Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Грусть и надежда

Вы никогда не задумывались над тем, что предметы мебели или стены домов могут обладать аурой, создавать микромир, влекущий своей статичностью, прямотой и эстетикой созерцания? Художник Куаныш Базаргалиев обрел известность благодаря серии живописных работ «Столы и стулья». Его супруга Сауле Сулейменова синтезирует фотографии городских стен и живопись, обнажая реалии современности. Выставка алматинцев «Қуаныштың саулесі», открывшаяся в музее искусств, пронизана лучами радости с налетом легкой грусти.

Почему грусти?
— Я считаю себя художником грусти, — признается наш известный земляк  Куаныш Базаргалиев, — многие рисуют радость, а мне больше по нраву настроение печали, сквозь которое сквозит надежда.
Мы подходим к картине «Мать и сын» из серии «Столы и стулья». На переднем плане – стол с яблоками и стул. Далее — степь, цветущая весенним разноцветьем. А где-то на горизонте — едва различимые силуэты женщины и ребенка. Глядя на них, почему-то хочется плакать. Так неприкаянно и одиноко смотрятся они на сине-зеленом фоне.
— Такой степи нет в Алматы, это актюбинские, родные просторы, я рисовал их, скучая по детству, по родине, — признается автор.
История картины «Тима и Даша» тоже нерадостна. Двое сидят за накрытым столом. Пепельные лучи солнца  ниспадают на их уединение.
— В первоначальном варианте она была цветная, много желтого, красного, зеленого. А потом узнал шокирующее известие: наши друзья Тима и Даша расстаются. Мне пришлось зачернить готовую работу. Оставил лишь фон – белый, как символ их прежней любви, все остальное – словно угли на пепелище, — рассказывает Куаныш.
Интересна техника рисунка. Он объясняет, что старается найти уникальный язык живописи, забыв все, чему его учили, выбирает детский стиль. А рельеф рисунка создается штрихами акрила — слой за слоем.
Любимая работа художника также из серии «Столы и стулья». В ней автору удается совместить прежнюю тему с новой.
— Видите на заднем фоне линии? Они накладываются одна на другую, пересекаются, наслаиваются. Я долго бился над этой техникой, а тут, на огромном холсте – метр на два, так органично совместились стол, стулья и эти линии, — объясняет Куаныш, указывая на постер.
Эта работа сейчас находится в Лондоне, в аукционном доме «Кристис».
Всего в Актобе Куаныш привез 7 живописных работ и 9 постеров. На каждой – столы и стулья: под светом лампы, как место допроса («Я посвятил ее годам репрессий»), с надписью по-английски: «Я не знаю. Я не помню. Я все забыл» (об ошибках молодости) и т.д.
— Я понял, что сложные вещи – эмоции, чувства, мысли — можно передать через простое, — поясняет  Куаныш Базаргалиев свое видение.
Работы Сауле Сулейменовой необычны тем, что фоном ее картин служат фотографии. Стены гаражей, домов, исчерченные граффити, исписанные детскими признаниями и ругательствами, обклеенные листками объявлений. И на этом буйстве городских фантазий – лица казахских апашек, стариков, детей. Кто просто стоит у стены, кто сидит, кто с велосипедом, кто  на лошади. «Казахская хроника», начиная от Жаяу Мусы до современности. Всего на выставке представлено 8 графических работ Сауле и 9 постеров.
Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"