Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Фронтовые мелодии

Чем дальше  уходит время, тем больше стихи, поэмы и песни, аписанные в годы Великой Отечественной войны, приобретают вес окументальности. Ведь в них запечатлены чувства и переживания современников великих событий в истории  человечества.

Свой «Марш веселых ребят» поэт Василий Лебедев-Кумач написал еще в 1934 году. Есть там вещий куплет:

И если враг нашу радость

живую

Отнять захочет в упорном                                   бою,

Тогда мы песню споем боевую

И встанем грудью

за Родину свою!

И когда гитлеровская Германия, покорив Польшу за 27 дней, Данию — за 24 часа, Норвегию — за 23 дня, Голландию — за 5, Бельгию — за 18, Францию — за 39, Югославию — за 12, Грецию — за 21 день, Крит — за 11, многократно усилив свою боевую мощь за счет побежденных народов, 22 июня 1941 года напала на Советский Союз, весь мир ожидал такого же скорого конца социалистической державы. Но Страна Советов сумела сплотить народы на борьбу с врагом. В мобилизационной готовности были не только Вооруженные Силы, но и весь народ. Поколение ровесников Октября было политически, морально и психологически готово к защите Отечества. Сотни писателей и поэтов пошли на фронт. Многие принимали непосредственное участие в боевых действиях войск. С оружием в руках защищали родину.

Поэты в первую очередь сражались тем оружием, которое дала им природа — словом.

…Кто из людей старшего поколения не помнит строки песни:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,

Идет война народная,

Священная война!

…Шестьдесят девять лет прошло с тех пор, как эта песня прозвучала впервые, но и сейчас, слыша ее, переживаешь чувство торжественной решимости, почти самоотречения, которое знакомо всем ветеранам Отечественной войны. Родина для советских людей была матерью, опорой и святыней, ради нее и шла священная война, так она воспринималась советским народом.

Эти священные слова о священной войне были опубликованы через два дня после начала войны в центральных газетах «Известия» и «Красная звезда», а уже 27 июня на Белорусском вокзале столицы Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии (музыку написал А. Александров) провожал под эту песню эшелон бойцов на передовую.

«Песня — фронту»  — этот девиз подхватили все советские композиторы, с первых дней войны стремившиеся внести свою посильную лепту в борьбу с врагом. Героические и лирические, шуточные и сатирические, они как самый чуткий барометр отражали и положение дел на фронте, и весь ход войны, и настроение советских людей. В первые дни и месяцы с начала войны тема прощания и скорого возвращения с победой занимает центральное место. Общий настрой выразил в те дни короткометражный фильм «Возвращайся с победой», в которой прозвучала песня Т. Хренникова на слова Ф. Кравченко «Прощание».

Поэт М. Лисянский и композитор И. Дунаевский написали еще одну дивную песню «Моя Москва». Помните ее слова: «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…»?

А кто не помнит партизанскую песню «Шумел сурово Брянский лес»? Осенью 1942 года партизаны отправили в штаб Брянского фронта радиограмму такого содержания: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать и у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». На просьбу первыми откликнулись поэт А. Софронов и композитор С. Кац. Как видите, истории создания песен военных лет не менее интересны, чем сами песни.

Поводом к написанию песни
Б. Мокроусова на стихи А. Жарова «Заветный камень» о последних легендарных защитниках Севастополя послужил газетный очерк.

Огромной любовью у фронтовиков пользовались лирические песни, воспевающие верность любимых. Кто из фронтовиков не помнит «Огонек» М. Никоненко на слова М. Исаковского, «В землянке» К. Листова на слова А. Суркова, «Темную ночь» Н. Богословского на слова Б. Агатова? В сознание многих последняя песня вошла в исполнении Марка Бернеса. «Соловьи» В. Соловьева-Седова и А. Фатьянова тоже пели на фронте и в тылу.

На войне нужны были разнообразные вдохновляющие песни, в том числе и шуточные, озорные. До сих пор стоит собраться за чашкой чая нескольким ветеранам, как звучат искрометные «На солнечной поляночке», «Ничего не говорила» и другие песни.

Если первые поэтические отклики на военные события носили главным образом лирико-публицистический характер, то уже с накоплением конкретного опыта широкое распространение получают сюжетные стихи, баллады, а потом и поэмы героического содержания.

Почти во всех произведениях национальной литературы был возрожден и широко использован свойственный устно-поэтической традиции мотив заклинания, наказа, благословления. Именно в этом жанре для всей необъятной страны советской прозвучали стихи  Жамбыла: «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!». Эти строки опубликовали в газете «Ленинградская правда» шестого сентября 1941 года, за два дня до начала блокады, длившейся 900 дней и ночей. Было в ту пору нашему прославленному акыну за 95 лет.

«Без слез и чувства сильного волнения не могли мы читать это послание, — рассказывал потом участник обороны Ленинграда, писатель Всеволод Вишневский. — Мы ощутили, что это письмо так же ценно, как подход сильного резерва. Народ Казахстана слал нам свой братский привет, любовь и дружбу, и мы шли в бой, удвоив силы».

Ветеранов войны остается все меньше и меньше. Но след, который они оставили в душах людей, не сотрется никогда. Этот День Победы, пропахший порохом, со слезами на глазах, ковали не только те, кто сражался на передовой. Общую победу добыли и фронт, и тыл, и «ранние журавли» — подростки, и мастера слова, молодые и старые. Эти слова тоже били по врагу не меньше, чем легендарные «катюши».

Екатерина ТЮЛЕПБЕРГЕНОВА

Последний налет

Михаил Кожемякин родился в Мартуке, закончил перед войной авиационное училище. Участвовал в финской войне 1939-40 годов, затем в Великой Отечественной. Он участник крупной Сандомирской операции, которая была проведена в последний день второй мировой войны.

8 мая 1945 года Михаил Кожемякин сделал свой последний боевой вылет. Он был 122-м по счету. Смелые боевые действия майора Кожемякина способствовали успешному наступлению первого Украинского фронта. За сто с лишним вылетов он уничтожил десятки железнодорожных составов, станций, в большом количестве живую силу противника. За Сандомирскую операцию Михаил Кожемякин удостоен высокого звания Героя Советского Союза, награжден двумя высшими наградами Родины — орденами Ленина.

После войны закончил военную академию Генерального штаба. Жил в Москве.

Колонка "Взгляд"