Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Качество питания

новое изображение4_reswm_1

Вступив в ряды Всемирной торговой организации, Казахстан получил ряд экономических преимуществ. Но есть и некоторые риски. На этот раз в своей Главной теме мы решили поговорить о качестве завозимого товара и призвать читателя задуматься, на что тратим свои кровные в бесконечных лабиринтах супермаркетов.

Хитрости и уловки супермаркетов

img_0824_reswm

Слово «мерчендайзинг» переводится как «искусство торговать». Если вы, войдя в супермаркет за молоком и хлебом, накупили полную корзину продуктов, не вините себя. Отдайте должное искусству мерчендайзера. Это он сделал все возможное, чтобы товар продавался быстрей и лучше.
В качестве эксперта по вопросам стимулирования и планирования сбыта товара мы выбрали опытного мерчендайзера одного из супермаркетов Актобе Нургуль, которая пожелала остаться неузнанной, чтобы не потерять работу. Не желая раскрывать все секреты профессии, она все же рассказала о некоторых уловках, ожидающих рядового покупателя в современных магазинах.
— Чем качественнее и грамотнее мерчендайзинг, тем большую прибыль получит компания. Как правило, поставляя продукцию в магазин, предприниматели следят за выставленностью своего товара на полках. Правильная его раскладка — это импульс к незапланированным, спонтанным покупкам. Движение покупательского потока просчитывается заранее с максимальной выгодой, — рассказывает специалист.
— Чтобы уберечься от желания купить что-нибудь между прочим или на всякий случай, запаситесь заранее составленным списком и определенной суммой денег, — советует Нургуль. Не ходите за продуктами на голодный желудок и не берите с собой маленьких детей.
— Обычно самые востребованные полки с ходовым товаром находятся в конце. Пока покупатель доберется до молока, он будет вынужден обойти весь лабиринт, разглядывая яркие, манящие упаковки, — продолжает специалист. — Супермаркеты заставляют пройти покупателя максимально большее расстояние, чтобы его корзина как можно быстрее наполнилась. В узких проходах, где нередко образуются пробки, вы поневоле задерживаетесь. И, пока стоите, можете случайно прихватить ненужную вам вещицу. Тем более, если в это время играет музыка, которая вас отвлекает и расслабляет. Чем шире так называемый «золотой треугольник»: вход — интересующий покупателя отдел — касса, тем больше безделушек окажется в корзине.
Как может заметить каждый побывавший в супермаркете, самые дорогие товары располагаются на первом плане, на уровне глаз. Кому охота тянуться вверх или нагибаться? Легче протянуть руку. Эксперты даже выяснили, что люди охотнее берут продукты с правых полок, чем с левых. Значит, справа и цены выше. Такие полки на языке мерчендайзинга называются золотыми. Это места раскрученных брендов, товары которых приносят большую прибыль. Еще один маркетинговый ход: размещение рядом товаров из разных групп, подразумевающих спонтанные покупки. Например: макароны и кетчуп, чай и конфеты и т.д.
— Иногда товар просто выложен в кучу в корзине. Человеку кажется, что он попал на распродажу. А если еще и имеется табличка о скидках или низкой цене, то сбыт товара обеспечен на 80 процентов.
Следует запомнить: на первое место выставляется товар с истекающим сроком годности. В каждодневной спешке человек не будет разглядывать этикетку и тем более не захочет копаться в глубине полок.
Рассмотрим тележки, которые много лет назад были маленькими и аккуратными. С каждым годом их размер увеличивается. Это уже не минимальный продуктовый набор среднестатистической семьи. Это домашний запас месяца на два-три.
— В последние годы появились тележки с сидением для ребенка или специальные машинки-тележки. Человеку это удобно, но и расточительно. Придя в супермаркет всей семьей, вы рискуете потратить намного больше, чем рассчитывали. Обратите внимание: детские игрушки на полках и вкусности у кассы расположены ниже, на уровне глаз ребенка. И попробуйте заставить его отойти от стеллажей. Поэтому, если есть такая возможность, оставляйте детей дома, отправляясь за покупками, — советует Нургуль.
— Бывает, что на товар с истекшим сроком хранения наклеивается новая этикетка. Будьте осторожны с выпечками и салатами в супермаркетах. Обычно они готовятся из просроченной продукции. Ароматы свежеиспеченного хлеба, ванили, кофе специально манят человека совершить покупку. Здесь срабатывает то самое правило о голодном желудке. Я лично никогда не покупаю фарш в магазинах, — делится Нургуль.
Акции — отдельная история. К примеру, бесплатная дегустация колбас, сыров. Отведав угощения, мы интуитивно стремимся отблагодарить «добрых» торговцев, покупая незапланированное. Так что пробники — это еще одна уловка. Жирно перечеркнутые старые цены, ярко выделенные новые; трюк с цифрой
0, 9999; лозунг «Спешите, количество ограничено!»; два товара по цене одного — и вы на крючке. Прежде чем купиться на такие маневры, хорошо подумайте: так ли уж нужна вам эта вещь? Имейте в виду: по сниженным ценам обычно продают лежалый или просроченный товар.
— Кассовая зона, где человек задерживается в очереди, располагает к импульсивным покупкам, — раскрывает еще один секрет актюбинка.
Здесь выставлены самые ненужные, мало того — бесполезные продукты и вещи.
Наверняка есть еще немало секретов, о которых должны бы знать потребители. Но Нургуль рассказала о самых распространенных. И напоследок порекомендовала: будьте бдительны, бережливы, думайте, прежде чем потянуться за тем или иным товаром.

