека, туда три месяца пути, там пустынная земля. Моя земля у рек Каргалы, Елека, Кенсая, — был его ответ.
Эти реки протекают по территории нашей области. Могила самого Едыге находится на территории Байганинского района. Она отмечена на картах 1869, 1904, 1950 и 1983 годов.
Живущие на территории Актюбинской области Каракойлы Табынцы, представители родов Назар, Шурен, Жекей — это потомки Едыге. Потомки рода Тилеу-Кабак считают Едыге своим дальним предком. Тилеу батыр, Котибар батыр, Монке би, Асау и Барак, более близкие к нам братья Жубановы — все они прямые потомки Едыге.
Любимого правителя народа Ер Едыге, восседавшего на троне Золотой Орды 20 лет, многое связывает с актюбинской землей. Об этом не раз писали исследователи и в газете «Ақтөбе».
Один из известных ученых, собравший по крупицам культурное достояние народа и оставивший нам бесценные исследования о нашем прошлом, — Жусип Копеев. Вот что он писал о месте захоронения Едыге: «Меня не хороните здесь, а поставьте только камень. Если Нуралы жив, он найдет место моего захоронения, как лошадь, которая всегда придет к месту своей привязи».
Копеев аргументирует доводы по поводу того, что Едыге не был похоронен на Улытау: «На Улытау был оставлен аманат (залог). Могила его в Кумкенте, около любимого им Шашты Азиза. «Устоялось мнение, что его могила на Улытау, ведь там установлен кулпытас. Однако кулпытас был установлен в 2007 году нашими современниками.  Никто не хочет брать во внимание аргументы Жусипа Копеева, утверждающего, что могила Едыге не на Улытау».
Известный ученый средневековья Кадыргали бек Жалайыр пишет, что Едыге погиб в междуречье Елека (Илека) и Средней Бурти.
«Крымский хан Кадырберды переправился с войском через Итиль (Волгу), напал на земли Золотой Орды. …Едыге был ранен. Получил ранение и Кадырберды. Обе стороны схватились насмерть. Ичкили улы Хасан держал за повод коня Едыге. Он передал Кадырберды весть о том, где находится раненый Едыге. Тот прискакал со своими воинами и убил его. Однако и сам Кадырберды хан через несколько дней умер от тяжелых ран».
Автор уточняет: «В это время Кадырберды хан и Едыге начали бой. Там есть река Елек, которая вливает свои воды в Жайык. Выше нее текут три Бурти. Сражение произошло на Средней Бурте».
Таким образом, автор черным по белому написал, где происходило сражение, кто предал Едыге и кто его убил. Еще он уточняет: Едыге погиб в 63 года. Эта информация не идет вразрез с документами арабского историка аль Айни, жившего до Жалайыра, и академика Виктора Жирмунского. Напротив, они дополняют друг друга.
Поэтому было бы ошибочно считать, что тело Едыге повезли хоронить за тридевять земель, к подножию Улытау, где покоится прах Шашты Азиза. Это обстоятельство вызывает большое сомнение.
Когда мы исследовали старые документы, нам попалась карта российских военных, составленная в 1869 году. На ней были слова «Могила Едыге». Из этого следует, что она находится на территории нынешнего Байганинского района между местечком Баршакум и станцией Сагиз. Выше — могила Туркебая (на карте — Дюркабай).
Об этих могилах знал переехавший из Баршакума аксакал Буйимбай Жумин. Не основываясь на свидетельстве только одного человека, мы разыскали баршакумца Есенболды, который слывет знатоком этих мест. Он рассказал о могиле Туркебая и Едыге обстоятельно.  Объяснил, что Едыге жил в давние времена, был батыром и бием.
Это же в 2010 году подтвердили и аксакалы из аула Копа Ыгылман и Олжабай.  Их рассказы более правдоподобны и логически объясняют, что тело Едыге, погибшего на Средней Бурте, вполне могло быть захоронено в этих местах. Тем более что мать и отец Едыге похоронены на территории  современного Байганинского района. Такова была традиция кочевников: хоронить детей около родителей. Некогда высокий мазар обрушился и превратился в небольшой холмик.
Конечно, одна карта для науки — не веское основание, поэтому мы обратились за помощью к алматинским историкам Берику Толепову и Асету Темиргалиеву.
Когда мы вручили им кирпич бурого цвета, предположительно с могилы Едыге, ученые, не задумываясь, сказали, что образец относится к XV веку. Даже без замера кирпича они привели его размеры: длина бурого кирпича — 250 миллиметров, высота – 50; красного – 250, ширина – 120, высота – 65; белого – длина 250, ширина — 120 и высота — 88 миллиметров. Это стандарты средневековых кирпичей. И состав их, сказали они, соответствует стандартам того времени.
Археолог Ракым Бекназаров утверждает, что русские картографы отметили могилу Едыге на секретных картах не для нас – для себя. Так что можно смело утверждать, что могила Едыге находится в нашей области.

%d0%bc%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%bb%d0%b0-%d0%b5%d0%b4%d1%8b%d0%b3%d0%b5_reswm
Жубаназар АСАНОВ,
доктор филологических наук

Колонка "Взгляд"