Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«Надо увековечить имена великих женщин»

мукашева_reswm_1
Зада Мукашева

Наша собеседница Зада Мукашева 36 лет проработала в местном историко-краеведческом музее. Ее знают благодаря активной поисковой и просветительской работе, которую она ведет. Посредством СМИ она знакомит жителей области с историческим наследием края и судьбами исторических личностей.

Пришла она в музей в то время, когда его директором была Ырысжан Ильясова, настоящий сподвижник своего дела, внесшая огромный вклад в сохранение истории края. Зада апай очень благодарна своей наставнице, которая сумела увлечь музейным делом ее, выпускницу физмата и бывшего редактора кинопроката, помогла проникнуться духом истории. Хотя в этом случае «семена упали в благодатную почву», так как интерес был взаимным: Заде и самой с детства нравилась историческая тема.
В музее она буквально окунулась в историю. Как сама говорит, настоящий музейный работник должен быть беспокойным человеком. Специфика работы в том, что они должны сохранить для будущих поколений свидетельства истории, которая творится ежедневно, и находить утерянные материалы прошлого.
История Города на белом холме, факты биографии известных актюбинских личностей – все это очень интересовало ее. Она не ленилась в поиске артефактов, записей устных свидетельств земляков, ходила по улицам Актобе, заходила в старые дома и расспрашивала жителей об истории их жилищ, просила показать сохранившиеся предметы старины. Очень тщательно изучала материалы фонда музея, находила интересные факты и вела поисковую работу.
Результаты работы выливались в газетные публикации и командировки в другие города. Она гордится тем, что благодаря сотрудникам музея жители области узнали много нового из истории края, жизни известных актюбинцев. Вот один показательный пример.
Нурсулу Тапалова, уроженка Уилского района, стала первой казахской балериной. Она, исполнительница народных танцев, самостоятельно освоила пальцевую технику балета. Исторический факт: в 1942 году Нурсулу Тапалова танцевала вместе с великой Галиной Улановой в балете Асафьева «Бахчисарайский фонтан», где Уланова исполнила партию Марии, а Тапалова — Заремы.
Изучая биографию Тапаловой, Зада апай съездила в Алма-Ату, где встретилась с ее дочерьми, другими людьми, знавшими Нурсулу, побывала на могиле артистки на кладбище Кенсай. Могилы Нурсулу и ее мужа, одного из первых казахских боксеров, трехкратного чемпиона страны 1930-х годов Шокыра Болтекова, оказались в запустении, не было даже кулпытасов. В театре она встретилась с Булатом Аюхановым, но он торопился, труппа уезжала на гастроли. Однако, узнав, что она интересуется жизнью Нурсулу Тапаловой, маэстро уделил ей время. Итогом поездки стала ее статья о балерине в республиканской газете.
Статья не осталась незамеченной.
— Спустя какое-то время мне позвонили из Атырау, — рассказывает Зада апай. – Мы встретились, они пригласили меня в Алма-Ату на садака. Был и Булат Аюханов. К тому времени атырауцы облагородили обе могилы, построили мавзолеи, поставили кулпытасы.
— Вот это настоящее почитание своей истории, дань памяти своим великим землякам, — вздыхая, говорит Зада апай.
Эта тема очень актуальна для нее самой. Уже много лет Зада апа, как и другие сотрудники музея, не может добиться увековечивания памяти двух великих женщин, наших землячек.

Затерянная могила Бопай ханши

Бопай ханым с детьми. Рисунок Джона Кэстла. 1736 год
Бопай ханым с детьми. Рисунок Джона Кэстла. 1736 год

Фатима Суюндыккызы (1680-1780 г.г.) — сподвижница, советчица хана Младшего жуза Абилкайыра в государственных делах, была настоящей степной правительницей. Эту удивительную, сильную, дальновидную и мудрую женщину в народе нарекли Бопай ханша. Она прожила сложную и  долгую жизнь, покинула этот мир 31 мая 1780 года в возрасте ста лет и была похоронена (по данным архивных документов) между Жиренкопой и Соль-Илецким районом в местности, названной народом «Холм Мечетка».
— В 2008 году я побывала там в составе экспедиции. Дорогу нам показали российские казахи, уважаемые аксакалы – житель Соль-Илецка Жумагали Баянасов и житель села Димитрова Илекского района Улукпан Есжанов.
Ориентировались и на исторические записи Оренбургской ученой архивной комиссии 1906-1907 г.г., члена геологического комитета Российского императора Д.Н. Соколова под заголовком «Раскопки Красногорского кургана на Кузнечной горе: «В стороне от крупных рек (Илек, Урал), несколько верст ниже поселка Черновского, у речки Черный ручей находится могила Бупай. На 10-верстной карте Оренбургского военного топо-графического отдела около этого ручья, на левой его стороне, на высоком холме, показана Бопай ханшина могила, среди местных жителей этот холм называется Мечетка».
«…Ханша эта — жена Абилкайыра, хана Малой орды, принявшего русское подданство — Папай», — уточняет Рычков (сохраняю написание того времени) в «Истории Оренбургской». Если сопоставить все названия, приведенные Рычковым, то можно предположить, что бугорок на холме Мечетка и есть могила-памятник вдовы хана Абилкайыра, как и памятник ее мужу.
Описание последнего нелишним будет привести здесь, так как оно помещено в редком теперь издании: «Памятник Абулхаира сложен из сероватого кирпича и имеет вид усеченного конуса, покрытого полушаром. Вершина его — аршина четыре, поперечник при основании сажени три. В вершину полушара воткнуто, по обыкновению, копье, обвешанное разными лоскутьями, ложками, чашками, конскими хвостами и узелками с пшеном. При совершении ежегодной тризны копье вынимается, в ямку кладут снеди и мясо, вешают новые лоскутья и копье вставляется на свое место. На могиле ханши на верху памятника был помещен полумесяц.
Теперь из местных жителей ни-кто не помнит о существовании памятника и не могут объяснить происхождение названия Мечетка: вероятно, при самом поселении русских памятник был разобран, и кирпичи из него пошли на устройство печей. Ставить могилы отдельно от общих кладбищ могли позволить себе только знатные или богатые». (Труды ОУАК, выпуск 27, Д.Н. Соколов «Из поездок по степи»).
Ханша Бопай жила в жестоком веке, когда, как отметила в своей научной публикации ученый-историк И. Ерофеева, «силой оружия создавались великие державы и с лица земли исчезали маленькие народы, когда в степи не было единства, разобщенный казахский народ представлял интерес одновременно для России, Джунгарии, Цинской и Османской империй». Эта прекрасная женщина, наделенная умом и талантом, наперекор всему отстаивала свою позицию, интересы своего народа. Отмечая в своих работах личные достоинства этой незаурядной женщины, выдающийся русский ученый А.И. Левшин (1797-1879 г.г.) писал, что она даже имела печать со своим вензелем — отличие, совсем необыкновенное в народе, который привык общаться с женщинами, как с невольницами, удаляя их от всякого участия в делах общественных. Это единственная женщина, которая удостоилась участия в работе курултая, где каждое выступление пытливо изучали, пропустив чрез сито ума и сердца.
Мы оказались первыми из Актюбинской области, кто посетил эту местность и поклонился праху своей землячки Бопай ханши. К сожалению, на месте захоронения степной правительницы нет ни кулыптаса, ни памятной доски с информацией о том, кто нашел здесь последнее пристанище.

