Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

ЛОНДОН — мотив для инноваций

фото-7_reswm

За рубеж в общем вагоне
Не знаю, чем мы — я и моя коллега из газеты «Ақтөбе» Мейрамгуль Рахат кызы — руководствовались при покупке билетов на рейс Актобе-Астана-Лондон в декабре. Скорее всего, удобством транзитного перелета и приемлемой ценой. Его стоимость — 187 000 тенге — нас вполне устраивала, тем более что к 180 000 от НАТР мы добавили всего 7 000.
Конечно, через Москву или Киев было бы еще дешевле, около 100 000. Наш коллега Нурлыбек Досыбай, журналист информпортала Baq.kz, так и сделал. Но на фоне событий прошлого года эти направления показались нам небезопасными.
Об этом мы горько размышляли 11 марта, когда рейс с 10.40 перенесли на неопределенное время. Погода сыграла с нами злую шутку, сковав льдом все, в том числе и взлетную полосу. «Эйр Астана» заверила, что отправит нас в Лондон следующим рейсом, 15-го. Профессионально-ознакомительная поездка заканчивалась 16-го. Смысла лететь уже не было…
Устав от неопределенности, решила лететь через Франкфурт-на-Майне, как предложил перевозчик, Мейрамгуль — рвануть через Уральск. В последний момент мы едва успели «перебить» билеты в Хитроу из Уральска и взять последние места в общий вагон.
При этом нам почему-то предлагали доплатить еще 90 000, хотя погодная аномалия — это однозначный форс-мажор. После небольших выяснений и звонков в Астану нам переоформили билет без всякой доплаты. Заплатив 700 тенге за комиссионный сбор агентства на билет стоимостью чуть более полторы тысячи тенге, мы успели заскочить в уходящий поезд. «Цель оправдывает средства», — успокаивали себя, лежа на голой полке. В общем вагоне удобства не предусмотрены.
Портить настроение перед поездкой не стали. Решили, как Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром», подумать и написать о проблемах потребителей услуг авиаперевозчиков и местного аэропорта позднее, вернее, по приезде.
Не буду утомлять читателя подробностями. Вот так, несмотря ни на что, 12 марта мы вылетели в Астану из административного центра ЗКО. Действительно, кто не рискует…

Астана-Хитроу, терминал 4
В аэропорту Астаны наша группа впервые собралась вместе, и мы познакомились с представителем Британского совета в Казахстане Айгерим Алпкариной. До этого мы общались с ней лишь в групп-чате «Призеры-журналисты НКИ».
Пройдя все обязательные процедуры, вышли на финишную прямую. Дьюти фри завлекал восхитительными ароматами и продукцией разрекламированных брендов. Наслышанные про дороговизну дьюти фри Хитроу, некоторые купили презенты тут же. О чем на обратном пути пожалели: стоимость беспошлинных товаров в бутиках UK (United Kingdom — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) оказалась все же ниже.
Признаюсь, хотелось скупить все. Но проклятый калькулятор-счетчик в голове все время переводил ценники на курс отечественной валюты. Соблазн приобрести дамскую сумочку, портмоне, перчатки и зонт восхитительного кораллового цвета от Gucci был очень велик. Но цена в 320 фунтов (по-нашему — 157 000) за бумажник вернула меня к действительности. До з/п было еще полмесяца, даже если директор ТОО выдаст нам премию на Наурыз. Это при том, что фунт стерлинга мы приобрели по 493 тенге. В начале года он был все 527.
Хитроу превзошел все наши ожидания. Каждые пять минут, если не чаще, здесь взлетают и приземляются самолеты. Не зря London Heathrow Airport считается вторым по загруженности пассажирским аэропортом в мире (2014 год — 68,1 миллиона человек) и первым в Европе. Расположен он в 24 километрах (15 миль) к западу от центрального Лондона. Об этом, пока мы ждали свою машину, любезно рассказали помощник Жошы и сокоординатор поездки и мероприятия Малгося Розвадовска из Британского совета в Лондоне.
По их словам, аэропорт включает в себя 5 пассажирских терминалов и один грузовой. Последний был открыт 14 марта 2008 года королевой Елизаветой II. В 1953-м первую плиту первой современной взлетно-посадочной полосы тоже заложила она.
К слову, в день нашего прилета королевы не было во дворце, о чем свидетельствовало отсутствие ее флага. Но в предпоследний день Елизавета II была дома, в чем мы увидели хороший знак.
Взлетно-посадочные полосы ориентированы с запада на восток, то есть самолеты взлетают прямо над городом, как у нас в Актобе. Теперь, увидев крыло самолета из окна своей кухни, буду представлять себя англичанкой.  К примеру, аэропорты Амстердама, Франкфурта-на-Майне и Парижа расположены в южной или северной части, что позволяет избегать подобных проблем. Другая особенность — низкое расположение над уровнем моря — 25 метров, а также частые туманы.
В 1977-м Лондонский метрополитен продлили до Хитроу. Линия Пикадилли доставляет пассажиров из аэропорта в Центральный Лондон всего за час.
В 1998-м было открыто прямое железнодорожное сообщение с лондонским вокзалом Паддингтон по специально построенной железнодорожной Большой Западной Главной Линии.
Продолжающийся рост пассажирских перевозок достиг уровня 30 миллионов пассажиров в год к началу 1980-х, поэтому возникла потребность в новом большем терминале. Терминал 4, который принимает все страны, названия которых заканчиваютеся на «стан», как Казахстан, был построен к югу от южной взлетно-посадочной полосы рядом с существующим грузовым терминалом, вдали от трех других. Он соединен с ними грузовым туннелем. Терминал был открыт принцем и принцессой Уэльскими в апреле 1986-го.

