Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Как рождались «Алия», «Акбулак», или История создания знаменитых песен

бакир-тажибаев_reswm
Бакир Тажибаев, его супруга Сапаргуль Абызбаева и друг Абжал Аскаров. 1954 год

тажибаев_reswm15 мая исполнилось бы 90 лет нашему земляку, поэту, композитору, драматургу, певцу Бакиру Тажибаеву. Накануне этой даты его супруга Сапаргуль Абызбаева, которая прожила с ним 42 года, рассказала, как рождались его знаменитые песни.

Замуж в 15 лет
Хотя и Бакир, и я родились на актюбинской земле, познакомились мы в городе Жамбыл. На тот момент я была школьницей и жила у дяди, который работал в областном театре.
Выпускник актерского отделения Алма-Атинского художественно-театрального училища Бакир был направлен в Жамбыл и устраивался в театр артистом. Он быстро подружился с моим дядей и часто бывал дома. Первый раз я увидела его поющим. Когда мы поженились, мне было всего 15 лет. Бакир был старше меня на 10 лет. Но появились недруги, которые закатили скандал, что он женится на школьнице.
Бакир был членом компартии с 1947 года. Мы позвонили близкому родственнику Нурдаулету Кузенбаеву, работавшему в Шымкентском обкоме. Он посоветовал мне быстро приехать в Шымкент и устроил в местное педагогическое училище. Нам пришлось скрывать от новых знакомых, что мы женаты. Я была несовершеннолетней, потому решили избежать разного рода пересудов.
Несмотря на такие трудности, мы жили душа в душу. Не отчаивались и не придавали значения тому, что не имеем своего угла и часто меняем квартиры. Не только мы так жили, время было такое, но люди относились друг к другу уважительно.
В Шымкенте мы прожили пять лет. Хотели остаться, но оттуда нас «выжил» Тахауи Ахтанов. Он не уставал приглашать Бакира, который писал стихи, фельетоны, новеллы, в Алма-Ату. В итоге мы приехали в Алма-Ату в 1957 году. Здесь тоже продолжали кочевать с одного места на другое. Сейчас это кажется смешным, но иногда мы переезжали на телеге, запряженной ишаком. В арбу помещалось все наше имущество — небольшое количество посуды, постель и несколько мешков книг.
Своим жильем мы обзавелись только в 1970 году.

«Қызғыш құс» и «Батақтың Сарысы»
В Алма-Ате Бакир устроился заведующим литературным отделом театра оперы и балета имени Абая. Спустя время эту должность упразднили, и он стал директором Дома народного творчества. Правда, работа была не совсем удобной для него. Бакир работал по ночам, и трудно было являться в 9 часов на службу. Поэтому пришлось отказаться от должности. Так, с 1974 года он стал заниматься лишь творческой деятельностью.
В то время творческие люди получали за свои публикации и песни, передаваемые по радио, гонорары. Не скажу, что жили плохо. Было по-разному, но, несмотря на это, дом всегда был полон гостей. Сама проработала целых сорок лет в Министерстве социальной защиты.
После ужина садилась за печатную машинку. Тогда не было компьютеров, и до поздней ночи я печатала рукописи Бакира. Кстати, та машинка у меня хранится до сих пор, и, если будет возможность, я хочу отдать ее в музей на его родине…
Если для Бакира самое важное в его жизни было творчество, для меня важным было его настроение. Возможно, сказалось воспитание матери, которая неустанно твердила, что «если женщина не будет подчиняться мужу и не будет охранять его покой, то достатка в семье не будет. Всевышний создал мужчину выше женщины».
Никогда не противилась Бакиру, хотя нелегко было быть супругой творческого человека. Я должна была не ограничивать его свободу, создавать условия для его работы, уважать друзей, с которыми он делился своими впечатлениями, мыслями, новшествами. Я старалась выполнять все это. Своим удачным произведениям Бакир радовался, словно ребенок, с ним радовалась и я. До сих пор его успехи являются для меня самым главным вознаграждением в жизни.
У Бакира было много друзей-соратников. Говорят, что в Алма-Ате творческие люди делятся на жузы и роды. Это неправда! Настоящие люди искусства относились друг другу искренне, душевно. Горячо обсуждали новые произведения, дружили семьями, и я была свидетелем таких искренних отношений.
До сих пор скучаю по тем дням. Когда домой заходил Ахмет ага (Ахмет Жубанов), сразу же бежала ставить чайник. Вместе с Бакиром они любили беседовать за чашкой чая. Возможно, поводом для написания пьесы «Батақтың Сарысы» стали рассказы и исследования Ахмета ага. А поэт Саги (Саги Жиенбаев) любил, когда Бакир читал «Қызғыш құс» Махамбета. Просил, чтобы он читал снова и снова. Часто у нас гостили Нургиса Тлендиев, Абилахат Еспаев, Гафу Кайырбеков. Никого не сторонился Бакир и каждого любил как родного.

