Хитросплетения тарифов и кредитных историй

 

Из чего складываются тарифы на комуслуги? Как на этот процесс влияют злостные неплательщики? Что последних ждет в перспективе, когда все коммунальщики заключат договора с государственным кредитным бюро?
И что, собственно, такое ГКБ? Ответы на эти вопросы в нашей Главной теме.

Не подмочить репутацию
Кредитная история широко используется кредиторами для оценки кредитных рисков. Тем не менее только недавно люди начали понимать, как важно знать и сохранить свою кредитную историю.

Территория коммунальных услуг

Тарифные планы
Повышение тарифов на коммунальные услуги всегда негативно воспринимается как простыми людьми, так и бизнесменами. Причем в последнее время это происходит каждый год. Поставкой данных услуг являются компании, которые являются субъектами естественных монополий. Эта среда не является конкурентной, поэтому подпадает под регуляцию государства.
И все же тарифы растут. Это неизбежно из-за объективных причин, главной из которых является инфляция.
Понятное дело, что коммунальная услуга — это тот же товар, за который надо платить. Известно, что самые аккуратные плательщики — это пенсионеры, имеющие не самый высокий доход. А вот зачастую самые злостные неплательщики — это далеко не бедные люди со стабильным и высоким достатком. Вот тут и возникает вопрос, а не получается ли так, что именно добросовестные абоненты платят за себя и того парня?
«АВ» задал несколько вопросов по существу руководству АО «Акбулак», АО «Трансэнерго», АПФ АО «КазТрансГаз Аймақ» и ТОО «Актобеэнергоснаб».

Одной цифрой
Свыше 630 субъектов естественных монополий оказывают коммунальные услуги в Республике Казахстан.

Потому что без воды…
— Тарифы АО «Акбулак» складываются в первую очередь из затрат: материалы, ГСМ, электроэнергия, заработная плата, расходы на проведение ремонтных работ, административные расходы, амортизационные отчисления. Сюда же следует внести модернизацию, реконструкцию и обновление систем водоснабжения и водоотведения согласно реализуемой инвестиционной программе, — говорит вице-президент АО «Акбулак» по сбыту Тимур Бабанаев.
Кроме выплаты основного долга по кредиту, взятому у Европейского банка реконструкции и развития (около 4 миллиардов тенге), нужно еще платить проценты.
На вопрос о том, насколько дебиторская задолженность влияет на формирование тарифа, вице-президент акционерного общества ответил, что на плечи абонентов она никаким образом не ложится. Из-за злостных неплательщиков добросовестные абоненты платить больше не станут.
— Чтобы снизить дебиторскую задолженность, нами проводится соответствующая работа с должниками. Тарифы утверждает уполномоченный орган — областной департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей — после того, как мы подаем заявку с нашими расчетами. И там просто не допустят, чтобы мы покрывали чьи-то долги за чужой счет, — поясняет Тимур Бабанаев.
В водоснабжающей организации утверждены долгосрочные предельные тарифы на 2016-2020 годы.
С дебиторами, у которых задолженность не превышает 10 000 тенге, работают контролеры на участке. Если нет оплаты более двух месяцев, то должника могут отключить от водоснабжения. Если же сумма превышает 10 тысяч тенге, оплата не производится свыше двух месяцев или же на уведомления контролера абонент никак не реагирует, тогда задолженность взыскивается через суд. Причем все судебные издержки, включая работу юристов, тоже оплатит ответчик.
И еще. АО «Акбулак» заключило договор с государственным кредитным бюро о предоставлении в ГКБ кредитной информации (историй), касающейся их абонентов. Сюда же входят сведения и о дебиторской задолженности. В Законе Республики Казахстан «О естественных монополиях» это прописано. А что это такое, поясним несколько позже.
В настоящее время абонентами АО «Акбулак» являются 124 837 физических и 4 768 юридических лиц. Задолженность перед водоснабжающей организацией имеют около 10 тысяч абонентов.

Кстати
Акционерное общество «Государственное кредитное бюро» создано решением единственного учредителя № 1 от 7 августа 2012 года. ГКБ является специализированной некоммерческой организацией, 100% голосующих акций которой принадлежат Национальному банку Республики Казахстан.
Основными видами деятельности ГКБ являются формирование кредитных историй и предоставление кредитных отчетов.

