Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Гуманизация

В целях реализации поставленных Главой государства задач 5 июля 2014 был принят новый Административный кодекс РК.
Не секрет, что, начиная с момента обретения Казахстаном Независимости, административное законодательство, регулирующее административно-деликатные правоотношения, оставалось на задворках юридической действительности и
являлось наследием советского времени, сохранив в себе карательно-репрессивный характер.
Введение в действие нового Кодекса  РК «Об административных правонарушениях», положения которого содержат ряд нововведений, направленных на гуманизацию административного законодательства, упрощения производства по делам об административных правонарушениях, исключение бюрократических процедур, загромождавших производство по делу, является одним из важнейших шагов по реформированию административного законодательства в целом.
В настоящее время как в СМИ, так и в социальных сетях широкое обсуждение получили прорабатываемые в рамках созданной рабочей группы Министерства юстиции совместно с государственными органами инициативы, направленные на повышение эффективности законодательства об административных правонарушениях.
Их основными направлениями являются дальнейшая гуманизация административно-деликатного законодательства, систематизирование административно-процессуальных норм, совершенствование отдельных административно-правовых и процессуальных институтов.
Существует большое количество мнений о соответствии нового Кодекса задачам, стоящим перед законодательством об административных правонарушениях, а также предъявляемым ему требованиям.
За последнее время самой обсуждаемой темой относительно вопросов дальнейшего совершенствования административного законодательства среди наших граждан явилась инициатива гуманизации административного законодательства и пути ее реализации.
В соответствии с нормами Кодекса задачами, стоящими перед административным законодательством, является охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления, охраняемых законом прав и интересов организаций от административных правонарушений, а также предупреждение их совершения.
Для осуществления этой задачи законодательство об административных правонарушениях устанавливает основания и принципы административной ответственности, определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, и виды взысканий, налагаемых за их совершение, а также какое административное взыскание каким государственным органом (должностным лицом) и в каком порядке может быть наложено на лицо, совершившее административное правонарушение.
Из публикаций в СМИ усматривается, что основным путем реализации задач по гуманизации административного законодательства является снижение размеров адмвзысканий как непосредственно путем внесения изменений в санкции статей административного Кодекса, так и путем расширения сферы действий институтов сокращенного производства.
Однако решение вопросов гуманизации административного законодательства путем снижения размеров адмвзысканий имеет другую сторону,  напрямую влияющую на воспитательную роль адм-взысканий, применяемых в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Несложный анализ судебной практики специализированного административного суда города Актобе о количестве поступивших и рассмотренных адмдел показал, что даже ныне существующие размеры адмштрафов, которые,  по мнению большинства наших граждан, являются непомерно большими, не в полной мере обеспечивают выполнение задач, стоящих перед административным законодательством, в части предупреждения совершения адмправонарушений.
В этой части наиболее приемлемым путем гуманизации административного законодательства, без ущерба его воспитательной составляющей, явилось бы расширение сферы применения альтернативных видов взысканий, что наряду с решением задач, связанных с гуманизацией административного законодательства, позволило бы индивидуализировать наказание.
Другим путем гуманизации административного законодательства видится выделение из ныне существующих составов адмправонарушений, деяний, имеющих меньшую степень общественной опасности и установлению по отношению к лицам, их совершивших, более мягких взысканий. К примеру, одним из основных видов правонарушений, рассматриваемых судьями, являются правонарушения, связанные с нарушением общественного порядка, выразившиеся в загрязнении мест общего пользования. Размер адмштрафа по делам, связанным с поведением наших граждан в общественных местах (основная масса прецедентов — это выброшенные окурки и кожура от семечек), установленный ч.1 статьи 434 КоАП РК,  составляет  10 МРП, или 21 210 тенге.
Между тем данной статьей аналогичное взыскание предусмотрено и  за нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц.
В данном случае следовало бы выделить из части 1 статьи 434 КоАП РК в отдельный состав деяния, связанные с загрязнением мест общего пользования, установив альтернативные виды взысканий в виде предупреждения или административного штрафа,  с отнесением данной категории дел к подведомственности органов внутренних дел.
Ермек МАХМЕТОВ,
судья специализированного административного суда
г. Актобе

Колонка "Взгляд"