История праздника: как это было

Праздник Наурыз — один из самых древних на Земле. Уже более пяти тысяч лет он отмечается многими народами Передней и Средней Азии, а по некоторым данным, и восточными славянами как праздник весны и обновления природы.

Легенды и быль
Общеизвестно, что Навруз в переводе с фарси означает «Новый год, новый день» и символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.
Одни летописцы утверждают, что история самого древнего Нового года напрямую связана с нашими далекими предками — скифами, и началась она еще в 70-х годах VII века до н.э. Другие, что он был известен еще с дозороастрийских времен и его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI — IV века до н.э.) и Сасанидов (III-VII века н.э.) Навруз считался главным праздником.
По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта — днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март — Наурыз. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, набухают почки на деревьях, буйно прорастает зелень.
В далеком прошлом казахи называли Наурыз Великим днем улуса (народа). В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда — изобилие праздничных обычаев и атрибутов.

62 года забвения
Но история праздника не всегда была радостной, скорее всего, у него непростая судьба. В эпоху тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен. Произошло это в 1926 году.
Несмотря ни на что, в аулах и селениях его отмечали всегда («АВ» — «Мой первый Наурыз» от 21.03.2000 г., «Весна, я люблю тебя» 20.03. 2012 г.).
Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он начал праздноваться в 1988 году и сразу же получил широкий общественный резонанс и поддержку.

Возвращение
Кстати, на страницы «АВ» Наурыз возвращался, на мой взгляд, несколько робко. В марте 1989 года о празднике упоминается вскользь. В одном из номеров в рубрике «По просьбе читателей» редакция дает краткое пояснение о нем.
22 марта 1989 года праздник анонсируется на первой странице, но пишется о нем тоже немного на последней. В эти же дни публикуется статья Муапиха Баранкулова «Добро пожаловать, Наурыз!» из села Хлебодаровка.
В 1990 году о нем ни слова.
22 марта 1991-го Наурыз проливается на газетную площадь весенним дождем. Открывает газету интервью с зампредседателя горисполкома Санией Калдыгуловой «Праздник состоится в любую погоду». Научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Зияда Мукашева утверждает, что это «День светлых надежд»; зампредседателя правления областной организации общества «Қазақ тілі» Нуха Картбайулы призывает: «Забудьте обиды!».
Журналист «АВ» Рысты Алибекова передает атмосферу праздника в материале «И оживают краски степи», а замглавного редактора нашего издания Амантай Утегенов — в своем стихотворении «Я пыль с домбры смахну…С.
Через четыре дня, 26 марта, редакция выдает репортаж с первого городского праздника «Здравствуй, Наурыз!». И это не удивительно, потому как за семь дней до этого праздник получил
Официальное признание
15 марта 1991 года выходит в свет Указ Президента Казахской ССР «О народном празднике весны — Наурыз мейрамы». Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем — Наурыз мейрамы. С этого времени началось его широкое празднование по всей республике.
Кстати, через долгие 18 лет этот национальный праздник признают такие крупнейшие международные организации, как ЮНЕСКО и ООН, и победное, уверенное шествие Наурыза уже не остановить.
Ведь для миллионов казахстанцев он навсегда стал днем, с которого началась новейшая история страны. Эта вера и надежда в весну и обновление помогла гражданам республики строить свое государство — независимое, суверенное, многонациональное на фундаменте единства, согласия и толерантности. Об этом свидетельствуют и публикации «АВ» с 1991 по 2009 годы.

Весна, Счастье, Мир
24 марта 1992 года наша газета публикует подборку материалов о праздновании дня весеннего равноденствия под заголовком «Вот так бы жить нам каждый день!».
Ровно через год о празднике в репортаже «Наурыз приносит счастье» напишут Владимир Рыбак и тогда еще просто корреспондент Жубаныш Байгуринов. Через несколько лет он станет первым главным редактором-казахом областного издания.