В теплоте и не в обиде
— Наше предприятие производит тепловую энергию и имеет собственные котельные. Но АО «Трансэнерго» также покупает тепловую энергию у АО «Актобе ТЭЦ», которую по сетям транспортирует конечному потребителю. Основные статьи затрат — это материалы, заработная плата и услуги прочих организаций. К примеру, 60% тепловой энергии мы покупаем у «Актобе ТЭЦ». В материальные затраты входят расходы на текущий и капитальный ремонт. Это трубы, задвижки, манометры и тому подобное. Наши котельные потребляют природный газ, который мы тоже покупаем. Сюда же прибавьте расходы на воду и электроэнергию, — говорит начальник отдела экономики и планирования АО «Трансэнерго» Абыл Орынбасар.
В теплоснабжающей организации также утверждены долгосрочные предельные тарифы на 5 лет на 2016-2020 годы. Опять-таки с учетом инвестиционной программы, направленной на модернизацию материально-технической базы и тепловых сетей.
— Это сделано для того, чтобы не было резких скачков тарифов. Да, есть ежегодное повышение, утвержденное областным ДКРЕМ, ЗК и ПП. Мы их не пересматриваем в течение пяти лет. За одним, конечно, исключением. Есть такое понятие, как чрезвычайная регулирующая мера (ЧРМ). Стратегическим товаром для нас является тепловая энергия, поставляемая ТЭЦ. И если поставщик поднимает цену на нее, то в этом случае мы делаем перерасчет и подаем заявку в ДКРЕМ. Если наши расчеты в регулирующем ведомстве считают обоснованными, то новый тариф утверждается. Но это только в качестве ЧРМ. К слову, в прошлом году «Актобе ТЭЦ» цены повышало дважды, мы — лишь раз, — подчеркивает начальник отдела экономики и планирования.
Кстати, на инвестпрограмму кредит получен в ЕБРР (3,1 миллиарда тенге). Эти деньги предприятие должно вернуть кредитору с процентами в течение 10 лет. До 2028 включительно. Хотя кредитный договор подписан в 2015-м — предприятию на три года были предоставлены кредитные каникулы. Выплаты основного долга и процентов начнутся с декабря этого года.
По словам Абыла Орынбасара, дебиторская задолженность никак не влияет на формирование тарифов. Как и в АО «Акбулак», неплательщиков сначала предупреждают контролеры, ну а потом и до суда недалеко.
В настоящее время АО «Трансэнерго» готовит необходимые документы для получения заключения Национального банка РК, обязательного для заключения договора с государственным кредитным бюро.
Абонентами теплоснабжающего предприятия являются около 82 900 физических и чуть больше 3 000 юридических лиц. Дебиторская задолженность перед АО «Трансэнерго» — 32 миллиона тенге.

Да будет свет!
В ТОО «Актобеэнергоснаб» также проинформировали, что тариф согласован с областным ДКРЕМ. Он складывается из следующих составляющих:
— стоимость покупки электрической энергии — 64%;
— передача электроэнергии по сетям энергопередающих организаций — 32%;
— прочие технологически связанные услуги — 1,1%;
— снабженческая надбавка ТОО «Актобеэнергоснаб» — 2,9%.
Так что, как следует из официального ответа, дебиторская задолженность на формирование тарифа не влияет. При задолженности абоненту направляется письмо об урегулировании спора в досудебном порядке. При игнорировании законных требований ТОО подает на должника в суд.
Правда, об отключении потребителя от энергоснабжения в официальном письме почему-то ничего не сказано.
А вот на своем балансе энерго-снабжающая организация не имеет ни сетей, ни энергопередающих установок. Поэтому и никакой работы по модернизации сетей или материально-технической базы не проводит. Просто покупает и продает электроэнергию.
Общее число абонентов — 222 162, из них в Актобе — 110 354.
По итогам февраля дебиторская задолженность за фактически потребленную электроэнергию составляет 2,17 миллиарда тенге.
Но главная фишка в том, что ТОО «Актобеэнергоснаб» не является субъектом естественных монополий. Энергоснабжающее предприятие — субъект общественно значимого рынка. Следовательно, тариф на среднесрочный период (5 лет) не утверждается. Тариф согласовывается с ДКРЕМ по мере необходимости и в основном зависит от цен на электроэнергию энергопроизводящих организаций и тарифов на передачу электрической энергии.
Но сети и передающие установки находятся в ведении энергопередающей компании, которая обязана их модернизировать. А это в любом случае влияет на формирование тарифа.

На кухне синим цветком горит газ
Также не является субъектом естественных монополий и АО «КазТранс­Газ Аймақ». Как и энергоснабжающая организация, предприятие — субъект общественно значимого рынка.
Розничные цены реализации товарного газа формируются в зависимости от предельных цен оптовой реализации газа, тарифа на транспортировку товарного газа по газораспределительным системам и затрат на реализацию газа.
Но предельные цены оптовой реализации товарного газа утверждаются непосредственно Министерством энергетики РК по согласованию с Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК.
Эти цены устанавливаются ежегодно первого июля отдельно для каждой области, Астаны и Алматы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения регионов РК.
Из чего вытекает, что дебиторская задолженность никоим образом не влияет на формирование тарифов. Общая сумма задолженности за товарный газ составила 1,522 миллиарда тенге.
Но при утверждении предельных уровней тарифов и тарифных смет была предусмотрена реализация инвестиционной программы «Газификация, модернизация сетей, техническое перевооружение, обновление и создание новых активов Актюбинского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймақ» на 2015-2020 годы на сумму 21,85 миллиарда тенге.
Подведем краткое резюме. Влияет ли дебиторская задолженность на тариф поставщиков коммунальных услуг (включая электроэнергию и товарный газ)? Нет. Влияет ли на формирование тарифов осуществление инвестиционных программ по модернизации? Да.

От кредитного информбюро
Согласно Закону Республики Казахстан «О естественных монополиях» и Закону Республики Казахстан «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» закреплена обязанность субъектов естественных монополий (СЕМ) по предоставлению кредитной информации в кредитное бюро с государственным участием.
В целях реализации законодательных требований СЕМ необходимо заключить договор о предоставлении информации с АО «Государственное кредитное бюро» (ГКБ).
— Для того, чтобы войти в тридцатку развитых стран мира, руководством нашего государства была получена рекомендация от экспертов Всемирного банка. Есть такой рейтинг, как Doing Business (Деловая активность). Он разбит на ряд индикаторов. Один из них — получение кредитов. Этот индикатор, составной частью которого является предоставление информации в кредитные бюро страны по долгам за коммунальные услуги. После того, как были получены эти рекомендации, срочно подготовили закон и включили всех субъектов естественных монополий (СЕМ) в поставщики информации в кредитные бюро. Но в течение двух лет этот список был сокращен. В нем остались лишь СЕМ, оказывающие коммунальные услуги, — говорит главный специалист отдела поддержки клиентов управления развития и сопровождения базы данных кредитных историй ГКБ Георгий Матанюк.
Основная функция ГКБ — создание эталонной базы данных кредитных историй. То есть вся информация по кредитным историям граждан Казахстана, а также юридических лиц. Формируется кредитная история, которой могут пользоваться банки второго уровня (БВУ) и микрофинансовые организации (МФО).
Есть группа обязательных поставщиков информации, которая и формирует эту базу. В первую очередь это БВУ, МФО. Есть группа, куда входят СЕМ.
Хотя по закону СЕМ включили в обязательные поставщики информации с 1 января 2015 года, коммунальные предприятия не спешат заключать договоры. Они не считают это своей профильной деятельностью и не понимают, насколько это важно для государства. Но сейчас уже начинают применяться рычаги со стороны антимонопольного органа. Дело с мертвой точки сдвинулось. База данных в целом сформирована лишь в Алматы. В регионах пока слабовато.

Без права на ошибку
Вы спросите: «А к чему это все?». Дело в том, что если раньше кредитные истории формировались только лишь по информации БВУ и МФО, то теперь в этот пул будет входить информация о должниках за коммунальные услуги. Если раньше заемщик подмочил свою репутацию (кредитную историю) в одной финансовой организации, то в другой вряд ли ему выдадут кредит. Теперь же в перспективе и абонент коммунальных предприятий сильно испортит свою кредитную историю, если является злостным неплательщиком со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Более того, как вы знаете, сейчас граждане РК не могут покинуть территорию страны по решению суда за те ли иные долги перед государством, физическими лицами (в частности, за невыплату алиментов) и кредиторами. Повторюсь, только по решению суда. В более отдаленной перспективе вполне возможно, что должник за коммунальные услуги не сможет покинуть территорию нашей страны без решения суда.
Однако есть большая доля вероятности, что информация, предоставленная коммунальщиками в ГКБ по всем должникам, будет неподтвержденной. Допустим, БВУ получит кредитный отчет ГКБ и не выдаст кредит или ухудшит условия по выдаче займов тому или иному клиенту в связи с тем, что у него задолженность по коммунальным платежам. А тот сможет оспорить это дело в суде. Если таких случаев будет много, то создастся прецедент.
Почему велика вероятность возникновения таких случаев? Потому что при оформлении недвижимости новые собственники не всегда спешат проинформировать об этом поставщиков коммунальных услуг.
— Какой мы видим выход из такой ситуации? Должен быть создан некий государственный информационный хаб, куда, например, через ЦОН смогут обращаться те же коммунальщики в режиме «вопрос-ответ» и проводить сверку своей базы данных с государственной. В основном это касается физических лиц. Хотя бы две базы данных: физических лиц и регистр недвижимости. Необходимо быть уверенным, действительно ли человек, указанный в квитанции об оплате, то есть находящийся в базе данных поставщика коммунальных услуг, является собственником недвижимости. Может быть, там уже третье лицо проживает, — поясняет Георгий Матанюк.
По его словам, у многих поставщиков комуслуг есть системная проблема — они изначально не собирали информацию по ИИН потребителей, выставляя счета только по адресам. Им было все равно, кто там живет: есть адрес, есть сумма долга. А без подключения к государственным базам данных эту проблему не решить.

Над Главной темой работал Владимир БУРЬЯНОВ.
Коллаж Маншук ДЖАРМУХАМБЕТОВОЙ

Новости "АВ"