Новости Казахстана

Искусство спасет нас

Сегодня в погоне за материальными благами мы забываем о вещах, питающих наши души. В прошлом году областная филармония отмечала 70-летие, годом раньше семидесятилетний юбилей был у музыкальной школы № 1. В какое тяжелое время создавались эти учреждения! Людям даже в войну было дело до культуры! В далеких колхозах находили репрессированных музыкантов и привозили их в областной центр, чтобы дети обучались игре на фортепиано… Артисты филармонии в буран приезжали на ферму и при свете керосинки давали концерт. И никого это не смущало: люди принимали искусство без всяких условностей. А вот пример из конца 90-х.

Я собрала летом детвору и поехала с ними на концерт в филармонию. Была с нами и восьмилетняя гостья из Винницкой глубинки. Когда Куралай Бекжанова запела на итальянском языке, у нас с девочкой сложился диалог:
— На каком языке поет артист?
— На итальянском.
— А кто тут понимает итальянский?
Но незнание языка не убавило восторженных аплодисментов девочки. Тем-то и прекрасно искусство!
Многие помнят, как сгорел летом 1975-го наш драмтеатр. Актюбинцы думали, что постановки будут не скоро. Но актерам все нипочем, репертуар – на первом месте: спектакли шли без перебоев.
Сейчас объекты культуры предлагают горожанам такие программы! А уровень продажи билетов ниже, чем в 90-е. Что мы видим? В театр ходит одна и та же горстка людей, несмотря на профессиональные изыски актеров и режиссеров; в филармонии только заезжая попса может набрать чуть больше половины зала, хотя иные академические концерты можно посетить бесплатно. А ведь многие из актюбинских творческих коллективов имеют звания лауреатов, им аплодирует ближнее и дальнее зарубежье. И только случайно попав на концерт или спектакль, мои собеседники потом делятся: «А наши-то, оказывается..! А мы и не думали!».
Нынешний театральный сезон в русской труппе – пятидесятый. Понятно, что к юбилею актеры готовятся особо: премьеры с сюрпризами, приглашены интересные люди. «АВ» регулярно анонсирует театральные мероприятия, но наполняемость залов свидетельствует об отсутствии интереса у публики к академическому искусству, проверенному временем и выжившему во всех передрягах. А ведь тяга к прекрасному делает нас более жизнестойкими, спокойными, а главное – позитивными. Может, стоит над этим задуматься?