Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Необъятный, как степь

В рамках проекта «Бақытты бала» в областном центре несколько мастер-классов дал популярный российский художник-график Алибек Койлакаев, работающий в технике пера.

Все грани  творчества
— Свою миссию я вижу в том, чтобы творить, делать выставки, через творчество рассказывать о мире, — говорит о себе Алибек. — Моя основная тематика — историческая: эпос, батыры, цари и правители. Если говорить о героях, то это лидеры своего времени, люди, повлиявшие на ход событий. Одна из свежих работ — Спартак.
Малая родина ногайца Алибека Койлакаева — дагестанское село Терекли-Мектеб, которое является центром Ногайского района. Согласно диплому Дагестанского художественного училища гость — мастер резьбы по дереву. По окончании графического факультета Краснодарского государственного университета культуры и искусств он получил специальность «книжная иллюстрация». Сегодня мастер позиционирует себя как свободного художника и общественного деятеля:
— Сейчас я живу в городе Майском в Кабардино-Балкарии, а, приехав в 2013 году в Казахстан, какое-то время жил в Астане, работал главным художником и дизайнером в «Адеми-Ай» и «Inkai», где многому научился. Одной из целей было максимально приблизиться к тюркскому миру, ведь у вас много музеев, хранящих артефакты степной цивилизации. Здесь открыл новые темы, провел несколько выставок, всерьез вдохновился. Потом работал в Турции, где дал много мастер-классов. Самым главным в творчестве вижу пропаганду мира и созидания и приобщение детей к прекрасному.
— Известно, что выставка в Адане произвела фурор среди посетителей. Чему так сильно удивились турки?
— Теме батыров, а точнее, поклонению памяти предков, подаривших нам сегодняшний день. У ногайцев, как и у казахов, это доминирует в культуре, быту. У турков же на первом месте экономика и политика.
— Где вы черпаете подсказки, как рисовать героев, живших много веков назад — Атиллу, Александра Невского, Суюмбике, Ногая, Александра Македонского и других?
— Много читаю, отдавая предпочтение исторической литературе, обращаюсь к летописям, путешествую. Куда ни приезжаю, первым делом спрашиваю о местных святынях и посещаю их — это подпитывает жизненный и творческий поток. В Актобе посетил мавзолей Есет батыра. Жизнь коротка, нужно успеть все, поэтому я езжу в кишлаки, ухожу в степь — за вдохновением. Надеюсь когда-нибудь посетить Абат-Байтак и поклониться сыну Асана Кайгы, которого ногайцы, наряду с казахами, почитают как своего предка. Так же мы относимся к Айтугану и Шалкиизу.
— Перо, бумага, тушь — ваши инструменты. Их посредством работают и другие графики. В чем особенность работ Алибека Койлакаева?
— Кроме тематической специфики, героев, замечу, что в подобной технике сегодня работают не более 10 художников — по крайней мере, мне это сказали. Но я не знаком с другими девятью и имен назвать не могу. Ориентиром и вдохновителем для меня является Леонардо да Винчи, вернее, его тетради с рисунками. Себя считаю не только графиком, так как интересуюсь многими направлениями в искусстве: модой, ювелирным делом, живописью и т.д. В творчестве чувствую себя рыбой, выпущенной из аквариума в океан: жизнь, общество, история полны красок, событий, героев и сюжетов, и хочется все это изобразить! Красота спасет мир, и я за жизнь без войн и за природу без мусора. Миссия художника в созидании.
Художников в моей родне не было, хотя выдающихся людей много, в основном — палуаны. Моя же энергия направлена только в искусство.
— Кого вы назвали бы своим главным учителем?
— Преподавателя рисунка из Краснодарского вуза Анатолия Фурсова. На третьем курсе он сказал, что далее мне учитель не нужен, так как у меня проявился почерк. На мастер-классах в Актобе — в Академии творчества и художественном лицее — я тоже говорил ребятам о важности собственного почерка, говорил об этом и их педагогам. Безусловно, знать законы рисования важно, но нужно искать свой путь — это мне преподал Анатолий Иванович, и на занятиях говорю в том числе и о важности выхода из принятых рамок, без чего не может состояться мастер. С детьми говорить нужно на равных, только задавать направление: смотрите фильмы великих режиссеров, делайте копии картин великих художников (не ради воровства, а чтобы набить руку, наработать технику) и т.д. У меня есть ученики разного возраста, которые берут онлайн-уроки и от которых порой слышу: «Алибек научил меня рисовать».

В рамках проекта
Приезд мастера в наш город стал возможным благодаря Году ребенка, объявленному акимом области, и инициативе руководителя ОО «Выбор молодых» Мади Раимова.
Вместо десяти занятий примерно для 200 детей в течение пяти дней Алибек Койлакаев дал мастер-классов и семинаров-тренингов в несколько раз больше, в том числе для педагогов. И пребывание гостя пришлось продлить. Алибек так увлек ребят, что по два часа даже самые непоседливые ребята не только впитывали азы изобразительного искусства, но и готовы были слушать дольше.
Интерес публики к своим работам художник видит в добросовестности и честности, в искреннем подходе к материалу:
— И в благодарности маме, вложившей в нас душу, все нам отдавшей и достойно вырастившей. Каких трудов стоит это женщинам, знаю не понаслышке. Хочу выразить респект и местной власти за «Бақытты бала». Я много езжу, везде даю мастер-классы, но такой масштабной работы с детьми еще нигде не видел.
Европейцы, имеющие интерес к Востоку, тюркскому миру, на выставке в Адане подходили ко мне и просили посетить их страну с мастер-классами. Бывали казусы, когда художники, проводившие занятия, просили подсказать, как лучше изобразить то или это. Думаю, это результат моей профессиональной подготовки, и жаль, что сегодня в российских вузах не готовят книжных графиков.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА

Колонка "Взгляд"