 

Совет 1.
Выбирая продукты, обращайте внимание на производителя, срок годности, состав и цену, и только потом на красивую упаковку.

Совет 2.
Старайтесь не покупать полуфабрикаты вроде пельменей, вареников, фаршированных блинчиков и прочего. Купите килограмм мяса — получится чуть дороже, зато вы сможете приготовить полноценные блюда для всей семьи на два-три дня.

Совет 3.
Вместо дорогих и небезопасных для здоровья йогуртов лучше купить ряженку и кефир. Если добавить в них сахар, кусочки фруктов, получится ничуть не хуже, но намного дешевле.

 

Продукты — убийцы

нуржан сарсембаева_reswm

Что делать, чтобы Казахстан не превратился в продуктовую
помойку? Об этом и другом корреспонденту «Актюбинского
вестника» рассказала профессор, доктор ветеринарных наук
Нуржан Сарсембаева. 

Нуржан Сарсембаева представляла Казахстан в качестве модератора на форуме с участием глав Казахстана и России, который проходил летом в Сочи. Одной из главных тем встречи была продовольственная безопасность. В связи с вступлением Казахстана в ВТО данный вопрос приобретает особую актуальность. Для отечественных производителей это серьезное испытание, ведь ожидается, что в республику пойдет поток продукции из 135 стран-участниц ВТО. И тут важно, чтобы Казахстан не превратился в так называемую продуктовую помойку. Тем более что для беспокойства есть причины.
— Я посмотрела все данные по  Актюбинской области. Если взять ту же молочную продукцию, то вы ее не только производите, но и импортируете. По таким основным продуктам, как зерно, мясо, яйца вы самодостаточная область. Вам не нужно ничего завозить. Это, конечно, отрадно с точки зрения безопасности. Теперь главное, чтобы местные производители оказались конкурентоспособными и могли составить здоровую конкуренцию тем продуктам, которые хлынут в область извне, — говорит Нуржан Сарсембаева.
— Отечественные продукты все-таки натуральные, в отличие от тех, которые могут пойти потоком в республику. Значит, нам нечего бояться?  
— Мы проигрываем в том, что при ввозе в страну продуктов плохо проверяем их качество. Тут мы должны однозначно двигаться вперед. Наши методы давно устарели. Приведу маленький пример. У нас по СанПиНу регламентируются только несколько антибиотиков: пенициллин, тетрациклин и некоторые другие препараты этого ряда. А в мире насчитывается 1 500 их разновидностей и свыше
2 500 миксов этих разновидностей. Если при откорме животных используют другие антибиотики, мы их даже не будем определять. Посмотрим только на пестициды и еще на кое-что. И все. Мы не готовы к этому.
— Получается, не стоит надеяться, что государство огородит нас от опасной продукции? Тогда как может себя защитить сам покупатель?  
— Государство, конечно, будет ограждать. Но конкуренция… Люди привыкли смотреть на упаковку, особенно на ту, что радует глаз. Ассортимент будет широкий. Будут товары подешевле и покрасочней. Но ведь это говорит и о качестве: как, проделав такой путь с другого континента, из каких-то дальних стран, они оказываются дешевле наших продуктов? Следует задуматься: либо товар где-то лежал, либо он напичкан химией. Все это должно определяться в лабораториях. То есть должно улучшаться оснащение лабораторий, нужны кадры, которые были бы на «ты» с таким оборудованием.  К тому же в  нашем законодательстве по пищевой безопасности есть много недочетов. Например, образовательные функции у нас отдали технологам-переработчикам. А во всем мире пищевой  безопасностью занимаются ветеринарные факультеты университетов. И это правильно.  Взять, к примеру,  мороженое, которое мы часто едим.  Оно может быть хорошо упаковано, быть вкусным и сладким, но не безопасным с точки зрения микроорганизмов, которые передаются через молоко и сохраняются даже при низкой температуре. То есть вопрос качества сырья один из важных. Ведь имеется еще ряд болезней, которые передаются через молоко, мясо, яйца и даже через мед.
— Можете назвать заболевания, которыми сейчас страдают люди из-за несоблюдения пищевой безопасности?    
— Возьмем такое заболевание, как эхинококкоз. В Советском Союзе оно было редкостью. Сейчас же получило огромное распространение.  При этом возбудитель этого заболевания попадает  в организм человека только при несоблюдении санитарных норм при забое животных. Поэтому важно подтянуться в этом плане. Знать международные стандарты и то, как за продуктовой безопасностью следят в других странах. Например, в Японии. В этой стране, можно сказать, с завистью смотрят на Казахстан, потому что мы можем себя обеспечить продуктами на 70 процентов. А у них наоборот — 30 процентов они сами производят, а 70 завозят извне. При этом, если данные 70 процентов взять за сто, то 80 из них не проходят через границу Японии. Эти продукты возвращают назад как не соответствующие необходимым параметрам. Настолько сильные специалисты у них работают в лабораториях.
— И как тогда рядовому потребителю ориентироваться в этом изобилии товара?
— Прежде всего потребитель должен обращать внимание на этикетку, особенно если текст напечатан мелким шрифтом, требовать у торговой точки разъяснений, если информация написана неразборчиво. Или если есть непонятные иностранные слова. Мы должны поднимать свою потребительскую культуру. А она у нас еще оставляет желать лучшего. Не всегда задумываемся, что едим. Смотрю, например, как мама с детьми летом гуляет, а у детей в руках пирожные с яркими красными и зелеными цветочками. Но это же прямая угроза сальмонеллеза в том случае, если яйца не были предназначены для взбивания и не прошли тепловую обработку. Кто за этим следит? В результате ребенок останется с «лысым» кишечником. Навряд ли кондитеры обращали на это внимание: им принесли  яйца, они взбили  и покрыли краской. В жару это ест ребенок и, естественно, может легко заболеть. По идее, для маленьких детей мама должна готовить дома сама, ограничивать своего ребенка от таких покупных продуктов. И напитки лучше делать самим: просто домашний морс налить в красивую бутылочку, чтобы ребенок заинтересовался.
— Сейчас много говорят о различных гормональных заболеваниях, которые возникают из-за продуктов, которые мы едим. Действительно, ситуация настораживающая?  
— На форуме, где я была модератором от Казахстана, об этом много говорилось. Ректор Екатеринбургского университета высказал мнение, что сейчас продукты питания могут быть средством для уничтожения человечества. Тут и оружия не надо применять. Дело прежде всего в том, что если в продуктах имеются гормональные добавки, то они оказывают воздействие на репродуктивную функцию. Не случайно сейчас многие молодые страдают бесплодием. Когда они женятся, то уже со страхом ждут, будут ли у них детки или нет. Если в продукты добавляют гормоны, то у тех, кто их потребляет, идет дисбаланс гормональной системы. И человек, например, прибавляет в весе, хотя вроде бы следит за собой. При этом у нас нет возможности проверить продукт на содержание гормонов: такие исследования у нас просто не делают.

