Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

На захоронении Бопай ханым

%d0%b1%d0%be%d0%bf%d0%b0%d0%b9-%d1%85%d0%b0%d0%bd%d1%8b%d0%bc-%d0%b8-%d0%b4%d0%b5%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5_reswm

Наверное, нет необходимости повторяться сегодня о том, что известно широкому кругу людей: хан Абилкайыр без малого тридцать лет руководил объединениями родов Малого жуза. Он внес неизмеримый вклад в укрепление государственности и боролся за ее независимость.

О нем написали книги лучшие наши литераторы, его жизнь и деятельность исследовали маститые ученые. Оставили свои труды о нем западные путешественники и русские историки. Бесценные документы о хане, семье и его потомках хранятся в запасниках российских архивов. Сегодня они становятся достоянием нашего народа. Благодаря им  Абилкайыр хану воздаются достойные почести.
На центральной площади Актобе, в самом оживленном месте, установлен памятник, а в Айтекебийском районе, на захоронении Хан моласы, воздвигнут мавзолей. Но нельзя утверждать, что жизнь и деятельность такой крупной личности, как Абилкайыр, окончательно исследована. Еще много важных документов о нем самом и его потомках не извлечены из тайников истории.
Тем более остаются в забвении жизнь и деятельность его супруги Бопай ханым, также крупного политического деятеля. После смерти Абилкайыр хана она оказывала огромное влияние на ход истории. Она была широко  известна среди народа, а ее деяния овеяны легендой.
Так кто она такая — Бопай ханым? В годы советской власти мы знали о ней только по романам Абиша Кекилбаева «Елен-алањ и «Үркер», а также по драматическому произведению Тахауи Ахтанова «Ант».
Сейчас о ней известно значительно больше, открыты новые, ранее неизвестные документы. В 1736 году французский путешественник и исследователь Джон Кэстель, создавший картину «Бопай ханым с детьми», писал о ней «Бопай ханым (Батима) – первая жена Абилкайыра, активно участвовала в управлении государством. Родилась в 1690 году, умерла в 1780 году, пользуется большим авторитетом».
Основываясь на таких документах, а также на рассказах, передающихся устно из поколения в поколение, наш земляк Курал Токмурзин в книге «Степные мудрецы» приводит такой факт: «А.И. Тевкелев, посол русской царицы Анны Иоанновны в Казахском ханстве, писал, что Бопай ханым – старшая жена Абилкайыра — выступила на совете биев, где шел разговор о строительстве форпостов на казахских землях, и сказала, что Тевкелев не зря часто напоминает об этом. Как говорится, «без ветра не станет колыхаться трава».
Наверное, Бопай ханым не зря так сказала. Если в устье реки Ори появился Оренбург, вторым был Актобе.
По преданиям, Абилкайыр предложил российским властям новый форпост назвать Орынбол. По его мнению, это строение должно для казахов стать краеугольным камнем, должно служить их благополучию, но его назвали на немецкий лад. Абилкайыр мечтал этот город сделать столицей своего ханства, но до конца своих дней так и не ступил ногой на его улицы.
Тевкелев вспоминал, что Бопай ханым не раз предлагала построить город на Илеке. Скорее всего, это был Актобе, по ее задумке он и должен был выполнять роль столицы. В исторических документах так и говорится.
О потомках Абилкайыра подробно рассказывается в энциклопедическом справочнике «История Казахстана». Этот документ подтверждает, что у Бопай ханым было свое место в истории. Известно, например, к какому роду она принадлежала и кто был ее отцом. Бопай происходила из рода Адай. Она наравне с тарханами Жанибеком, Есетом и Бокенбаем участвовала в решении государственных вопросов.
Во время войны с волжскими калмыками она была знаменосцем, воздала почести батыру Бекету, который преследовал врагов. Об этом факте рассказывается в книге «Бекет ата», которая вышла к его 260-летию.
Однако многие ее заслуги стали известны лишь после смерти Абилкайыра. При поддержке своих известных соплеменников сын Абилкайыра Нуралы стал претендовать на ханский престол. При поддержке Бопай он осуществил свое намерение. После смерти Абилкайыра Бопай делала все, чтобы превратить это захоронение в место поклонения людей. Он был похоронен у оживленного тракта Орск – Иргиз. Потом она хотела перезахоронить хана в Туркестане, где обычно хоронили ханов. Но российское руководство обещало поставить мавзолей и облагородить это место. Однако слово это сдержано не было.