Поздравление из Акмолы
24 марта 1998 года на 1-й полосе газеты будет опубликовано первое поздравление Главы государства народа Казахстана с Наурыз мейрамы из столицы РК — города Акмолы. В этом году наша Астана отмечает свое 20-летие.

Время миллениума
С нулевыми 2000-ми наступает новая эпоха праздника. Об этом 24 марта извещает Инесса Панкеева в материале «Теплом улыбок и сердец согретый приходит древний Наурыз». Сегодня Инесса Фадеева руководит пресс-службой ТНК «Казхром».
«Пусть счастье приносит Наурыз» — совместный труд в том же номере Жанат Гранатовой (Сисекеновой), Виктора Копистко, Валентины Усковой и
Е. Летова. Последний автор не кто иной, как Ельтай Давленов, который начинал свою карьеру в нашем издании.
Наурыз-2000 проходил в стране на фоне знакового события — 55-летия Победы в Великой Отечественной войне. В тот год Актобе отметил свое 130-летие, к которому приурочили открытие новой соборной мечети и памятника Нурпеису Байганину.

Бэби-бум
28 марта того же года первую страницу «АВ» украсил Указ Президента РК от 6 марта за № 348 Нурсултана Назарбаева о награждении многодетных матерей подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа».
Бэби-бум в нашей области начали 26 матерей, 11 из которых родили и воспитали более 10 детей, 15 — 8 и 9.
Для жителей страны, экономика которой только начинала отходить от бесконечных реформ и кризисов, это был первый сигнал о том, что новая жизнь, новый день наступил. Главным показателем стабильности и расцвета любого государства всегда был и остается рост рождаемости детей.
Сегодня детям, рожденным в год миллениума, 18 лет. Это люди не только нового поколения, это настоящие патриоты своей страны, впитавшие с молоком матери традиции и законы Казахстана, уверенно шагающего к своей высокой цели.
И не последняя роль в этом принадлежит Наурызу. Именно с ним к нам пришли новая эпоха и новое время, где все будут здравствовать в согласии с самими собой и людьми, которые их окружают. Ведь в день весеннего равноденствия — Великий день улуса — иначе быть не может.

ЮНЕСКО и ООН
В сентябре 2009 года Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза.

Мировая культивация
20 марта 2013 года Асия Нурпеисова берет интервью у известного ученого, доктора исторических наук, ныне работающего в АРГУ имени
К. Жубанова Рахыма Бекназарова. В материале «Когда день равен ночи» авторитетный историк предлагает Родине «культивировать Наурыз на мировом уровне» посредством своей этнической культуры.
На вопрос: почему мы встречаем Новый год два раза, ученый отвечает так:
— …мы открытое государство, строим демократическое общество, а значит, вольно или невольно будем воспринимать культуру извне и внутри страны. К сожалению, массовая культура, в целом глобализация довлеет, и в каких-то моментах мы проигрываем со своей этнической культурой…
…Наурыз — это, по существу, Новый год, определенный самой природой, а не человеком. В нем заложена актуальная проблема современности — единение и гармония человека с природой. Вот поэтому мы и должны научиться праздновать его с пользой для дела и для души, сделать его стимулятором новых идей и вдохновений.

Духовное обновление
Сказанное Рахымом Бекназаровым очень актуально сегодня. В стране реализуется программа «Рухани жаңғыру», направленная на модернизацию общественного сознания. Ее цель — сохранить и приумножить духовные и культурные ценности.
Духовная составляющая Наурыза очень важна. Именно она придает силу, веру, нерушимость и незыблемость всех основ мировых цивилизаций. А для нашего молодого государства в этом и кроется основа всех основ.
На протяжении столетий наши предки смогли сохранить уникальный экологически правильный уклад жизни, среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя их. И нам нужно продолжать национальные традиции, обогащая их современными трендами, чтобы не нарушить гармонию человека и природы.

Подшивки «АВ» листала Ляззат ЕГИБАЕВА

Фото из архива «АВ»