Внучку зовут Алия

 

На сцене — «Сердце матери»
11 мая областной драматический театр имени Т. Ахтанова поставил пьесу «Ана жүрегі», приурочив постановку ко дню рождения ее автора — Бакира Тажибаева
Данная пьеса в репертуаре театра с 2006 года. Режиссер — Даметкен Кусаинова. В главной роли — Шалкия Бахытжанова. Также в спектакле задействованы Айнагуль Ульмесекова, Майгуль Музбаева, Толагай Карасаев, Нурсултан Айткалиев и другие.

Как-то раз к нам зашел композитор Сейдолла Байтереков. Вместе с Бакиром они долго сидели возле пианино, бормоча и напевая какие-то мелодии. Позже я поняла, что так рождалась песня «Алия».
На самом деле, Алия является мне родственницей по материнской линии. Однажды дядя Алии Абубакир Молдагулов и моя мама сидели за дастарханом и говорили о ее героизме. Их рассказы сильно заинтересовали Бакира, и он по нескольку раз переспрашивал и уточнял какие-то детали у моей мамы и дяди Абубакира.
Слова к знаменитой песне были написаны после этих разговоров, а Сейдолла Байтереков пришел просить этот текст.
В 1977 году Роза Рымбаева с песней «Алия» выиграла международный конкурс эстрадных исполнителей «Золотой Орфей». До сих пор помню, как радовалась казахская общественность этой победе. Дочери единственного сына Жасулана мы дали имя Алия. С одной стороны, в честь  славной казахской девушки-героини, с другой — в честь дедушки.
У Бакира был творческий союз с Ескендиром Хасангалиевым, вдвоем они написали немало песен. Одна из них — «Бозторғай», написанная во время поездки в Жезказган. В командировке они сидели в гостинице и пили чай. Вдруг Бакир уставился в окно. Затем попросил посмотреть туда и Ескендира и спросил, что он видит. Ескендир глядел на прохожих, а Бакир указал ему на жаворонка, мерзнувшего на дереве. Сжалившись над птицей, они оставили форточку открытой в надежде, что жаворонок залетит в комнату. Птица не впорхнула, но родилась прекрасная песня, которая стала очень популярной.
Но самая знаменитая песня Бакира — «Ақбұлақ». Настолько она полюбилась людям своей гениальной простотой.
В этом мы убедились, когда побывали на родине Бакира при его жизни.
«Это — мой Ақбұлақ», — говорил он, не скрывая свою особую любовь к своей малой родине…
Первым песню «Ақбұлақ» исполнил Болат Сыбанов. Он был родом из Семипалатинска. Сам Бакир любил слушать «Ақбұлақ» в его исполнении. Ныне и его нет рядом с нами.
… Но песня не умирает. Слушая песни Бакира, особенно те, которые были посвящены мне, до сих пор кажется, что нахожусь там, в тех далеких прекрасных временах. Сейчас мне уже 80 лет. Живу в той же квартире, которую Бакир получил в 1970 году. Не могу оставить ее и те счастливые минуты, проведенные с Бакиром под этим шаныраком…

Записала Индира Утемис
Перевод Абата КАРАТАЕВА

Колонка "Взгляд"