Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Кровь на асфальте

Согласно статистике в Казахстане ежегодно травмируются до 600 тысяч человек, почти четверть из них — дети. Анализ несчастных случаев показывает, что на первом месте — дорожный травматизм. Вот еще одна красноречивая цифра: в 2012 году по области в 121 ДТП погибли 6 детей, пострадали 122. С начала 2013 года в Актобе произошло 9 дорожных аварий с участием детей.

Горькая цена легкомыслия

…В День защиты детей в десятом часу вечера девочка одиннадцати лет погибла под колесами легкового автомобиля, которым управлял совершенно трезвый молодой человек.

…Поздним вечером молодой мужчина с племянником возвращался на машине из гостей. Малыш сидел сзади один, специального кресла для перевозки детей в салоне не было. На повороте одна из дверей открылась, мальчик выпал на дорогу и погиб под колесами едущего следом транспорта.

…Малыш, оказавшийся на короткое время без присмотра, нашел себе занятие под большим грузовиком у двора. Перед тем, как сесть в машину, водитель и не подумал, что под ней кто-то может оказаться!.. Спасти ребенка не удалось.

Вышеперечисленные факты взяты из оперативных сводок прошлого года. Они ужасают своей непоправимостью.

Погибших детей не вернешь, но с проблемой надо бороться. Как? Корреспондент «АВ» выяснял это у тех, кто сталкивается с нею по роду служебных обязанностей.

 

Инстинкт и

безответственность

Детский травматолог Бауыржан Кдыргалиев считает, что одной из главных причин детского травматизма является еще не сформировавшийся у юных граждан инстинкт самосохранения.

— Дети остаются детьми во все времена: они имеют слабое представление об источниках опасности, им все интересно. Или заиграются и забудут, что транспортное средство может оказаться рядом. Но чаще всего виновниками детских травм являются водители, лишенные чувства ответственности. Они-то должны знать, что детей на улице все больше и больше, особенно летом. Причина того — досуговые заведения платные и не всем по карману. Но это отдельная проблема, и ее должно решать государство, — поделился мнением доктор Кдыргалиев.

Большинство детей после ДТП попадает к Самату Кокшибаеву, единственному в Актюбинской области детскому нейрохирургу.

Только в прошлом году через его руки прошли 88 детей, получивших в результате дорожных аварий черепно-мозговые травмы. Около трети маленьких пациентов нейрохирургу пришлось оперировать. Врач сетует на безответственность любящих пап, усаживающих детишек на переднее сидение рядом с собой, на отсутствие в салонах легковушек специальных кресел для перевозки малышей, на родителей, перебегающих дорогу вместе с детьми!..

— Летальный исход или инвалидность как следствие дорожного происшествия — случаи редкие. Чаще всего мы лечим сотрясения мозга различной степени, но любой диагноз есть показатель физических отклонений. Родители пекутся о здоровье детей, радеют за то, чтобы они должным образом были обеспечены… Но как мало родителей, задумывающихся о досуге чад! Обычная фраза после экстремальной ситуации: «Чего ему не хватало?» А ведь каждые мать или отец прекрасно осведомлены, насколько их дети предоставлены сами себе. Безнадзорных детей быть не должно! И культура поведения должна исходить от старших. Прежде чем разрешать детям самостоятельно передвигаться по улице, родители обязаны убедиться, что их ребенок делает все осознанно: смотрит на светофор, приближающийся транспорт, имеет представление о «зебре» и т.д., — утверждает нейрохирург.

— Сотрудники УДП должны работать в усиленном режиме возле детских учреждений до тех пор, пока у водителей при виде знака «Внимание, дети!» не выработается рефлекс на предельную бдительность, — предлагает доктор Кокшибаев. И добавляет: — Особенно рьяно печальную статистику пополняют молодые водители. Воспитанные достаточно агрессивным кинематографом, они имеют условное представление о ценности человеческой жизни, поэтому детей чаще травмирует именно эта возрастная категория автолюбителей.

 

Задание

на дом по ПДД

Инспектор дорожной полиции Ерболат Саркулов не совсем согласен с врачами по поводу дежурства сотрудников его ведомства возле школ.

