Научить понимать пациента

Как сообщить пациенту страшный диагноз?
Как наладить диалог между ним и врачом?
Этому, и не только, две недели обучала студентов и медиков заведующая кафедрой коммуникативных навыков Казахского национального медицинского университета имени Асфендиярова Фатима Багиярова.
– Первую неделю я работала со студентами из Индии. Мы рассмотрели тему «Сообщение печальных новостей». Когда пациент только узнает о своем диагнозе, он очень расстраивается, и в этот момент его нужно поддержать и вдохновить на дальнейшее лечение.
Это достаточно сложный процесс не только для пациента, но и для врачей. Им тоже очень трудно говорить и сообщать тяжелые новости. Поэтому мы учим их, как сообщить и при этом совладать со своими эмоциями, оставаться собранным и уверенным. Только тогда пациент будет доверять врачу и идти с ним дальше.

– Самая печальная новость – сообщение об онкозаболевании. Какие есть установки для врачей при озвучивании такого диагноза?
– Этому мы обучаем на более старших курсах, в том числе интернов. К сожалению, количество онкозаболеваний растет с каждым годом, и врачам часто приходится сталкиваться с этим. И чем четче он объяснит пациенту, что у него рак, тем быстрее и качественнее будет проходить лечение. Известить об этом должен именно врач, не психолог, не медсестра, не санитарка, не родственники, а именно он.
Есть две модели сообщения плохой новости – западная и восточная. В первой диагноз сразу сообщается пациенту, при этом не поощряется присутствие родственников. При второй модели диагноз сообщается всей семье. Но интуитивно врач должен понимать, насколько пациент готов к этому, предварительно узнать, доверяет ли он родственникам. И только в этом случае пригласить их и сообщить о диагнозе, чтобы семья поддержала его. Восточная модель, мне кажется, для Казахстана более приемлема, так как у нас крепкие семейные узы.

– Чему вы учите врачей, что они должны учитывать в такой ситуации?
– В ходе занятия мы обучаем, как сообщать такие диагнозы. Оказалось, врачи с большим опытом, именитые профессора не могли этого сделать. Кругами вокруг да около ходят, а сказать не могут. А молодые доктора наоборот. То есть две крайности.
Потому мы обучаем врачей, что пациента нужно настроить на это и только потом озвучивать. После того, как сообщили, самое главное – не бросить своего пациента.
Сам пациент должен пережить все этапы «горевания». Сначала он будет в отрицании, предъявлять претензии, что его неправильно обследовали и неправильно поставили диагноз. Или, что, мол, врачи такие-сякие не досмотрели. Он будет обвинять весь мир. Затем будет говорить, что обследуется в другом месте. Мол, хочу доказать, что это не мой диагноз. Это все нормально.
Затем будет грустить, впадать в депрессию. И только с какого-то времени он начнет понимать, что это суровая правда. Этим шагам мы обучаем наших студентов, чтобы они понимали, что происходит с их пациентом.

– По статистике пациенты чаще всего жалуются на отношение медиков. Что скажете по этому поводу?
– Я сама наблюдала такую сцену. Женщина врывается в приемный покой, уже агрессивно настроена, подходит к врачу, дает бумагу и говорит: «Вот, я вам принесла». Он на нее смотрит в недоумении. «Вы же мне вчера сказали, принесите направление, а то не положим в стационар», – нервно говорит она.
На что тот отвечает, что вообще в первый раз ее видит, мол, вчера был другой доктор. Она взрывается: «Почему вы меня постоянно футболите, сколько можно ходить, требуете бумаги постоянно. Моему ребенку уже хуже, никто не помогает»… и так далее. То есть конфликтная ситуация на ровном месте.
Доктор, вместо того, чтобы сказать: «Я вас понимаю, но в то же время у меня есть свои обязательства», реагирует по-другому. Если бы он понял и принял во внимание, что она кричит не на него, а на систему здравоохранения в целом, потому что препонов действительно много, конфликта можно было бы избежать.
Наша задача – научить врача понимать пациента, что если они так делают, то не потому, что доктор плохой, а потому, что пациент действительно устал бегать по больницам. Он сильно переживает за здоровье ребенка или за свое состояние. Мы должны понимать, что происходит с нашим пациентом. Конечно, если он нарушает границы дозволенного, грубит, матерится, распускает руки, то нужно принимать меры. Но чаще всего необходимо просто владеть базовыми навыками психологии, проявлять сочувствие и переживание. Именно этому – быть в помощь своему пациенту – мы и обучаем.
Алина СУЛЕЙМЕНОВА