Бопай ханым родила шестерых сыновей и одну дочь: Нуралы, Ералы, Кожахмет, Айшуак, Адил, Каратай и Злиха. Все сыновья стали защитниками родной земли. Нуралы, Ералы, Айшуак, Каратай в разное время были ханами, Кожахмет и Адил – султанами.
Во многих документах Бопай называют Батима, а вот как она в русских источниках стала Попай – неизвестно. Бопай, наверное, ласкательное имя от Батима.
Бывший сотрудник Актюбинского областного краеведческого музея Зада Мукашева знала о месте захоронения Бопай ханым раньше других исследователей. Она выступала со статьями в областных и республиканских газетах.
В последние годы в поисках места захоронения Бопай ханым приезжали писатели и историки из различных уголков нашей страны. Но все они были одиночки. Большая исследовательская экспедиция из Актобе побывала на этом месте в сентябре этого года.
Прежде она побывала в селе Димитров на реке Илек, беседовали с тамошними казахами, которые поддержали идею установки на ее могиле мемориального сооружения. Они обещали помочь оградить могилу и установить кулпытас.
10 октября большая группа актюбинцев приехала на эту могилу. Возглавляли эту группу руководители общественных объединений Иглик Сагиев и Келдибай Есмаганбетов. Дорога неблизкая. Ехать пришлось через Оренбург, хотя от нашего аула Жиренкопа Хобдинского района это место находится всего в 30-35 километрах, но по прямой дороге не пускают российские пограничники.
Сопровождал нас аксакал Улыкпан, хотя дети не советовали ему ехать в такую даль. У него в доме в прошлый приезд и останавливалась экспедиция. Его старший сын Куанышбай — крупный бизнесмен в Оренбурге. Аксакал вызвал его по телефону, сказав: «Поможешь гостям».
Сын родного брата Улыкпана Махмут Тилеулы, глава местной администрации, пригласил нас в свой офис и поинтересовался, чем может нам помочь. В округе, которым он руководит, более 500 дворов и свыше 1 800 жителей. Семьдесят процентов – казахи. В селе есть мечеть, принимаются передачи «Отау ТВ». Жители всегда в курсе главных новостей Казахстана. Люди живут неплохо. Основное занятие – хлеборобство, огородничество и скотоводство.
Улыкпан Ещанов оказался человеком осведомленным по поводу могилы Бопай ханым.
— Уже лет семь-восемь, как я начал заниматься этим делом. Первый раз сюда приезжал аким Шынгырлауского района с двумя директорами совхозов. Тогда я жил в отделении совхоза, — начал свой рассказ аксакал. – Они приехали в субботу, но меня не было дома. Меня попросили сопровождать губернатора Оренбурга и известного писателя.
Эти места я знал прекрасно, так как зимой и летом в лощине Бопай ханым пас скот. И, естественно, приходилось много слышать о Бопай от местных стариков.
Я сопровождал гостей, рассказывал все, что мне было известно. Наконец, привез их на могилу Бопай. Прочли Коран. К нам присоединился аким Западно-Казахстанской области. Губернатор, аким и известный писатель, а им оказался Абиш Кекилбаев, ходили пешком, расспрашивали меня.
После их отъезда поток приезжающих увеличился. Большинство из Актобе, но приезжали из Астаны, Актау, Атырау. Все сначала искали меня. Потом стали приезжать большими группами.
…Приехавшие из Оренбурга вместе с Куанышбаем помощники, а также местные жители огораживали могилу Бопай ханым, устанавливали кулпытас, а аксакал Улыкпан продолжал свой рассказ:
— Здесь повсюду были могилы, но вешние воды омывали берега оврагов, могилы раскрывались, кости людей лежали там и тут. Во времена гражданской войны все уехали отсюда, остался, по преданию, лишь бай Саурбай. У него было много скота, мельница, поэтому его репрессировали. Кроме этого факта, никто ничего не знает.
Но жившие здесь казахи, русские, немцы в один голос утверждали, что именно тут похоронена жена казахского хана. Все указывали на одно и то же место.
Дети Бопай не могли не поставить на ее могиле мазар. Вероятнее всего, его просто разобрали.
Пока длился рассказ Улыкпана, могилу Бопай ханым оградили, кулпытас установили.
Пройдет время, и, возможно, здесь будет воздвигнут мавзолей. Одна трудность: добираться до могилы Бопай ханым приходится через пограничные кордоны, значит, не будет большого потока людей.
С учетом этого высказывалось мнение, что останки Бопай ханым надо перезахоронить на Хан моласы, рядом с Абилкайыр ханом. Наверное, это самый приемлемый вариант.
Аманкос ОРЫНГАЛИЕВ,
перевод
Муапиха БАРАНКУЛОВА

Колонка "Взгляд"