Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Красота в деталях

Сразу три выставки, посвященные двухлетию программы «Рухани жаңғыру» и 150-летию Актобе, открылись в музее искусств. Своим творчеством с земляками делятся Кайрат Ногаев и Гульнур Аскарова, а в АРГУ имени К. Жубанова – мастер экслибриса Марзия Жаксыгарина.

Родное до боли
Для старшего преподавателя университета имени С. Баишева, члена Союза художников РК Кайрата Ногаева нынешняя выставка первая. Называется она «Возрождение начинается с национального искусства», цель – оживить национальных героев и напомнить землякам о животных из Красной книги.
На полотнах Кайрата Ногаева мы видим бахадура Жалантоса, батыров Байказака, Едиге, до боли родные актюбинцам пейзажи, а на стенах выставочного зала – имитации голов животных, альтернативные чучелам.
— Мой любимый жанр – графика. Пейзажи тоже люблю, — делится Кайрат Булатбаевич. – Только экслибрисов у меня примерно 50. Этому искусству меня в Актюбинском пединституте учили Марзия Жаксыгарина и Ануар Отеген-Тана. Рисую с трех лет, первым меня учил рисовать Сабыр Енсепов, художник, учитель рисования шалкарской школы имени Алиби Джангильдина.
Среди экслибрисов, выставленных в зале, есть и посвященный первому учителю рисования. К слову сказать, Кайрат Ногаев является участником многих республиканских и международных выставок, например, посвященной 100-летию Кудайбергена Жубанова (1999 год) или «Қазақстанның руханияты және мәдениеті» (2001 год). Его работы введены в каталог международной выставки экслибриса и графики художников Литвы, Мексики, Польши.
Всего представлено более 60 работ, увидеть которые можно до 20 апреля.

Сюрреализм в технике курак корпе
Для мастера прикладного искусства Гульнур Аскаровой нынешняя выставка тоже первая.
— Шью с десяти лет, крючком вяжу с восьми, — призналась Гульнур. – Как большинство казашек, училась у мамы (Лены Сахариевой – ред.), но имею и диплом учителя технологии.
На выставке представлены сырмаки, войлочные панно, женские сумки, исполненные в этностилистике, курак корпе. Привлекает внимание работа «Жетi ру», а чехлы в технике курак корпе поражают креативностью. В знак почтения к творчеству мамы Гульнур выставила и несколько работ Лены Сахариевой.
— Гульнур, есть ли разница между казахским курак корпе и столь модным пэчворком, пришедшим к нам с Запада?
— Я эту разницу нахожу только в звучании, а теоретически и практически это одно и то же. Из чего простой народ шил одеяла? Из лоскутков. Разница между пэчворком и курак корпе лишь в фактуре тканей, из остатков которой все выполнялось.
Выбор мастером орнамента для курак корпе не является традиционным: из лоскутных элементов созданы сюрреалистические темы. Впрочем, это надо увидеть.

Еще одно амплуа известной художницы
В рамках Недели науки в АРГУ имени К. Жубанова открылась персональная выставка профессора искусствоведения, члена Союза художников РК Марзии Жаксыгариной. Публика привыкла слышать это имя в связи с экслибрисом, но Марзия Жумашевна – художник разноплановый, в чем можно убедиться, посетив Дворец студентов до середины мая. На выставке представлены 53 работы разных лет – пейзажи, путевые заметки, иллюстрации к произведениям разных авторов.
Открыл выставку ректор вуза Бауржан Ердембеков, а ее гостями стали учащиеся детской школы искусств Каргалинского района, городского Дворца школьников, студенты АРГУ имени К. Жубанова.
— Дети из Бадамши, глядя на пейзажи маслом, сказали: «Все такое живое!». Это так дорого! – призналась Марзия Жумашевна. – Дети ведь никогда не обманывают. Пейзажи я рисовала в основном в родном Мартукском районе, в селе Степановка (ныне Курмансай – ред.), морские пейзажи в Актау, иллюстрации выполняла для учебников по заказу НИШ и издательства «Бiлiм», а путевые заметки сделаны в основном в ходе поездки в Германию. Есть и портреты 1991 года, но в целом представлены новые работы.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Вход на выставку свободный.

Колонка "Взгляд"