продукт_reswm

 

О культуре питания
новое изображение-1_reswm_1

Анар ДАРЖАНОВА, руководитель городского отдела предпринимательства:
— В преддверии вступления Казахстана в ВТО необходимо знать, каким требованиям и параметрам нужно соответствовать. Отечественный производитель должен иметь об этом представление, чтобы не потерять свою нишу и его продукцию не вытеснили с российского рынка. Товары должны соответствовать необходимым регламентам.
Но надо признать, что барьер безопасности у нас слабоват. Страна, которая не поставит заслон некачественным продуктам, действительно превратится в помойную яму. Тот, у кого стандарты слабее, проиграет. Надо брать пример с таких стран, как Япония, где защита продовольственной безопасности поставлена на высокий уровень.
Также мы должны знать, что едим. Сейчас немало заболеваний, причем и в благополучных семьях. Откуда берутся эти болезни? У нас большое количество детей с признаками ДЦП, и их становится больше. На мой взгляд, подобное возникает из-за потребления генно-модифицированных продуктов.

 

Импортный или отечественный?

Полина ЕРМОХИНА, директор Актюбинского филиала предприятия по производству напитков:
— На встрече с профессором Нуржан Сарсембаевой я узнала много интересного по линии ветеринарии, о чем  никогда не задумывалась.
Например, о выращивании тех же овощей с применением искусственных добавок. Конечно, я догадывалась, что не все благополучно. Но не думала, что они буквально напичканы ГМО, и натуральных продуктов практически не осталось.
Хотя еще теплится надежда, что казахстанские продукты, представленные на рынках Актобе, пока еще натуральные.
Отечественный производитель еще не научился применять новые технологии в этом направлении. Да и нет необходимости: у нас богатая земля, есть все возможности для поднятия сельскохозяйственной отрасли. Сложность для отечественного производителя в том, что сейчас приходится конкурировать с российской продукцией. Например, много напитков сегодня поставляется из России. А покупателям интересен импортный товар. Это, наверное, еще с советских времен осталось у людей, когда все импортное ценилось больше.
Хорошо то, что сейчас поддерживают отечественного производителя. И то, например, что в тех же супермаркетах написано, где находятся продукты, произведенные в Казахстане. Я вот лично всегда в первую очередь подхожу именно к этим полкам.

 

Над Главной темой работали
Гульсым НАЗАРБАЕВА
и Алиса МАРИНЕЦ

Колонка "Взгляд"