Русский отель в Русском сквере
Точный адрес Russell Hotel
1-8 Russell Square London WC1 5BE. Вдруг кому-то пригодится опыт нашего проживания в нем. Отзывы о нем разные: «достойный отель с английской атмосферой» и «хороший вариант для первого раза в Лондоне». Нас он вполне устроил.
Если доведется побывать в Англии еще, обязательно остановлюсь в нем. Он рассчитан на жителей СНГ во всем: от наших розеток до утюга.
К слову, британские переходники в Актобе не продаются, как и фунты стерлингов. Все это надо заказывать. Нас выручила коллега из Актау Венера Мирлан, собкор республиканской газеты «Айқын». Она приобрела их по 1 тысяче тенге, в маркете Хитроу наши купили их почти за 6 тысяч.
Расположена гостиница очень удобно: почти центр, за углом Британский музей и метро. На нем добраться в Хитроу можно всего за 3,5 фунта по прямой ветке за 30-40 минут. Рядом много магазинов, супермаркетов, пабов, дом-музей Диккенса.
В одном из небольших магазинчиков мы нашли сувениры и разную мелочь с логотипом Лондона по вполне приемлемой цене. Продавцы — в основном выходцы из Афганистана, Индии, Бангладеш и других стран. В супермаркете продавщица заговорила с нами на русском. Оказалось, она родом из Туркменистана, а ее тетя живет в Казахстане. Магазин, где все можно купить по одному фунту — «Паунтленд», рекомендованный нам Айгуль Нуркеевой, которая учится в Англии по программе «Болашак», мы, к сожалению, не нашли.
Кстати, мы ездили на автобусах и метро посредством карточек типа скандально прославившейся и уже, говорят, неработающей в Алматы «Онай». Здесь система работает как часы.
Рядом сквер с уютным итальянским кафе. Если приестся чисто английский завтрак в отеле, можно сходить туда. И, сидя в удобном деревянном кресле, наблюдать за любопытной белкой, диковинными птицами и домашними собаками, одетыми теплее самих хозяев.
Интересно, что люди здесь в основном ходят без головных уборов, а обувь носят на босу ногу. Нам это было немного странно, даже в солнечный день мы кутались в палантины, а в номерах включали кондиционеры на максимум. Это при том, что ни разу за 5 дней не было дождя.
У выхода встречает и провожает портье, который поможет с багажом. Место для его хранения есть. Потому, сделав чек-ин, мы смогли спокойно сходить на Бейкер стрит и в гости к Шерлоку Холмсу.

