Формула спасения

Зима – самая жаркая пора для дорожников, которые отвечают за беспрепятственный проезд по всем автотрассам. Несмотря на то, что половина календарной зимы прожита, погода благоприятствует. Но впереди два самых опасных буранных месяца.
О состоянии готовности к всевозможным эксцессам на дорогах – наша Главная тема.

Сохрани в своем мобильном
Телефоны круглосуточной диспетчерской службы РГП «Казахавтодор»по Актюбинской области: 8 777-554-32-07, 8 (7132) 54-46-42.

Цифровое слежение
Общая протяженность автодорог в регионе составляет 6 946 километров. По словам руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аязбая Усмангалиева, в зимний период на обслуживании более 5 тысяч километров автодорог областного и районного значения задействовано 38 предприятий, в активе которых 266 единиц техники. Имеется необходимый запас противогололедных инертных материалов — 2 500 тонн, создан резерв дизельного топлива объемом 500 тонн. Для оперативного реагирования на ухудшение погодных условий с 1 декабря организовано дежурство.
– Вся спецтехника на автодороге снабжена системой GPS-навигатор, что позволяет отслеживать их работу из офиса. Также подрядные организации через своих диспетчеров в обязательном порядке предоставляют нам фотоотчет из мест дислокации с помощью мессенджеров. Без него (фотоотчета) мы их работу не принимаем и не оплачиваем, – заверяет Аязбай Усмангалиев, демонстрируя работу дорожников на электронной карте. – Мы и в дальнейшем будем цифровизировать нашу деятельность, и в перспективе на дорогах могут появиться видеокамеры или же датчики.
Кстати, конкурсные процедуры на содержание и текущий ремонт автодорог проводятся каждые три года. К концу этого года пройдет очередной конкурс с привлечением большого количества подрядчиков. Из года в год их число растет, так как на содержание дорог выделяются немалые денежные средства. К примеру, на этот год на текущий ремонт и содержание дорог областного значения выделен 741 миллион тенге.
– При объявлении тендера в первую очередь требуем наличие необходимой специализированной техники. И осенний осмотр вместе с ЧС-никами проводится именно для этой цели, – пояснил руководитель управления.
По его словам, на каждом участке автодороги установлены панно с указанием координат подрядной организации и сотовых телефонов мастера, обслуживающего данный участок. Водители или путники могут напрямую выйти на них. В случае невыполнения ими своих обязанностей можно позвонить в управление по телефонам:
(7132) 55-76-32 или 54-45-97.
– За все время мы дали несколько жестких предписаний подрядчикам.правда, до расторжения контрактов дело не доходило. В целом подрядчики стараются, – говорит Усмангалиев.

Одной цифрой:
Свыше 16 тысяч тонн противогололедных материалов и смесей заготовлено дорожными службами области.

Непрезентабельный, но надежный
Как сообщил руководитель управления автодорог и пассажирского транспорта, на особо заносимых снегом участках Донское – Бадамша – Актобе – Орск, Актобе – Болгарка – Шубаркудук и Покровка – Темир – Кенкияк – Эмба произведена установка искусственных снегозадерживающих устройств общей протяженностью 12 000 метров. Переносные щиты изготавливаются из досок и вязаного тальника, которые весной складируются в каждом районе.
– На вид они непрезентабельные, но главное то, что оказывают немалую помощь в снегозадержании, – говорит Аязбай Усмангалиев.
По его словам, есть и стационарные железобетонные щиты, но они дорогостоящие, поэтому их в основном ставят на республиканских дорогах. Широко применяется еще один способ снегозадержания – создание вдоль дорог снежных валов. На опасных участках, где крутые повороты, спуски или подъемы, заранее заготовлен песок (ПГМ) с указанием на табличке «Құм». Это на тот случай, чтобы водитель, если застрял на дороге, не ждал, пока прибудет помощь, а самостоятельно пользовался песком.
– В целом пока зима нам помогает. Тьфу-тьфу! До сегодняшнего дня экстремальных случаев не зарегистрировано, – констатирует Аязбай Усмангалиев. – Надо отметить в этом деле заслугу сельских и районных акимов, которые держат ситуацию на контроле. Все они чувствуют ответственность, и мы работаем с ними в тесном контакте. Кстати, при необходимости помогали и будем помогать дорогам районного значения. Ситуация с зимним содержанием автомобильных дорог на особом контроле и у главы региона, который требует не допускать ограничений движения транспорта. Впереди самые тяжелые два месяца, февраль и март, надеемся, что выйдем из зимы без эксцессов.

Плюс 250 тонн соли
На содержании эксплуатационной службы находится 1 676 километров автодорог республиканского значения. Как сообщил директор филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Марат Махамбетов, для предотвращения ЧС в зимний период заготовлено 7 900 тонн противогололедных материалов, 3 900 тонн пескосоляной смеси, 600 тонн соли, 268 тонн дизельного топлива. Для зимнего содержания эксплуатационная служба располагает 86 единицами снегоочистительной техники.
– Дополнительно закупили 250 тонн соли, которая на данный момент завозится из Аральска. Часть заранее заготовленных 600 тонн соли была израсходована во время недавнего гололеда. По нашим нормативам добавляем 8 процентов соли при изготовлении пескосоляной смеси, которую разбрасываем с помощью комбинированной дорожной машины (КДМ), – рассказывает Марат Махамбетов.
По его словам, с начала зимы автодороги республиканского значения закрывались 15 раз в общей сложности на 90 часов.
– Ограничению движения послужили погодные условия на территориях ЗКО и Кызылординской областей. К примеру, в Западном Казахстане прошел сильный дождь, повлекший гололед, в результате Уральск закрыл дороги по всем направлениям. Три раза на 28 часов закрывали дорогу кызыл­ординцы из-за сильного тумана. Последний раз буквально на днях, 5 января, к 12 часам вновь была закрыта трасса от Кобды в уральском направлении. От Актобе до Кобды был беспрепятственный проезд, а далее в районе Жымпиты, на территории ЗКО, скопились машины. Потому мы вынуждены были не выпускать транспорт, чтобы не увеличивать затор. Решили – лучше путникам сидеть в тепле, чем мерзнуть в машинах в степи. Дорогу открыли после 16 часов, после того, как получили сообщение, что обстановка стабилизировалась, – комментирует ситуацию директор филиала.
За этот период экстренная помощь не оказывалась, за исключением случая, когда в середине декабря дорожники с ЧС-никами выехали в сторону Карабутака. Недалеко от поселка сломался автобус с гражданами Узбекистана, который двигался в Россию.
– Хотели эвакуировать людей в близлежащий Карабутак, но они отказались. Ограничились тем, что подвезли им дизельное топливо и питание. Вскоре к ним приехал другой автобус, и мы, убедившись, что они благополучно тронулись в путь, вернулись, – говорит Марат Махамбетов. – Мелкие случаи не фиксируем, хотя у нас круглосуточно дежурят патрульные машины. К примеру, наша КДМ взяла на буксир фуру на подъеме возле Косестека. Таких историй не перечесть. Дороги на сегодня открыты по всем направлениям.
На всех 17 дорожно-эксплуатационных участках «Казахавтодора»
обустроены пункты обогрева, где насчитывается 79 койко-мест. Пункты обогрева расположены в каждом районе и крупных населенных пунктах. Кроме того, на загородных дорогах имеется 74 объекта дорожного сервиса, которые также служат обогревательными пунктами в периоды чрезвычайных ситуаций. Правда, данные объекты сервиса принимают людей на коммерческих условиях, на платной основе.

