Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Любимая работа в любых условиях

%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%82_reswm

Два вечера балета для актюбинцев — это часть гастролей (Уральск-Актобе-Атырау) Государственного академического театра танца РК под бессменным руководством лауреата международной Сократовской премии в области культуры и искусства Булата Аюханова. Поклонники этого вида искусства посмотрели легендарное «Лебединое озеро» Петра Чайковского в интерпретации мастера, два одноактных балета — «Сон Маргариты», «Если б не было войны» — и несколько хореографических миниатюр.

Издержки
профессии,
или Все
ради искусства
В наш город этот коллектив приезжает регулярно, и любопытно, что цена билета вполне демократична: 1 000 и 2 000 тенге. На вопрос о ценовой политике администратор Асхат Байназаров ответил, что обусловлена она стремлением артистов донести искусство балета до всех слоев населения.
Заслуженный артист РК, ныне педагог-репетитор театра Сергей Тихонов обозначил нынешний гастрольный тур как подарок казахстанцам к 25-летию Независимости республики:
— До лета следующего года в наших планах объездить всю страну, представить постановки всем поклонникам балета — это будет и свое-образный творческий отчет коллектива перед его 50-летием. Совсем недавно труппа обновилась, точнее, омолодилась: артисты со стажем ушли на преподавательскую работу, а им взамен пришли выпускники училища имени Селезнева. Жаль, но начинающие артисты балета сейчас предпочитают работать за границей: там достойно оплачивается их труд. А у нас ведь и пенсию по выслуге отменили.
К слову о достойной оплате и пенсии. Айнур Нуспекова, солистка театра, на вопрос о чрезмерной загрузке артистов балета и свободном времени призналась:
— Есть у нас свободное время и время на хобби! Например, когда с утра занятия всего один час, а потом репетиция три-четыре часа и вечером нет спектакля.
Может, стоит авторам Трудового кодекса задуматься о таком режиме, ведь ежедневные часовые занятия утром и трех-четырехчасовые репетиции проходят при тяжелых физических нагрузках, запредельных для продавца или министра. Примерно, как у сталевара, шахтера, водолаза.

Балет как он есть
Постановка «Если б не было войны», представленная в Актобе, была показана в третий раз. Как заметил Сергей Тихонов, два премьерных вечера в Алматы, далее в Уральске и у нас:
— Балетмейстер — Анна Цой из Корейского театра. Поступило предложение сделать постановку, посвященную 75-летию начала Великой Отечественной, вот мы и сделали. Спектакль сложился в стиле модерн.
— Сергей Иванович, в чем яркое отличие модерна от классики?
— Классический балет танцуется исключительно на пальцах, а модерн на пальцах редко и насыщен движениями, пластикой, добавим особенности сценографии.
— Балет Булата Аюханова, единственный в своем роде в Средней Азии, — это соединение традиций казахских этнохореографических с классическими, — подключился к беседе магистрант КазНАИ имени Жургенова и артист театра танца Ильзат Аухадиев. — Скажем, Даурен Абиров и Шара Жиенкулова танцевали балет в специальной обуви, а Булат Газизович это все поставил на пуанты. И первым его опытом был балет «Казахский сувенир».
Безусловно, Булат Аюханов в некотором роде бренд Казахской ССР, а сейчас и молодой республики, и все артисты с восхищением говорят о нем.
— Скажем, только «Кыз Жибек» у мэтра имеет шесть редакций; в последней, 2013 года, акцент на Бекежане, — продолжил Ильзат.
— От чего зависит экспрессия в балете?
— Экспрессия — в пластике, но это зависит от персонажа, поэтому моя любимая партия — графа Альберто в «Жизели».
Солистки Государственного академического театра танца РК, выпускницы Селезневского училища Айнур Нуспекова и Айнур Мукашева в балете с раннего возраста, с 9 и 10 лет, поэтому насыщенный ритм жизни, несмотря на юный возраст, балеринам привычен. И девушки горды тем, что работают рядом с Булатом Аюхановым.
— Это сила, харизма, особая энергетика, принятие миссии — то, без чего невозможно состояться гению, — считает Айнур Мукашева. — Стремление открывать людям мир в двери прекрасного Булат Газизович прививает и нам. Например, когда зимой мы выступаем в сельском клубе, где отопление не предусмотрено, мы никогда не урезаем партию: загруженные хлопотами крестьяне бросили хозяйство и пришли узнать, что же такое балет. Наша миссия — одухотворять жизнь, поэтому всегда будем танцевать в любых условиях и при любых обстоятельствах.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"