Зеленая экономика в действии
В ванной и номере приклеены рекомендации-просьбы о своевременном отключении радиатора и экономном расходе горячей воды и электричества.
Во время завтрака мы попросили горячий чай, но услышали вежливое предупреждение, что он вреден для желудка. Хотя пожелания постояльцев здесь закон. Утром вас ждет чисто английский завтрак без пресловутой овсяной каши и свежая пресса.
Соки-фреш и вода подаются в стеклянных бутылках, булочки с собой в бумажном пакете. Ложки и вилки на кофе-брейках бумажные. После использования их просто растворяют в воде.
На подлете в Лондон целые плантации солнечных батарей, впрочем, как и над всей Европой.
Здесь экономят на всем. Это видно даже по близко стоящим друг к другу зданиям. Рационально используется каждый кусочек земли.
Например, первый наш обед прошел в Pub Вестминстер, по нашим меркам, ну очень тесном. Но благодаря своей истории, связанной с королевской фамилией, он пользуется большой популярностью. В меню чисто английские пудинги и паста под соусом «болонез». Опасаясь несварения желудка от непривычных морепродуктов, взяли спагетти. Скажу сразу, у нас они вкуснее. Но зато мы впервые поели их за 9 000 тенге (18 фунтов 20 пенсов).
Малгося угостила нас английским десертом — пирогом с яблоком,  вишней и пудингом. «Каждый должен обязательно попробовать их», — считает она. Их вкус того стоит, скажу я вам. Так что при случае обязательно попробуйте Англию на вкус. Удовольствие обойдется вам от 10 до 12 фунтов.
Кстати, на Ковент-Гарден есть представительство известного повара Джеймса Оливера. Сейчас он вместе с родительской общественностью внедряет в школах здоровое питание взамен фаст-фуда. Его инициативу поддержало Правительство, для которого здоровье нации не пустой звук.
Кстати, каждый гражданин Великобритании имеет право прийти на заседание бюджетной комиссии и поинтересоваться, куда идут его налоги.
В ведении органов местной власти находятся жилищное строительство, образование, социальное обеспечение, полиция и пожарная служба. Они финансируются за счет средств, полученных от взимания муниципальных и местных налогов и дотаций центрального правительства.
Дороги — наша мечта, улочки узкие, чистые, автомобили небольшие. При их виде вспомнила публикацию в Фейсбуке «Чем казах отличается от англичанина?» и улыбнулась про себя точности сравнения.
Продолжать можно бесконечно, но ясно одно: Англия не зря считается страной с развитой зеленой экономикой. В отличие от нас здесь не призывают внедрять зеленые стандарты, а просто разумно используют энерго- и альтернативные ресурсы.
Этому здесь учат уже в семье и школе, колледжах и университете. Над проблемами здорового образа жизни, питания и экологии работают целые институты и фонды. О них и многом другом мы узнали благодаря участию в партнерской программе British Council (Англия) и Министерства по инвестициям и развитию, в частности НАТР (Казахстан) «Ньютон — Аль-Фараби» в ходе ознакомительной поездки в Лондон с 12 по 17 марта.

Святой Патрик и Биг-Бен
Так как мы прилетели в субботу, в воскресенье, 13 марта, у нас было время просто походить по Лондону. Мы пошли от Блумсбери (Рассел сквер) в Ковент-Гарден — рай для шопоголиков. Позже мы придем сюда в «Прайм-маркет» и наберем разной мелочи, и не только. Оттуда мы вышли к Трафальгарской площади, Вестминстеру, Биг-Бену и Тауэрскому мосту.
По дороге к площади было многолюдно и шумно. Оказалось, грядет День святого Патрика — праздник, который подробно описала Маргарет Митчелл в романе «Унесенные ветром». Потому на площадь в тот день мы так и не попали: там шла репетиция. Зато увидели много другого, не менее интересного.
По дороге какая-то благотворительная организация раздавала суп-пюре в контейнерах. Поддавшись ажиотажу, взяли его и мы. Свой я отдала человеку, который писал что-то мелом прямо на асфальте. Оказалось, человек просил у святого Патрика крыши над головой и хлеба на каждый день. Он поблагодарил меня за суп с таким чувством собственного достоинства, что подумала: наверное, он из рода обнищавших лордов.
В толпе была слышна русская речь. К слову, русских и украинцев здесь очень много. Все доброжелательны за редким исключением. Одна пара не захотела общаться и загородила от нас детей. Удивляться чему-либо и громко выражать эмоции здесь не принято. Сухое «Thank you» — это все, что вы услышите от деловых британцев.
Как сказала нам позже профессиональный переводчик Надия Боурова-Чандлер, в Англии почти 80 тысяч русских. Ее родители из эмигрантов, сама она работала на BBC, переводила Назарбаева и Путина.
— Назарбаев — очень харизматичный человек, переводить его одно удовольствие. У него грамотная, доступная речь и яркие интересные обороты, — отозвалась с уважением о Лидере нашей нации Надия.
Надеемся, что мы ее не разочаровали. По крайней мере, вручая нам визитки, она сказала, что будет рада видеть каждого из нас в своем доме.
В первый день нашим переводчиком был Куан, родом из Кыргызстана. Он женат на гражданке UK и надеется устроить в Туманном Альбионе лучшую жизнь себе, маме и брату.
При виде символов Англии — Биг- Бена, Тауэрского моста и Лондонского «глаза» — вспоминаются песни Земфиры и Лепса. Мы бросили тенге и пенсы в мутную воду Темзы, чтобы вернуться снова или приехать в гости к детям.
Если вы хотите увидеть свой неповторимый Лондон, советую обратиться к гиду Дарье Логиновой. Родом она из Эстонии, вместе с партнером организовала компанию и сама разработала тур.
Ляззат ЕГИБАЕВА
Актобе-Уральск-Астана-
Лондон-Астана-Актобе

PS. Итоги резюмировала PR-менеджер НАТР Айгерим Аханова: «Поездка была хоть и ознакомительной, но у журналистов много планов, связанных с работой в стране, которая будет направлена на популяризацию науки, инноваций. В частности, казахстанские журналисты будут работать над новым проектом, созданием мультимедийного научно-популярного сайта».