Сравнению не поддается
Между тем директор филиала АО «НК «КазАвтоЖол» сетует на нехватку дорожной техники.
– Многие критики в социальных сетях сравнивают нас с Россией. Мы с соседями сотрудничаем и в непогоду работаем сообща, но никак не конкурируем по оснащенности. К примеру, на 100 км федеральной дороги по российским меркам приходится 10 КДМ, что дает возможность чистить дорогу даже во время снегопада. У нас же – две машины на такой же промежуток, на сегодня обеспеченность составляет один КДМ на 90 км. По нормативу должно быть 130 единиц техники, в наличии имеется 78. Из них 55 машин служат более 10 лет, – констатирует факты Марат Махамбетов.
По его данным, мы уступаем россиянам и в выделении денежных средств на обслуживание республиканских и международных сетей автодорог. У нас на эти цели предусмотрено 2 миллиарда тенге, из них на зимнее содержание – 450 миллионов тенге. В той же соседней Оренбургской области протяженность федеральных дорог 1 777 км, на сезон направляется 11 миллиардов тенге.
Для решения вопроса, по словам Марата Махамбетова, национальная компания АО «КазАвтоЖол» в этом году намерено продать РГП «Казахавтодор». В числе требований к инвестору – приобретение 300 единиц новой техники. При распределении по регионам в Актюбинскую область должно прибыть 20 единиц новой спецтехники.

Не дремлют и в областном центре
Своевременной очисткой улиц, объездных автодорог города Актобе занимаются 15 спецпредприятий, в которых задействовано более 250 единиц спецтехники. Для борьбы с гололедом заготовлено 1 000 тонн пескосоляной смеси и 700 тонн соли. В состоянии постоянной готовности находится 17 единиц пес­коразбрасывателей. Также организовано круглосуточное дежурство спецтехники и ответственных лиц.

Кстати
Максимально загруженными являются автодороги республиканского значения, которые обслуживает Актюбинский филиал РГП «Казахавтодор».
На дороге имеется 65 снегозаносимых участков.

ЧС предупреждает

Как не замерзнуть в пути

Если сильная пурга застала вас в дороге, непогоду желательно переждать в ближайшем населенном пункте. В машине имейте запас продуктов, термос с горячим чаем, телефон с заряженной батареей, запас топлива, а также не пренебрегайте лишней одеждой.
При остановке в сильный буран:
– разверните машину капотом на ветер;
– периодически выходите из автомобиля и разгребайте снег;
– следите, чтобы выхлопная труба не забивалась снегом;
– периодически прогревайте автомобиль, экономя топливо;
– при наличии нескольких автомобилей лучше всего использовать один автомобиль в качестве укрытия;
– установите яркое полотно (материал), что облегчит поиски вашего местонахождения.

Помните! У машины есть как минимум пять колес, считая запасное, которые неплохо горят в любую погоду.

Как правильно отогреваться

Если вы пришли домой замерзшим, отогревайтесь постепенно. Выпейте горячий чай с медом, корицей, бадьяном. Специи способствуют улучшению кровообращения, а значит, ускоряют согревание. Согреваться нужно не только вовнутрь, но и снаружи. Если вы чувствуете, что у вас сильно замерзли руки или ноги, опустите их в воду. Начинать надо с воды температурой 20 градусов, постепенно, в течение 10-20 минут, повышая ее до температуры 40 градусов. Параллельно можно легко массировать, разминать замерзшие части тела. Если сразу подействовать на кожу горячей водой, могут возникнуть очень неприятные покалывания в коже, а если не следить за уровнем температуры, можно даже заработать ожог – после мороза у кожи может быть снижена чувствительность. После водных процедур можно смазать кожу согревающим кремом.

Чего нельзя делать в сильные морозы

Употреблять алкоголь. После кратковременного ощущения тепла ощущение холода резко усиливается. Это связано с особенностями действия алкоголя — он вначале расширяет сосуды, а затем сужает их.
Использовать увлажняющие кремы. Вода, которая в них содержится, на морозе начинает замерзать и разрывать кожные волокна изнутри. Увлажненная кожа обмораживается очень быстро. Используйте жирный крем, создающий необходимую плотную пленку, защищающую кожные покровы.
Активно заниматься спортом. Большие нагрузки в холодное время года могут стать причиной возникновения проблем с сердечно-сосудистой системой даже у здоровых людей.
Курить на улице. Холодный воздух и табачный дым – короткий путь к спазму сосудов и травмам дыхательных путей. Также курение на морозе разрушает зубную эмаль.

Над Главной темой работал Абат КАРАТАЕВ