Аккагаз  Досжанова

Гайнижамал Дулатова, Аккагаз Досжанова, Гульайым Балгынбаева. Оренбург, 1914 год
Гайнижамал Дулатова, Аккагаз Досжанова, Гульайым Балгынбаева. Оренбург, 1914 год

Аккагаз Досжанова родилась в 1892 году в поселке Борте, на территории нынешнего Мартукского района. Она рано осиротела, воспитывал ее  старший брат Сагындык. Училась в татарской школе в Оренбурге, затем в женской гимназии. Училась на медицинском факультете Московского университета. Лечила раненых в годы гражданской войны, где и подорвала свое здоровье. Диплом врача получила после окончания Средне-Азиатского университета в Ташкенте, став первой казашкой-врачом. В Ташкенте в то время училось много казахов, которые впоследствии станут известными личностями. В Ташкенте она проработала не один год, лечила детей.
Муж Алимгерей Ершин вспоминал: «Аккагаз была самородком – и как врач-педиатр, и как педагог. В совершенстве владела русским, казахским, татарским языками. Когда разговаривала, ясно отчеканивала каждое слово, не путала окончания и ударения. Мы же все, не только студенты, но и общественные деятели, писатели и поэты, в то время слабо владели русским языком и в сравнении с Аккагаз, пожалуй, даже хуже знали свой родной казахский язык. Вполне естественно, что все мы боялись «срезаться» на окончаниях, путаясь в мужском и женском родах, попасть впросак перед Аккагаз, получить замечание. Поэты-писатели Магжан Жумабаев, Мухтар Ауэзов, Жусупбек Аймаутов и другие боялись проронить лишнее слово перед ней. Аккагаз была музыкальна, имела чуткий слух и хороший голос».
У Алимгерея и Аккагаз 5 сентября 1926 года родился сын Шахбаз.
Впоследствии, в 1930 году, семья переехала в Алма-Ату, где Аккагаз работала в одной из горбольниц. Рассказывают, что в аулах, когда ребенок плакал или болел, казашки и киргизки убаюкивали их в люльках, напевая, что придет врач Аккагаз и вылечит от всех болезней, приласкает и успокоит. И дети, будто понимая, переставали плакать и крепко засыпали.
В последний год совместной жизни семья переехала в Шымкент, где жила мама мужа. Там Аккагаз, которая к тому времени серьезно болела, стало совсем плохо, и 21 января 1932 года в возрасте 39 лет она умерла.
Спустя годы ее сын Шахбаз Ершин, почетный академик Казахской академии наук не смог отыскать могилу матери – старое кладбище на окраине Шымкента было снесено, и на его месте появились городские кварталы.

 

Послесловие
Нет сомнения, что память об этих двух наших великих женщинах-землячках должна быть увековечена.
Бопай ханша заслуживает хотя бы кулыптаса на своей могиле. Конечно, надо было это сделать в прошлом году, в год 550-летия Казахского ханства и возведения мемориала Абилкайыр хана.
К слову, в свое время губернатору Оренбургской области было направлено письмо с просьбой включить ее захоронение в реестр исторических памятников России, но о результате  можно судить по нынешнему состоянию могилы.
Теперь об Аккагаз Досжановой. Убежден, что имя первой казашки-врача должно быть присвоено Актюбинскому медицинскому колледжу.
К слову, эти предложения Зада Тлегеновна высказала на встрече с акимом области и надеется, что они будут тщательно рассмотрены.
Остается только сказать, что Зада апай, находясь на  заслуженном отдыхе, продолжает заниматься своим любимым и нужным обществу делом. Она ищет новые исторические сведения и старается донести их людям.
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ

Колонка "Взгляд"