— Не хватит инспекторов. Да и школы не везде расположены на улицах с активным движением. Но анализ дорожных происшествий, регулярно проводимый нашим ведомством, подсказывает темы рейдов и дает видение, в каких районах города нужно в первую очередь проводить акции, — поделился мнением сотрудник УДП. Но в самом главном он согласен с травматологами:

— Все зависит от семьи! Какой пример поведения на улице, на дороге будут подавать родители, такими пешеходами завтра будут их дети. То есть за юных граждан отвечает не школа, не УДП, не врач, а именно мать и отец. Кто виноват в том, что в семье купили очередной сотовый телефон, а не специальное автокресло для перевозки малыша? Кто позволил маленькой девочке ходить вечером одной, зная, что ей предстоит пересекать дорогу? Кто приучает наших детей перебегать дорогу, где удобнее? Или играть, где вздумается?

Ерболат Саркулов считает, что в школьной программе предмет ПДД должен оцениваться как все общеобразовательные, с выставлением оценок:

— Если у нас сплошь и рядом безответственные родители, много таких же водителей, то уже задача государства — довести до сознания подрастающего поколения культуру движения. Поведение, гарантирующее полную безопасность на дороге, школьники должны усвоить как таблицу умножения. Только так можно воздействовать на менталитет, — подытожил инспектор Саркулов.

 

Культуру пешехода — до рефлекса

Руководителя кружка юных инспекторов движения «Дорожный патруль» Викторию Дементьеву можно назвать профессионалом в вопросах профилактики детского дорожного травматизма. Ее подопечные самостоятельно готовят темы и в присутствии педагога презентуют их сверстникам.

— Темы ребята берут разные, часто их диктует сезон. Так, зимой актуально говорить о переходе дороги во время гололеда или тумана, весной о том, как правильно выбрать место для игр. Школьники знают, что такое регулируемые перекрестки и чего нужно остерегаться на нерегулируемых. Например, возле нашей школы № 16 есть «лежачий полицейский», пешеходный переход, но когда дорога под снегом и на ней появляются ледяные наросты, возникает вопрос о дополнительных ограничениях. Помимо этого мы сделали заявку на установку знака, запрещающего парковку рядом со школой. В медцентр гирудотерапии, что рядом с учреждением образования, на легковых автомобилях приезжает много народа. Паркуются, где придется. Жители близлежащих домов делают то же самое. А как любят автовладельцы разворачиваться на скорости! Этот вопрос мы выносили даже на общешкольное родительское собрание, — рассказывает Виктория Геннадиевна.

 

Надежда есть

Врачи утверждают, что из года в год статистика детского травматизма остается печально-стабильной. У инспектора УДП расклад позитивнее. Во-первых, в 2012-м в сравнении с 2011-м годом показатель гибели детей в авариях вдвое ниже. Во-вторых, появился новый экспериментальный дорожный знак, предупреждающий о необходимости снижения скорости. Установленная на улице Маресьева возле средней школы № 20 так называемая шумовая разметка зарекомендовала себя на сто процентов: с момента ее действия в том районе не зафиксировано наездов на пешеходов. И остается надеяться, что предпочтения молодых родителей очень скоро поменяются: вместо очередного навороченного сотового телефона они будут покупать кресло для перевозки малышей в салоне автомобиля. Хотя бы самое примитивное.

 

Виновата только я

В 2010 году актюбинка Нурлыгуль с шестилетней дочкой поехала к родственникам на свадьбу. Городок небольшой, движение на улицах скорее пешеходное, нежели транспортное.

— Именно поэтому дочка даже и не сказала мне, что собралась с другими детьми за мороженым. Об отсутствии Ару во дворе я узнала, когда мне сообщили, что ее сбила машина. Я не помню, что происходило тогда вокруг, только одна мысль «Жива ли дочка?» свербила мозг, — с ужасом вспоминает мама.

Потом выяснилось: когда дети пересекали улицу, остановившуюся «Газель» Ару стала обходить спереди и попала под едущую следом легковушку. Парень лет двадцати, сидящий за рулем, оцепенел так, что даже не смог выйти из машины. Старик-пешеход взял ребенка на руки, положил в машину виновника и велел ему ехать в больницу. Период реабилитации девочки продолжается до сих пор. Сначала выравнивали контур лица, нарушенный в результате перелома челюсти, — Ару долго носила специальные скобы. Что касается сотрясения мозга, невропатолог еще не снял девочку с учета.

Виновной в случившемся Нурлыгуль считает только себя.

— Дома я никогда не отпускала дочку на улицу одну, дорогу переходили, взявшись за руки. И я всегда говорила Ару, что транспорт надо обходить сзади. Но в силу обстоятельств — в гостях, с группой ребятишек, город маленький, движения почти нет — ее бдительность притупилась. Дети — наша главная ценность, в первую очередь надо думать об их безопасности. Никому не желаю пережить то, что пережила я.

 

 

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"