Кухня почты

С открытием почтового хаба в областном центре значительно выросли и объемы работ у почтовиков: принять груз, отсортировать его, зарегистрировать и отправить адресату. Конвейер не останавливается ни на час. Сейчас работники в день обрабатывают до 20 тысяч почтовых отправлений. Как быстро посылка доходит до адресата и какие еще услуги, помимо отсортировки почты, предоставляет хаб населению, узнал корреспондент «АВ».
Сам почтовый хаб представляет собой информационно-логистический сортировочный центр. К слову, таковых всего три в Казахстане. И если раньше большая часть посылок проходила через сортировочные центры в Алматы и Астане, теперь отправления из стран Европы и СНГ, предназначенные для западного региона, сортируются и проходят таможенный контроль сразу в Актобе. Это позволяет сократить срок доставки посылки до шести дней. Посылки, заказные письма, бандероли, крупногабаритный груз через почтовые центры в Актобе отгружают в Актау, Уральск, Атырау и обратно транспортируют по Казахстану, странам СНГ и за рубеж. Расположен хаб за торговым центром «Алатау». Площадь в 3 500 квадратных метров занимает ангар и стоянка для большегрузных машин. Ежедневно с почтовым грузом прибывает до пяти машин, причем дважды в неделю из Оренбурга. За ним закреплены две машины, которые доставляют почту из аэропорта и вокзалов. Еще одна развозит посылки и письма по городам Атырау, Актау, Уральск. Ежедневно почту развозят и по городским и районным почтовым отделениям, таковых в общем 35. Вся работа хаба направлена именно на оперативность доставки посылки или корреспонденции.
Проводя экскурсию по ангару, начальник управления производства и логистики Дана Сагидоллакызы рассказала и показала кухню почты изнутри.

Кстати
Почти 70% всех почтовых отправлений приходится на интернет-посылки.
Логистический центр поделен на несколько функциональных зон. Первоначально вся почта, транспортируемая из аэропорта или вокзала, поступает в пункт приема, где проходит таможенный контроль и регистрируется. После мешки с корреспонденцией и посылками пропускают через цифровой рентгенаппарат. Их проверяют на предмет выявления запрещенных вещей. Затем груз сортируют по зонам писем и интернет-посылок. Сортировка производится как вручную, так и автоматизированно. Центр оснащен современными автоматизированными системами сортировки и обмена.
– Самый ценный груз поступает в страховую зону. Это может быть посуда, стекло и другое так называемое опасное карго, за сохранность которого несут ответственность грузоперевозчики, то есть мы. В течение 12 часов мы должны обработать всю почту, поступившую за день, и отправить ее по назначению. А это, как правило, свыше 20 тысяч корреспонденции, – рассказывает Дана Сагидоллакызы.
После сортировки мешки с письмами и посылками поступают в зону выхода, где производится погрузка почтовых отправлений.
Кстати, в хабе сегодня работает 83 человека. Сотрудников набирали преимущественно из числа молодежи. Причем опыт работы на почте не играл роли. Все кандидаты прошли обучение и сразу приступили к работе. Работа в почтовом хабе посменная. К тому же сортировка заказов ведется круглосуточно.
Кстати
В среднем срок доставки посылки по стране варьируется в пределах 3-7 дней. Груз международного значения доходит до адресата за 15 дней.
Ежемесячно сюда поступает до 147 тысяч корреспонденции. В основном это заказные письма либо официальные уведомления. Еще 45 тысяч пакетов – интернет-заказы, причем на их долю приходится 70% всех почтовых отправлений. До открытия головное отделение «Казпочты» в Актобе принимало всего 25 тысяч пакетов интернет-посылок. Международные мелкие пакеты поступают из Китая, Сингапура. Это те самые посылки, которые доставляются с сайтов alibaba.com, aliexpress.com и многих других.
– При Союзе люди выписывали по почте товары, начиная от сапог и заканчивая мясорубкой. Шли прямые поставки одежды с заводов и фабрик. Сейчас же заказы преимущественно идут из Китая. Приобретают одежду, косметику, технику, мебель и многое другое. Ассортимент заказов заметно разнообразился, – включается в разговор начальник участка сортировки и перевозки почты Алтынзер Спамбетова.
До 76 400 выросло число посылок, переправляемых наложенным платежом. Крупногабаритные грузы переправляют через «Казпочту» курьерские службы. Заключаются договора с мебельными салонами, магазинами по продаже техники, автозапчастей, фармкомпаниями по поставке товаров заказчику.
– «Казпочта» уже давно работает не только по почтовым отправлениям, но и предоставляет услуги по грузоперевозкам. У нас самые доступные цены по транспортировке груза. Нашими услугами пользуются и при переезде в другой город или страну, – добавляет Алтынзер Спамбетова.
Как долго идет посылка до адресата? В среднем внутри страны – от 3 до 7 дней, в зависимости от расположения региона откуда и куда была отправлена посылка. Груз международного значения доходит до адресата за 15 дней. Сейчас в «Казпочте» ведутся работы по сокращению сроков доставки посылок по Казахстану максимум до 4 дней. С этой целью во всех отделениях внедрили новую почтово-учетную систему, которая позволяет оптимизировать работу.
Помимо этого, было запущено мобильное приложение post.kz, благодаря которому отправитель может отследить передвижение посылки не только на территории Казахстана, но и за пределами страны, что раньше было невозможно.
– Введение новой системы контроля максимально минимизирует человеческий фактор и практически исключает возможность утери посылок, – конкретизирует Алтынзер Спамбетова.
Чтобы воспользоваться приложением, нужно набрать штриховой почтовый индикатор, который присваивается почтовому отправлению, и далее отслеживать, где находится посылка. В приложении отобразится весь путь: как посылка прошла через границу, где ее зарегистрировали в Казахстане, когда прибыла в Актобе и конкретно дошла до отделения связи, где обслуживается клиент.


Айжан ШАУКУЛОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА